Фактчекинг как инструмент медийно-информационной грамотности
Журнал Научные высказывания

Фактчекинг как инструмент медийно-информационной грамотности

Статья посвящена вопросам формирования навыков проверки фактов (фактчекинг) в современном многообразном информационном пространстве, иногда недостоверном и заведомо фальсифицированном.

Факт
фактоид
информационный пузырь
проверка фактов
ложные сведения
достоверность информации
фактчекинг

ФАКТЧЕКИНГ (fact checking) – это проверка фактов, проверка достоверности сведений, описанных в текстах научно-популярного и публицистического стиля, в новостных программах и сайтах, в социальных сетях. Может осуществляться как до публикации текста, новости, «факта», так и после его распространения. Впервые появился в двадцатых годах XX века. Изначально из чисто журналистского контроля над сведениями, фактчекинг прочно вошел в юриспруденцию, политику, обыденную жизнь и образование.  [1]

Таково последствие информационного общества, глобализации, борьбы за влияние на население и молодежь. Годом, в котором появился просто шквал недостоверной информации, которая стала сильно влиять на настроения, общественное мнение, взгляды населения и, особенно молодежи, стал 2016 (выборы в США, референдум в Великобритании, и болезнь фейков покатилась по миру). Фейки (ложные сведения) просто заглушили достоверную информацию. Согласно мировым исследованиям 50% читающих не могут различать достоверную и ложную информацию. [2]

Сейчас мы живем во время огромного количества информации (например, объем сведений в интернете удваивается каждые два месяца), появления большого количества достоверных и недостоверных электронных ресурсов, намеренно забрасываемых в интернет и социальные сети фальсифицированных «фактов», и даже просто «информационной войны» за умы и настроения публики.

Поэтому очень актуальным является умение критически оценивать увиденную, услышанную, прочитанную информацию, определять ее достоверность, не поддаваться панике, не принимать все «за чистую монету», и это важно как для педагога, так и для учащегося, и для родителей, и для обычного человека. [3]

ФАКТ – это подкрепленное надежными свидетельствами событие. У разных людей может быть разный взгляд на одно и то же событие, но с фактами не поспоришь. В получении знаний   - умение найти достоверную, научную, правильную информацию и именно ее запомнить и использовать – это просто жизненно необходимый ресурс.

ФАКТОИД – недостоверное, но опубликованное событие, приобретающее силу «обнародованного», с кажущейся «достоверностью».

КЛИКБЕЙТ – контент в Интернете, который работает только на количество просмотров, кликов.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПУЗЫРЬ – однобокая подборка в социальных сетях, когда пользователь получает только информацию в рамках своих интересов, лил не противоречащую им.  [2]

Если мы встречаемся с искаженными намеренно фактами в СМИ, нам проще «восстановить справедливость», т.к. Закон РФ «О средствах массовой информации» гласит: «Гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Если редакция не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же СМИ»

Попробуйте определить ложный или достоверный факт приведен в публикации:

  1. ЕГЭ ПО ИСТОРИИ СТАНЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ 11 КЛАССОВ.

«Без знания истории невозможно двигаться дальше», – сказано министром образования Ольгой Васильевой на лекции «Армия и общество» в Военной академии Генштаба Вооруженных сил России. Расширение перечня обязательных предметов – повод для споров с самого начала внедрения               ЕГЭ в систему образования. История и английский язык – первые претенденты на то, чтобы стать обязательными. Без них не может быть образованного человека.    Источник: https://vogazeta.ru/ «Вести образования», газета

(Ложный, так как ни на одном официальном сайте, включая Министерство образования не на это приказа, указания или даже проекта)

  1. ДЕГРАДАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Деградация образования в России - одна из самых популярных тем для обсуждения на учительских и родительских форумах. Хейтеры то предаются ностальгии по системе образования в СССР, то с завистью смотрят на финских и японских школьников. Однако данные международных исследований качества школьного образования – TIMSS (математика и естественные науки) и PIRLS (чтение и понимание текста) – показывают, что Россия входит в число лучших стран мира   по качеству работы школ.

Возможно, критики скажут, что это не у нас растет уровень школьного образования, а в других странах он снижается.

Однако статистика TIMSS и PIRLS доказывает, что если не абсолютное, то относительное качество отечественных школ растёт.

Источник: https://fioco.ru/ Результаты международных исследований качества образования 2019-2020 год

(Заголовок ложный, образование в РФ не деградировало, что показали указанные в источники цифры, результаты международных исследований)

  1. САМЫЙ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ВОЕННЫЙ ЛЕТЧИК

Кожедуб Иван Никитович – самый результативный военный летчик времен Великой Отечественной войны. В последствии – маршал авиации, трижды Герой Советского Союза, награжден 14 советскими и 6 иностранными орденами, советскими и иностранными медалями. В годы Великой Отечественной войны совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, лично сбил 62 самолета противника.

Источник: Главный исторический портал страны. История России https://histrf.ru/ (Факт достоверный, проверяемый, источники серьезный)

  1. ДЕСЯТИЧНОЕ ВРЕМЯ В АВСТРАЛИИ

Австралийское телевидение в 1975 году проинформировало телезрителей о скором переходе страны на десятичное время — систему исчисления времени, основанную на десятичных долях суток.

Согласно этой системе, в минуте 100 секунд, в часе 100 минут, а день делится 20 часов вместо 24. В передаче принял участие и премьер штата Южная Австралия Дезмонд Коркоран, который снялся в телесюжете, «одобрив» введение десятичного времени. Телевизионщики также продемонстрировали здание муниципалитета города Аделаида с новыми часами, показывающими десятичное время.  Телефонные звонки телезрителей не прекращались долго.   Источник: Австралийское телевидение. 01.04.1975.

(Факт ложный, судя по дате 1.04 это была первоапрельская шутка редакторов)

Рекомендации (полезны педагогам, взрослым, родителям и особенно детям) как понять, что информация достоверная или она ложная, фейковая.    [4]

  • Внимательно читаем, осмысливаем, сразу критически относимся к тому, что сомнительно.
  • Проверяем источники: официальный ли сайт, когда создан аккаунт, кто публикует материал, есть ли еще материалы создателя сайта в VK, Телеграм, Одноклассниках и т.д.
  • Особенно критически относимся к сведениям из Википедии (это открытая энциклопедия, данные которой из неофициальных источниках, достоверно не проверяемые).  Отличаем информацию от рекламы.
  • Если есть статистические сведения, проверяем их на официальных порталах: РОССТАТ, Аналитический центр Левады ВЦИОМ, НИУ ВШЭ, ТАСС, РИАНОВОСТИ.
  • Проверяем верно ли записаны должности у популярных лиц, например М. Мишустин назван министром иностранных дел и т.д. Проверяем как подан факт в разных СМИ и телевидении.
  • Не доверяем источникам «История для чайников», «История за 5 минут»
  • Перепроверяем сведения на специальных порталах «Антифейк», «Проверочная Телеграм канала», «Проверено»- просветительное медиа.
  • Бережем свое информационное здоровье.
  • Формируем в себе навыки фактчекинга как инструмента медийно-информационной грамотности.
Список литературы
  1. Козловский Б. Максимальный репост. Как соцсети заставляют нас верить фейковым новостям. -М.: ЛитРес, 2018. - 180с.
  2. Корнев М. Фактчекинг: 5 надежных способов проверить информацию. [Электронный ресурс] URL http://mediatoolbox.ru/factchecking/
  3. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Алексеенко И.Н.: Педагогические технологии в образовании. -М.: Феникс, 2022. -318с.
  4. Чатфилд Т. Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение. -М.: ЛитРес, 2018. – 560 с.