Oсобенности психологической готовности к школе детей с низким уровнем развития речи
В статье рассматриваются вопросы проведения эмпирического исследования, направленного на определение характера влияния низкого уровня развития речи на уровень психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста. Основываясь на изучении научных работ по теме, автор делает вывод о высокой степени практической значимости рассматриваемых вопросов. В статье представлены результаты проведенного автором исследования и сделаны выводы относительно дальнейших перспектив изучения вопросов готовности к обучению в школе детей с низким уровнем развития речи.
Проблема готовности детей к обучению в школе является одной из центральных в дошкольной педагогике. Одним из критериев готовности к обучению в школе, является достигнутый ребенком уровень речевого развития, что важно для овладения навыками письма и чтения, так как является фундаментом мышления и регулятором поведения будущего школьника [1, c. 51-57, 14]. Кроме того, посредством речи, ребенок осуществляет коммуникацию с окружающими людьми (взрослыми, другими детьми). При наличии нарушений речевого развития, ребенок может испытывать затруднения в адаптации к условиям обучения. Ребенок с низким уровнем развития речевого развития, оказывается психологически не готов к новой для него учебной деятельности, что негативно влияет на его социализацию.
Таким образом, наличие проблемы психологической готовности детей с низким уровнем развития речи к обучению в школе, диктует необходимость поиска путей ее решения. В частности, необходимо проводить исследования, направленные на своевременное выявление трудностей в обеспечении психологической готовности детей старшего дошкольного возраста с речи к обучению в школе.
Целью статьи является изучение вопросов организационно-методического обеспечения исследования уровня психологической готовности детей к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем развития речи.
Вопросы психологической готовности детей к обучению в школе, рассматривались в работах О.А. Бессонова, В.К. Воробьева, С.Д. Забрамной, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцовой, Р.Е. Левиной, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной [2-8, 13]. Указанными исследователями определены критерии оценки психологической готовности детей к обучению в школе. К их числу относятся уровень развития интеллектуальной сферы, социальной готовности к обучению [9]. Указанные параметры, зависят, в том числе, от уровня речевого развития. Исследователями отмечается, что у дошкольников с низким уровнем развития речи, наблюдается несоответствие развития интеллектуальной сферы возрастной норме [10, с. 45-53, 15].
Рассмотрим подробнее вопросы относительно организации исследования особенностей психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Указанное исследование было разбито на ряд этапов. На первом этапе, на основе изучения научной литературы по теме, были определены целевые ориентиры и выдвинута гипотеза, которая построена на предположении о том, что психологическая готовность к обучению в школе у детей с низким уровнем развития речи может проявляться в несоответствии развития у них интеллектуальной сферы возрастной норме.
На втором этапе исследования были сформированы экспериментальная (дети с низким уровнем развития речевого развития) и две контрольные группы (дети с низким уровнем развития речи и нормотипичные дети с соответствующим возрастной норме развитию речи). Численность детей в каждой группе составляет 32 чел. Исследование проводилось в ноябре 2022 г. на базе МБДОУ детский сад №7 «Солнышко» общеразвивающего вида, р. п. Свердловский, г. о. Лосино–Петровский.
Для проведения исследования были отобраны методики, отраженные в книге Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко, направленные на диагностику уровня сформированности интеллектуальной сферы [11]:
Таблица 1
Диагностические методики
Методика |
Диагностируемый параметр |
«Вырежи круг» |
Мелкая моторика рук |
«Домик» |
Внимание |
«10 слов» |
Память |
«Закончи предложение» |
Словестно-логическое мышление |
«4-ый лишний» |
Мышление |
«Последовательные картинки» |
Мышление, речь |
«Найди недостающий» |
Логическое мышление |
«Рисунок человека» |
Пространственные представления, моторика |
«Разрезные картинки» |
Восприятие |
«На что это похоже» |
Воображение |
«Запрещенные слова» |
Произвольное внимание, мотивация |
«Графический диктант» |
Внимание, понимание устной инструкции |
Для диагностики уровня готовности к обучению в школе была использована методика «Беседа о школе» Т.А. Нежновой [12].
Рассмотрим подробнее полученные результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальной сферы, которые показаны на рисунке 1.
Рис. 1. Результаты диагностики уровня сформированности интеллектуальной сферы (в %)
ЭГ – экспериментальная группа (дети с низким уровнем развития речи).
КГ 1 – контрольная группа (дети с низким уровнем развития речи).
КГ 2 – контрольная группа (нормотипичные дети).
Как видно из данных, представленных на рисунке 1. В экспериментальной и первой контрольной группе (дети с низким уровнем развития речи), отсутствуют воспитанники с высоким уровнем сформированности интеллектуальной сферы. При этом во второй контрольной группе (нормотипичные дети) у 6% детей наблюдается высокий уровень сформированности интеллектуальной сферы. Во всех группах наблюдается преобладание детей со средним уровнем по рассматриваемому показателю (63%, 53%, 66% соответственно). Низкий уровень наблюдается у 38% детей экспериментальной группы, у 47% детей в первой контрольной группе (дети с низким уровнем развития речи) и у 28% детей второй контрольной группы (нормотипичные дети).
Рассмотрим результаты диагностики уровня готовности к обучению в школе (методика Т.А. Нежновой), которые показаны на рисунке 2.
Рис. 2. Результаты диагностики уровня готовности к обучению в школе (методика Т.А. Нежновой) (в %)
ЭГ – экспериментальная группа (дети с низким уровнем развития речи).
КГ 1 – контрольная группа (дети с низким уровнем развития речи).
КГ 2 – контрольная группа (нормотипичные дети).
Как видно из данных, представленных на рисунке 2. В экспериментальной и первой контрольной группе (дети с низким уровнем развития речи), отсутствуют воспитанники с высоким уровнем готовности к обучению в школе. При этом во второй контрольной группе (нормотипичные дети) у 7% детей наблюдается высокий уровень. Во всех группах наблюдается преобладание детей со средним уровнем по рассматриваемому показателю (62 %, 52%, 64% соответственно). Низкий уровень наблюдается у 38% детей экспериментальной группы, у 48% детей в первой контрольной группе (дети с низким уровнем развития речи) и у 29% детей второй контрольной группы (нормотипичные дети).
Таким образом, результаты проведенной диагностики показывают наличие связи между наличием у детей нарушений речи и уровнем развития интеллектуальной сферы. У детей, не имеющих нарушений речи, наблюдаются более высокий уровень развития интеллектуальной сферы. Также можно сделать вывод о наличии связи между уровнем психологической готовности к обучению в школе и наличием нарушений речевого развития у детей. По результатам проведенной диагностики, дети, имеющие нарушения речи, показывают более низкие показатели готовности к обучению в школе, по сравнению со сверстниками, относящимися к группе нормотипичных детей с соответствующим возрастной норме развитием речи.
Наличие детей с низким уровнем развития речи, испытывающих трудности в плане психологической готовности к обучению в школе, диктует необходимость проведения дальнейших исследований в рамках формирующего этапа эксперимента.
- Князева Т.Н. Психологическая готовность ребенка к обучению в основной школе: структура, диагностика, формирование. / Князева Т.Н — М., 2017. — 119 с.
- Бессонова О. А. Моделирование процессов формирования психологической готовности старших дошкольников к обучению в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № S1. — С. 231–235.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2016. — 158 с.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический матери[1]ал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика: Пособие для психолого-педагогических комиссий. М.: Владос, 2003.
- Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 1980 -250 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. - С. 56.
- Филичева Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников / Научно- популярная литература «Дети с проблемами в развитии» / Т.Б. Филичева — 2004 — №1.
- Тивикова А.В. Ребенок с общим недоразвитием речи: Особенности психических процессов и состояний. / Филатова А.С./ Сборник статей Всероссийского педагогического форума: (7 июня 2020 г.) — Петрозаводск: МНЦП «Новая наука», 2020. — С. 222-226.
- Мухина В.С. Что такое готовность к учению? / Семья и школа. / Мухина В.С. — 2003. — №4. 12 с
- Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. / Шарохина В.Л. — М.: Книголюб, 2017. — 378 с.
- Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2008. — 80с.
- Методика Т.А. Нежновой «Беседа о школе». Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов. М., 2014. URL: https://psy.wikireading.ru/29163?ysclid=lbwpvxp2yb938568033 (дата обращения: 16.12.2022).
- Гусарова Л.Ф. Гарцагова Л.Р. Проблемы подготовки детей к школе // Учитель Дагестана. 2016. №12. URL: http://uchitel-dag.ru/articles/media/2016/6/30/problemyi-podgotovki-detej-k-shkole/ (дата обращения: 10.12.2022).
- Бабиева Н. С. Индивидуально-дифференцированный подход в развитии семантической стороны речи у дошкольников // Глобальный научный потенциал. — 2018. — №8. — С. 8–11. — URL: http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/89/g-n-p-8(89)-main.pdf#page=8 (дата обращения: 12.02.2023).
- Mann, T. D., Hund, A. M., Hesson-McInnis, M. S., & Roman, Z. J. (2019). Pathways to school readiness: Executive functioning predicts academic and social-emotional aspects of school readiness. Mind, Brain, and Education, 11, 21-31.