Особенности гендерного воспитания детей в хореографическом коллективе
В статье описывается эффективные методы творческого процесса в хореографии с учетом гендерных особенностей обучающихся. Решения проблемы через применения различных приемов.
Большинство ученых О. В. Москалюк, С. Д. Липатова, В. П. Вахтеров, С. Биддалф и другие. В своих трудах затрагивают тему обучения детей и гендерное воспитание. Ученые утверждают, что в современном обществе между мужскими и женскими стилями поведения границы стали размытыми, то есть нет четкого разделения. Стремительным переменам в обществе приводят к исчезновению классических стереотипов поведения между мужчинами и женщинами. Поэтому вопрос становится все больше в наше время воспитании: в семье, в школах и в дополнительных образовании. В образовательной системе все чаще стали использовать смешанные воспитание. Физическое воспитание мальчиков и девочек направлена на «условного ребенка», почти не имеет различный между ними. В методическом обучении только способствуют снижению нормативных для девочек. Необходимо обратить на данную проблему и найти способы (приемы) воспитания и обучения детей с учетом половой принадлежности на данную проблему родителям и педагогам.
Данная тема актуальна в дополнительном образовании в хореографическом направлении. В хореографическом искусстве возможно развивать и воспитывать ребят с учетом гендерных особенностей. Как же правильно осуществить занятия в этом ключе? Усвоение половых ролей мальчиков и девочек будет эффективным если педагог по хореографии будет правильно владеть методами и приемами обучения разнополых ребят в хореографическом классе.
Обучаясь в общеобразовательных школах ребята получают знания по-разному. Это зависти из-за психического и биологического развития детей. Поэтому обучать и воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному. Большинство специалистов считают, что нужно до 10-12 лет обучать отдельно девочек и мальчиков, а потом снова делать смешанные группы.
В. Базарный утверждал, что при совместном обучении мальчики принимают качества девочек (старательность, прилежность и т.д.) и становятся подобными им. Но если они будут обучаться в раздельных классах мальчики не будут прятаться за спинами девочек и приобретут такие качество, как смелость, воля, решительность и смогут налаживать отношения в своем классе. Но также и есть вторая позиция ученых. Обучение будет проходить совместное (смешанное) ребята научаться общаться с противоположным полом, и они станут более мобильными и социально-творческими людьми. Не нужно забывать о гендерных стереотипах. Благодаря этому мы можем сохранить устои и цивилизацию. От родителей и от преподавателей зависит правильное усвоение половых ролей ребят [2, с. 176].
В хореографическом искусстве существуют большое развитие в данном направлении. На занятиях по хореографии можно качественно и часто использовать игры, тренировочные упражнения с учетом гендерных особенностей детей. При таком обучении ребята приобретут разный характер, другой стиль и другую нацеленность. В хореографических коллективах обучаются мальчики и девочки совместно и рекомендуется выделить один или несколько дней для мальчиков. Мы можем наблюдать в хореографических училищах, что мальчики и девочки обучаются раздельно и их классы объединяют только на определенные предметах. На раздельных занятиях ребятам нужно уделять внимание на технику исполнения упражнений и развитию тех навыков которые присущно каждому классу. Мальчикам присущно развитие силы, выносливости, акробатические трюки, а для девочек присущны упражнения на развитие гибкости, грации, пластики.
На совместных занятиях педагог-хореограф может показать отличие мальчиков и девочек в поведении, в манере исполнения комбинаций. Но наглядно это достигается на занятиях по народному танцу, где юноши – показывают силу и ловкость, а девушки – красоту и скромность. В классическом танце тоже можем наблюдать разделение полов в дуэтном танце, вариациях, но не так ярко и выраженно, как в народном танце. Благодаря парным танцам воспитывается уважительное отношение к противоположному полу, формируется физиологические качества к мальчикам и девочка. Не стоит забывать и учитывать круг интересов ребенка. Бывает, что девочки интересуются мужскими движениями, и такая же ситуация происходит с мальчиками. Поэтому не стоит сдерживать желание детей и углубляться в обучении конкретным типом двигательной активности.
В. П. Вахтеров отмечает, что в хореографии собственная специфика обучения. У мальчиков и девочек является отличием нервная система. Например, адаптация у мальчиков проходит труднее, они раньше начинают отвлекаться, происходит утомление, расслабляются. Исходя этого в заключительной части урока желательно использовать музыкальную соревновательную игру, что поможет им взбодриться. Но и соответственно у девочек происходит наоборот [3, с. 224].
В младшем школьном возрасте дети хорошо общаются с противоположным полом. В такой возможности будут проходить плодотворные парные постановки и у педагога появится возможность научить детей осознавать и ощущать партнёра. Если не научить детей в младшем возрасте работать в разнополых парах, то в дальнейшем бедует очень сложно прийти к согласию в более старшем возрасте. Соблюдение этих условий хореографический коллектив способствует к успешному проведения уроков с разнополыми детьми.
В наше время следует воспитывать мальчиков и девочек, юношей и девушек по-разному так как в жизни они будут выполнять разные роли. С раннего детства детям закладываются усвоение нормы поведения и социальные роли. И какое вырастит поколение зависит от воспитанности и культуры поведения самих взрослых (родителя и педагога) и общества (социума).
- Абубикирова Н.И. Что такое «гендер»? // Общественные науки и современность. – 1996. – №6..
- Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2005. — 176 с.
- Биддалф С. Воспитание мальчишек: Почему мальчишки такие разные, и как помочь им стать настоящими мужчинами / Пер. с англ. И.А. Литвиновой. – М.: РИПОЛ классик, 2005. – 224 с.
- Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1987. – 400 с.
- Клецина И.С. Гендерная социализация / И.С. Клецина. – СПб., 1997.
- Липатова С.Д. Применение гендерного подхода в образовании // Управление начальной школой. – 2009. – №11.
- Эльконин Б.Д. Детская психология. – М., 2004.
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.
- Базарный В.Ф. Б 17 Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. — М.: АРКТИ,
- Попов А.Д. Особенности гендерного воспитания в балетном образовании, статья, Информио, 2016
- Штылева Л.В. Педагогика и гендер: развитие гендерных подходов в образовании. – М., 2014. – 16 с.