Oсобенности психологической готовности к школе детей с низким уровнем развития речи
Журнал Научные высказывания

Oсобенности психологической готовности к школе детей с низким уровнем развития речи

В статье рассматриваются вопросы проведения эмпирического исследования, направленного на определение характера влияния низкого уровня развития речи на уровень психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Основываясь на изучении научных работ по теме, автор делает вывод о высокой степени практической значимости рассматриваемых вопросов. В статье представлены результаты проведенного автором исследования и сделаны выводы относительно дальнейших перспектив изучения вопросов готовности к обучению в школе детей с низким уровнем развития речи.

готовность к обучению в школе
психологическая готовность к обучению
старшие дошкольники
дети с низким уровнем развития речи
методы исследования
методики исследования

Проблема готовности детей к обучению в школе является одной из центральных в дошкольной педагогике. Одним из критериев готовности к обучению в школе, является достигнутый ребенком уровень речевого развития, что важно для овладения навыками письма и чтения, так как является фундаментом мышления и регулятором поведения будущего школьника [1, c. 51-57, 14]. Кроме того, посредством речи, ребенок осуществляет коммуникацию с окружающими людьми (взрослыми, другими детьми). При наличии нарушений речевого развития, ребенок может испытывать затруднения в адаптации к условиям обучения. Ребенок с низким уровнем развития речевого развития, оказывается психологически не готов к новой для него учебной деятельности, что негативно влияет на его социализацию.

Таким образом, наличие проблемы психологической готовности детей с низким уровнем развития речи к обучению в школе, диктует необходимость поиска путей ее решения. В частности, необходимо проводить исследования, направленные на своевременное выявление трудностей в обеспечении психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с  речи к обучению в школе.

Целью статьи является изучение вопросов организационно-методического обеспечения исследования уровня психологической готовности детей к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития речи.

Вопросы психологической готовности детей к обучению в школе, рассматривались в работах О.А. Бессонова, В.К. Воробьева, С.Д. Забрамной, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцовой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [2-8, 13]. Указанными исследователями определены критерии оценки психологической готовности детей к обучению в школе. К их числу относятся уровень развития интеллектуальной сферы, социальной готовности к обучению [9]. Указанные параметры, зависят, в том числе, от уровня речевого развития. Исследователями отмечается, что у дошкольников с низким уровнем развития речи, наблюдается несоответствие развития интеллектуальной сферы возрастной норме [10, с. 45-53, 15].

Рассмотрим подробнее вопросы относительно организации исследования особенностей психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Указанное исследование было разбито на ряд этапов. На первом этапе, на основе изучения научной литературы по теме, были определены целевые ориентиры и выдвинута гипотеза, которая построена на предположении о том, что психологическая готовность  к обучению в школе у детей с низким уровнем развития речи может проявляться в несоответствии развития у них интеллектуальной сферы возрастной норме.    

На втором этапе исследования были сформированы экспериментальная (дети с низким уровнем развития речевого развития) и две контрольные группы (дети с низким уровнем развития речи и нормотипичные дети с соответствующим возрастной норме развитию речи). Численность детей в каждой группе составляет 32 чел. Исследование проводилось в ноябре 2022 г. на базе МБДОУ детский сад №7 «Солнышко» общеразвивающего вида, р. п. Свердловский, г. о. Лосино–Петровский.

Для проведения исследования были отобраны методики, отраженные в книге Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко, направленные на диагностику уровня сформированности интеллектуальной сферы [11]:

Таблица 1

Диагностические методики

Методика

Диагностируемый параметр

«Вырежи круг»

Мелкая моторика рук

«Домик»

Внимание

«10 слов»

Память

«Закончи предложение»

Словестно-логическое мышление

«4-ый лишний»

Мышление

«Последовательные картинки»

Мышление, речь

«Найди недостающий»

Логическое мышление

«Рисунок человека»

Пространственные представления, моторика

«Разрезные картинки»

Восприятие

«На что это похоже»

Воображение

«Запрещенные слова»

Произвольное внимание, мотивация

«Графический диктант»

Внимание, понимание устной инструкции

 

Для диагностики уровня готовности к обучению в школе была использована методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой [12].

Рассмотрим подробнее полученные результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальной сферы, которые показаны на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальной сферы (в %)

ЭГ – экспериментальная группа (дети с низким уровнем развития речи).

КГ 1 – контрольная группа (дети с низким уровнем развития речи).

КГ 2 – контрольная группа (нормотипичные дети). 

Как видно из данных, представленных на рисунке 1. В экспериментальной и первой контрольной группе (дети с низким уровнем развития речи), отсутствуют воспитанники с высоким уровнем сформированности интеллектуальной сферы. При этом во второй контрольной группе (нормотипичные дети) у 6% детей наблюдается высокий уровень сформированности интеллектуальной сферы. Во всех группах наблюдается преобладание детей со средним уровнем по рассматриваемому показателю (63%, 53%, 66% соответственно). Низкий уровень наблюдается у 38% детей экспериментальной группы, у 47% детей в первой контрольной группе (дети с низким уровнем развития речи) и у 28% детей второй контрольной группы (нормотипичные дети).

Рассмотрим результаты диагностики уровня готовности к обучению в школе (методика Т.А. Нежновой), которые показаны на рисунке 2.

   

Рис. 2. Результаты диагностики уровня готовности к обучению в школе (методика Т.А. Нежновой) (в %)

ЭГ – экспериментальная группа (дети с низким уровнем развития речи).

КГ 1 – контрольная группа (дети с низким уровнем развития речи).

КГ 2 – контрольная группа (нормотипичные дети). 

Как видно из данных, представленных на рисунке 2. В экспериментальной и первой контрольной группе (дети с низким уровнем развития речи), отсутствуют воспитанники с высоким уровнем готовности к обучению в школе. При этом во второй контрольной группе (нормотипичные дети) у 7% детей наблюдается высокий уровень. Во всех группах наблюдается преобладание детей со средним уровнем по рассматриваемому показателю (62 %, 52%, 64% соответственно). Низкий уровень наблюдается у 38% детей экспериментальной группы, у 48% детей в первой контрольной группе (дети с низким уровнем развития речи) и у 29% детей второй контрольной группы (нормотипичные дети).

Таким образом, результаты проведенной диагностики показывают наличие связи между наличием у детей нарушений речи и уровнем развития интеллектуальной сферы. У детей, не имеющих нарушений речи, наблюдаются более высокий уровень развития интеллектуальной сферы. Также можно сделать вывод о наличии связи между уровнем психологической готовности к обучению в школе и наличием нарушений речевого развития у детей. По результатам проведенной диагностики, дети, имеющие нарушения речи, показывают более низкие показатели готовности к обучению в школе, по сравнению со сверстниками, относящимися к группе нормотипичных детей с соответствующим возрастной норме развитием речи. 

Наличие детей с низким уровнем развития речи, испытывающих трудности в плане психологической готовности к обучению в школе, диктует необходимость проведения дальнейших исследований в рамках формирующего этапа эксперимента.

Список литературы
  1. Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. / Князева Т.Н — М., 2017. — 119 с.
  2. Бессонова О. А. Моделирование процессов формирования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № S1. — С. 231–235.
  3. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. — 158 с.
  4. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический матери[1]ал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.: Владос, 2003.
  5. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980 -250 с.
  6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. - С. 56.
  7. Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Научно- популярная литература «Дети с проблемами в развитии» / Т.Б. Филичева — 2004 — №1.
  8. Тивикова А.В. Ребенок с общим недоразвитием речи: Особенности психических процессов и состояний. / Филатова А.С./ Сборник статей Всероссийского педагогического форума: (7 июня 2020 г.) — Петрозаводск: МНЦП «Новая наука», 2020. — С. 222-226.
  9. Мухина В.С. Что такое готовность к учению? / Семья и школа. / Мухина В.С. — 2003. — №4. 12 с
  10. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. / Шарохина В.Л. — М.: Книголюб, 2017. — 378 с.
  11. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреж­дений. — М.: Генезис, 2008. — 80с.
  12. Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе». Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов. М., 2014. URL: https://psy.wikireading.ru/29163?ysclid=lbwpvxp2yb938568033 (дата обращения: 16.12.2022).
  13. Гусарова Л.Ф. Гарцагова Л.Р. Проблемы подготовки детей к школе // Учитель Дагестана. 2016. №12. URL: http://uchitel-dag.ru/articles/media/2016/6/30/problemyi-podgotovki-detej-k-shkole/ (дата обращения: 10.12.2022).
  14. Бабиева Н. С. Индивидуально-дифференцированный подход в развитии семантической стороны речи у дошкольников // Глобальный научный потенциал. — 2018. — №8. — С. 8–11. — URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/89/g-n-p-8(89)-main.pdf#page=8 (дата обращения: 12.02.2023).
  15. Mann, T. D., Hund, A. M., Hesson-McInnis, M. S., & Roman, Z. J. (2019). Pathways to school readiness: Executive functioning predicts academic and social-emotional aspects of school readiness. Mind, Brain, and Education, 11, 21-31.