Бизнес-планирование: функции и принципы успешной реализации
В данной статье представлены различные трактовки к понятию «бизнес-планирование», исследованы основные задачи, функции и принципы бизнес-планирования. Особое внимание уделено взаимосвязи между теоретическими аспектами и практическим применением бизнес-планирования.
«Бизнес-планирование – это создание рабочей стратегии, сопоставляющей цели и текущие вводные с учетом всех действующих ограничений. С помощью этой процедуры удается избавиться от целого ряда рисков, связанных с недостатком финансов, отрицательным балансом, проблемами с кадровой политикой» [1, с. 109].
Существует разнообразные трактовки к понятию «бизнес-планирование» (таблица 1).
Таблица 1
Трактовки понятия «бизнес-планирование» в научной литературе
|
Автор |
Трактовка понятия "Бизнес-планирование" |
Комментарии |
|
Борщева А.В. [2] |
«Бизнес-планирование - это процесс разработки системы целей организации и стратегий их достижения с учетом анализа внешней и внутренней среды». |
Акцент на стратегическом аспекте и взаимосвязи целей, стратегий и анализа среды. Подчеркивает важность адаптации к внешним факторам. |
|
Голубцова А.И. [3] |
«Бизнес-планирование - это не просто предсказание будущего, а проектирование желаемого будущего и создание условий для его реализации». |
Подчеркивает активную роль компании в формировании своего будущего, а не пассивное приспособление к прогнозам. |
|
Гочина М.А. [3] |
«Бизнес-планирование - это процесс определения конкурентных преимуществ компании и разработки стратегии для их поддержания и развития на целевом рынке». |
Акцент на конкуренции и необходимости создания уникального предложения для потребителей. Сосредоточенность на стратегическом позиционировании. |
|
Мазилкина Е.И. [4] |
«Бизнес-планирование - это процесс разработки комплексного финансового плана, который определяет источники финансирования, инвестиционные проекты и ожидаемую прибыльность компании на определенный период». |
Подчеркивает финансовую сторону планирования, ориентируясь на привлечение капитала и оценку эффективности инвестиций. |
|
Сарыбаева А.Т. [5] |
Бизнес-планирование – это комплекс мероприятий, направленных на определение целей и задач развития предприятия, разработку стратегий достижения этих целей, определение необходимых ресурсов и источников их привлечения, а также на контроль и оценку результатов деятельности. |
Более широкий и комплексный подход, охватывающий все этапы планирования от постановки целей до контроля результатов. |
|
Сергеев А.А. [6] |
Бизнес-планирование - это система формализованных документов, описывающих текущее состояние предприятия, его цели на перспективу, стратегии достижения этих целей, а также мероприятия и ресурсы, необходимые для реализации стратегий. |
Акцент на формализованном характере бизнес-плана как инструмента управления и коммуникации. Подчеркивает роль документации в процессе планирования. |
Таким образом, представленные определения демонстрируют многогранность понятия «бизнес-планирования».
Рассмотрим для чего проводится бизнес-планирование, его основные функции и принципы. Основные функции бизнес-планирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Функции бизнес-планирования [4, с. 61]
|
Функции |
Описание |
Практическое применение |
|
Определение целей и задач |
Четкое формулирование целей деятельности компании на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Определение конкретных задач, необходимых для достижения этих целей. |
Цель: Увеличение доли рынка на 15% в течение 3 лет. Задача: Разработка нового продукта, ориентированного на целевую аудиторию. |
|
Оценка перспектив развития |
Анализ внешней и внутренней среды компании с целью выявления возможностей и угроз. Прогнозирование развития рынка и конкурентной ситуации. |
Оценка потенциала рынка электронной коммерции и рисков, связанных с изменением законодательства в этой сфере. |
|
Разработка стратегии |
Определение путей и методов достижения поставленных целей. Выбор наиболее эффективных стратегий для конкурентной борьбы и развития бизнеса. |
Стратегия: Диверсификация продуктового портфеля за счет выхода на новые рынки. |
|
Привлечение инвестиций |
Обоснование инвестиционной привлекательности проекта перед потенциальными инвесторами. Демонстрация перспектив возврата инвестиций и прибыльности бизнеса. |
Представление бизнес-плана инвесторам для привлечения финансирования на расширение производства. |
|
Организация и координация деятельности |
Распределение ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) между различными подразделениями и проектами компании. Обеспечение согласованности действий и взаимодействия между отделами. |
Утверждение графика реализации проекта и распределение бюджета между отделами маркетинга, производства и продаж. |
|
Контроль и оценка результатов |
Мониторинг реализации бизнес-плана и отклонений от запланированных показателей. Оценка эффективности деятельности компании и принятие корректирующих мер. |
Ежеквартальный анализ выполнения плана продаж и корректировка маркетинговой стратегии в случае отклонения от целевых показателей. |
Основная функция бизнес-планирования заключается в задаче курса развития компании на определённый период времени в соответствии с ситуацией на рынке и имеющимися ресурсами.
«Принципы – это основополагающие правила планирования, под которыми понимаются исходные положения формирования и обоснования планов с точки зрения их целенаправленности, системности, структуры, логики и организации разработки, то есть это основные требования, которые должны быть выполнены при разработке планов» [5, с. 60].
Основные принципы бизнес-планирования сведены в таблицу 3.
Таблица 3
Принципы бизнес-планирования
|
Принципы |
Описание |
Практическое применение |
|
Реалистичность |
Планы должны быть основаны на объективных данных и учитывать реальные возможности компании. |
Указание в бизнес-плане объема продаж, превышающего производственные мощности компании, является нереалистичным. |
|
Гибкость |
Планы должны быть адаптируемы к изменяющимся условиям внешней среды. |
Предусмотреть в бизнес-плане возможность корректировки маркетинговой стратегии в случае появления новых конкурентов. |
|
Комплексность |
План должен учитывать все аспекты деятельности компании (производство, маркетинг, финансы, управление персоналом). |
Бизнес-план должен содержать информацию о производственном процессе, маркетинговой стратегии, финансовом плане и кадровой политике. |
|
Системность |
Элементы плана должны быть взаимосвязаны и согласованы между собой. |
Финансовый план должен соответствовать планам производства и продаж. Увеличение производства должно быть подкреплено соответствующими инвестициями. |
|
Контролируемость |
Должны быть предусмотрены механизмы контроля и оценки результатов реализации плана. |
Включить в бизнес-план систему ключевых показателей эффективности (KPI) для оценки достижения поставленных целей. |
|
Эффективность |
План должен обеспечивать достижение поставленных целей с минимальными затратами ресурсов. |
Реализация проекта должна приносить прибыль, превышающую затраты на его финансирование. |
|
Конфиденци-альность |
Обеспечение защиты информации, содержащейся в бизнес-плане, от несанкционированного доступа. |
Ограничение доступа к бизнес-плану только для уполномоченных сотрудников компании. |
Таким образом, при формировании бизнес-плана важно придерживаться вышеуказанных принципов. За счет их соблюдения можно сформировать достаточно эффективный план.
Бизнес-планирование проводится для решения конкретных задач:
- поиск целевых рынков и определение места фирмы на них, выбор направлений деятельности, например, ООО «Свежий Хлеб» планирует расширение. Соответственно, стоит вопрос о том, стоит ли выходить на рынок здорового питания с линейкой цельнозернового хлеба (новое направление деятельности). Чтобы определить, есть ли спрос на такой продукт в городе (поиск целевого рынка) – целесообразно провести исследование рынка и изучить основных конкурентов;
- постановка долгосрочных и краткосрочных целей, например, долгосрочная цель компании ООО «Зеленый остров» – стать лидером рынка органических овощей в регионе через 5 лет. Краткосрочная цель на первый год – увеличение объема продаж на 20% за счет расширения клиентской базы;
- определение товаров и услуг, предлагаемых клиентам, например, предприятие ООО «Мобильный Сервис» проанализировало потребности клиентов и решило добавить в свой перечень услуг ремонт смартфонов на выезде. Данное направление позволяет охватить более широкую аудиторию;
- оценка расходов на производство, закупку оборудования и начало бизнеса, например, компания планирует открыть производство солнечных панелей. Менеджменту необходимо оценить затраты на закупку оборудования, аренду помещения, оплату труда персонала и приобретение сырья для производства;
- оценка соответствия персонала требованиям компании, к примеру, компания планирует расширить штат курьеров. В данном случае, руководству целесообразно оценить, соответствуют ли кандидаты требованиям к знанию города, умению оперативно выполнять заказы и наличию необходимых навыков вождения;
- продумывание маркетинговых мероприятий для продвижения продукта, например, организация планирует проведение акции «Два букета по цене одного» в преддверии 8 марта. Менеджменту необходимо разработать рекламные материалы, определить каналы распространения информации и оценить ожидаемый прирост продаж;
- анализ реального финансового состояния;
- выявление проблем, способных стать причиной невыполнения плана, например, целесообразно проанализировать возможные риски, связанные с задержками поставок сырья и ростом цен на энергоносители, и разработать альтернативные сценарии для минимизации негативного влияния на выполнение производственного плана.
Таким образом, бизнес-планирование должно выполняться перед запуском любого проекта. С его помощью можно наметить конкретные цели, оценить особенности рынка и снизить риск провала.
- Гочина М.А. Бизнес-планирование и развитие в условиях экономической неопределённости / М. А. Гочина, О. Б. Бутримова // Цифровое будущее: социальные и экономические проблемы, вызовы и возможности: Сборник статей Круглого стола, Москва, 16 ноября 2023 года. – Москва: КДУ, Добросвет, 2024. С. 109-114.
- Борщева А.В. Методика использования инструментов бизнес-планирования для разработки направлений развития предприятия / А.В. Борщева, С. Н. Сайфиева // Восточно-Европейский научный вестник. 2024. Т. 20, № 1. С. 4-7.
- Голубцова А.И. Методики и стандарты бизнес-планирования / А.И. Голубцова // Всероссийские студенческие Ломоносовские чтения - 2025: Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 марта 2025 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская И.И.), 2025. С. 316-324.
- Мазилкина Е.И. Бизнес-планирование / Е.И. Мазилкина. – Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2023. 268 с.
- Сарыбаева А.Т. Бизнес-планирование в условиях цифровизации / А.Т. Сарыбаева // Студенческий вестник. 2023. № 22-6(261). С. 58-61.
- Сергеев А.А. Бизнес-планирование: Учебник и практикум / А.А. Сергеев. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. 442 с.




