ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ОТЧЕТНОСТИ
Журнал Научные высказывания

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ ОТЧЕТНОСТИ

В данной статье рассматриваются существующие проблемы в отрасли согласования показателей на внешних и внутренних отчетных показателей в учете усовершенствования условных условий. Рассматривается и изучается терминология используемых понятий. 

регулирующий орган
отчетность
МСФО
бухгалтерский учет

Процесс перевода отчетности российских корпораций в соответствии с условиями рыночной экономики происходил в период сложных политических и экономических обстоятельств.  Сложившаяся ситуация привела к необходимости формирования отчетности российских компаний на основе международных стандартов, а также с учетом развития этих корпораций, адаптируя собственные системы управления в соответствии с рыночными механизмами.

Чтобы понять глубину проблемы, необходимо ближе познакомиться с основными составляющими рассматриваемых понятий.

В качестве сводки результатов деятельности как всей организации, так и ее подразделений в частности составляется внутренняя отчетность.  Пользователями данной отчетности являются собственники предприятия, государственные налоговые органы, органы государственной статистики, государственные и муниципальные унитарные предприятия и другие органы исполнительной власти (банки).  Состав внутренней отчетности определяется организацией самостоятельно, на основании Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика».  Данная политика сформирована с учетом специфики деятельности предприятия и является коммерческой тайной.  Учетная политика включает в себя следующие элементы:

  1. Принципы бухгалтерского учета: определить, какие методы бухгалтерского учета будут использоваться для исправления и отражения финансовых операций, таких как общепринятые принципы бухгалтерского учета (NPS) или стандартов международной финансовой отчетности (МСФО).
  2.  Организация процесса учета: определить роли и  ответственность работников, методов  документирования и мониторинга счетов и процедуры  закрытия периода.
  3. Оценка и отражение стоимости активов и обязательств: определить методы оценки стоимости     активов (например, исторического значения или стоимости стоимости) и обязательств (например, первоначальное значение или рыночная стоимость).
  4. Принципы подачи финансовой отчетности: определить  формат и структуру финансовой отчетности, а также требования к раскрытию информации. Учетная политика является важным документом, который позволяет стандартизировать учетные процессы и обеспечить надежность финансовой отчетности Организации. Также важно соблюдать требования стандартов законодательства и финансовой учетной записи. Внешняя отчетность – это способ информирования потенциально заинтересованных инвесторов (юридических лиц и отдельных лиц) в первую очередь о финансовом положении, а также об общем доходе, о движении средств и об изменении капитала.

В отличие от внутренней отчетности, внешняя отчетность должна предоставляться акционерными обществами в открытом доступе и, следовательно, является публичной.  Разница между внутренней и внешней отчетностью заключается в целевой аудитории и целях, которым она служит.

Внутренняя отчетность предназначена для использования внутри компании и предоставляет информацию для внутреннего принятия решений и контроля.  Она создается для руководства и сотрудников компании и может быть более детальной и детальной, чем внешняя отчетность.

Внутренняя отчетность может включать такие элементы, как составление бюджета, операционные показатели, управленческие отчеты, аналитическую информацию и другие данные, которые помогают руководству компании принимать стратегические и оперативные решения.

Внешняя отчетность, напротив, предназначена для предоставления информации внешним сторонам – акционерам, инвесторам, кредиторам, государственным органам и общественности.  Его цель — обеспечить прозрачность и подотчетность компании перед заинтересованными сторонами, а также помочь им принимать обоснованные решения.Внешняя отчетность обычно подчиняется определенным стандартам и требованиям, таким как российские стандарты бухгалтерского учета (РСБУ) или международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), и включает в себя финансовую отчетность и отчетность по корпоративной социальной ответственности (КСО).

В целом внутренняя отчетность в основном предназначена для внутреннего использования и управления компанией, тогда как внешняя отчетность предназначена для предоставления информации сторонам, которые не являются непосредственными участниками компании.  В связи с различием внутренней и внешней отчетности возникает необходимость объединения показателей отчетности российской и международной.  Эксперты сегодня выделяют три типа данных терминов – унификация, стандартизация, гармонизация.  С одной стороны, эти понятия могут показаться синонимами, однако в контексте данной статьи предлагается их разграничить.  Таким образом, под гармонизацией будем понимать обеспечение сопоставимости финансовой информации, содержащейся в представленной отчетности.  Стандартизация – отчетность, формируемая по единым стандартам бухгалтерского учета.  С точки зрения унификации отчетность формируется по методике, исключающей альтернативные варианты учета.  Идея гармонизации заключается в создании единой внутренней модели организации бухгалтерского учета, не противоречащей международным стандартам отчетности.  На сегодняшний день существует два уровня гармонизации показателей внешней и внутренней отчетности – местный и государственный.  Государственный уровень предполагает соответствие имеющихся стандартов отчетности требованиям Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).  Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, разрабатывая свои положения, в первую очередь создал их для транснациональных компаний, филиалы которых расположены по всему миру и, соответственно, ведут учет на основе систем бухгалтерского учета конкретной страны.  Очевидно, что в этом случае составление отчетности будет сопровождаться определенными трудностями.  Опираясь на опыт европейских стран, можно сделать вывод, что отношение к гармонизации бухгалтерского учета очень бережное.  Учитывая сильное влияние национальных традиций, существует справедливое мнение, что результат процесса гармонизации не должен наносить ущерб экономической свободе государства.

В Российской Федерации система бухгалтерского учета строится на основе комплекса национальных стандартов бухгалтерского учета или иным образом – на основе правил бухгалтерского учета.  Целью данных положений является разработка единой методики учета объектов с учетом рыночной экономики нашей страны.  Получение результатов в этой области возможно благодаря Программе реформирования российской системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФОВ настоящее время в правилах бухгалтерского учета имеется несколько спорных документов.  Содержание в главе Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» таких положений, как «Доходы организаций» ПБУ 9/99, «Расходы организаций» ПБУ 10/99 и «Учет расчетов налога на прибыль организаций» ПБУ 18/  02 заметно отличается от принятой терминологии и даже от основ экономической теории, которые широко преподаются в университетах по всей стране.  Это вызвало некоторое негодование со стороны практической стороны вовлеченных людей, таких как управленческий персонал или бухгалтеры.  Авторы данных положений ссылаются на положения МСФО для обоснования необычных интерпретаций и других несоответствий.

В результате несовершенство системы и путаница понятий создают у иностранных инвесторов имидж нестабильности и рискованных инвестиций.  Своё нежелание сотрудничать они объясняют несовершенством системы учёта.  Однако оно основано на общих для всех принципах и не может быть разными.В стремлении довести свою финансовую отчетность до международных аналогов теряется возможность более глубокой аналитики из-за сокращения количества статей.  В некоторых случаях можно наблюдать ввод показателей, полностью искажающих реальную статистику и имущественное положение компании.  Постоянные реформы в сфере бухгалтерского учета вынуждают компании практически постоянно переподготовлять своих бухгалтеров, несмотря на то, что такой необходимости нет.  Значение разработки МСФО для использования в транснациональных компаниях уже отмечалось.  В связи с разными национальными системами учета возникает необходимость в единой системе, при этом ни одна из развитых стран не отказывается от своей системы учета, в отличие от России.

Рассмотрим роль отчетности в бухгалтерском процессе.  Итак, его четыре основные части:

  • Документация.  Все транзакции должны быть документированы, независимо от суммы или частоты.
  • Интерпретация.  Полученная документация интерпретируется, систематизируется, классифицируется и регистрируется записями в регистрах бухгалтерского учета.  Обобщение.  Информация, накопленная в регистрах бухгалтерского учета, обобщается для формирования финансовой отчетности.

Анализ.  Экономический анализ деятельности предприятия проводится с целью рассмотрения общей ситуации в настоящее время и принятия управленческих решений в дальнейшем развитии предприятия.

В финансовой отчетности, подготовленной по российским стандартам, имеется ряд проблем.  Низкая прозрачность и сопоставимость отчетности;  Деловые события отражены не в полной мере.  Устаревшие основные средства предприятия учитываются во много раз превышающей их стоимость, а моральный износ не учитывается.  Следующая проблема заключается в сути метода начисления, при котором доходы будущих периодов признаются равными стоимости возникшего денежного требования, а не равными его справедливой стоимости.  В результате финансовый результат в отчетности компании завышен.Федеральный закон 2012 года «О консолидированной финансовой отчетности» предусматривал внедрение МСФО.  С точки зрения экономики Российской Федерации это был существенный шаг вперед.  Этот закон повысил прозрачность деятельности многих компаний, дал возможность сравнивать российские и зарубежные компании и, как следствие, повысил инвестиционную привлекательность и расширил доступ к международным рынкам.  Однако это не исключает ряда проблем, существующих в России, находящихся на стадии реформ.

Список литературы
  1. Терехова В.А. Международные и национальные стандарты учета и финансовой отчетности – СПб.: Питер, 2011.
  2. Соколов Я.В., Соколов В.Я. История бухгалтерского учета: учебник. – М.: Магистр, 2011.
  3. Колесник Н.Ф., Байбикова Д.К. Совершенствование нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2016 
  4. Алисенов А.С. Бухглатерская отчетность // Переход на международные стандарты финансовой отчетности как один из факторов повышения инвестиционной привлекательности России – М., 2015.
  5. Голикова О.В. Развитие учетно-аналитического обеспечения корпоративной отчетности Российских организаций. – Йошкар-Ола, 2009.