Личностные ориентиры психолого-педагогического сопровождения студентов с низкой стрессоустойчивостью
Журнал Научные высказывания

Личностные ориентиры психолого-педагогического сопровождения студентов с низкой стрессоустойчивостью

В статье рассмотрены разные уровни стрессоустойчивости студентов. Выявлены в ходе эмпирического исследования индивидуально-психологические особенности и социально-психологическая типология личности студентов с разным уровнем стрессоустойчивости. Даны рекомендации по повышению низкой стрессоустойчивости с учетом личностных психологических ориентиров респондентов.

стрессоустойчивость
НПУ
психолого-педагогическое сопровождение
студенты

Ни для кого не секрет, что студенческая пора для всех проходит по-разному: если для одних эта пора связана с беззаботностью и легкостью жизни, новыми знакомствами и разнообразными мероприятиями, то для других это сложное испытание, связанное с финансовыми, социальными, культурными проблемами [1, с. 6-8].

Обучение в средне-специальных и высших учебных заведениях приходится на юность, начало взрослости, а именно на возраст 18-25 лет. Само обучение можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким уровнем психических, физических, интеллектуальных и нравственных нагрузок, которые возрастают еще больше в сессию [2, с. 125]. Исследователи выделяют основные стресс-факторы, которые оказывают негативное влияние на жизнедеятельность студентов: нехватка времени, информационные и психические перегрузки, несоответствие имеющихся знаний и предъявляемых требований, личные психологические особенности студентов, состояние здоровья, финансовые проблемы, адаптация к жизни в другом городе, новые условия жизни и общения и пр. При этом, если молодые люди имеют неудовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости и в целом низкий порог сопротивляемости стрессу, стрессоустойчивости, то они могут не справиться с возникшими трудностями.

Адаптацию проходят все студенты, особенно это касается первокурсников, они больше всего нуждаются в поддержке, т.к. они являются наиболее уязвимой прослойкой студенчества. Учащиеся испытывают повышенные нагрузки различного характера, по сравнению со школой, особенно это заметно на первых курсах обучения, студенты попадают в резко изменившееся социальное окружение, им приходится учиться самостоятельности в бытовом плане, учиться нести ответственность за себя и свои поступки, они сталкиваются с новыми требованиями к обучению в вузе, у них увеличиваются интеллектуальные нагрузки, им приходится изменять свой распорядок дня, некоторые из них испытывают проблемы с финансами, здоровьем, одиночеством и пр [3, с. 114-118] . Все эти причины и многие другие у многих людей вызывают дистресс и различные отрицательные чувства (замешательство, беспомощность, фрустрации и пр.) и если человек не находит в себе ресурса справиться самому, то у него начинаются проблемы психосоматического (язва желудка, болезни щитовидной железы и т. д.) или психологического (нервозы, истерики, мысли о суициде и т.д.) характера. Таким образом, фундаментом успешности студента во многом будет являться нервно- психическая устойчивость, стрессоустойчивость.

Особую роль в успешной адаптации, личностной и профессиональной реализации имеет целенаправленная помощь и поддержка учащихся со стороны вуза в виде психолого-педагогического сопровождения. Это важно потому, что в нынешних обстоятельствах образование в высших учебных заведениях напрямую связано с максимальной актуализацией человеческого фактора и направлено на формирование независимой и самореализующейся личности.

На сегодняшний день обстановка в мире такова, что наиболее успешным становится не тот, кто когда-то в свое время получил большой багаж знаний и остановился на этом, а тот, кто способен учиться и усваивать новую информацию, уметь ее добывать и обрабатывать, ведь в современном мире информация быстро устаревает. Умение учиться студент должен приобрести в вузе, от это будет зависеть его профессиональное развитие и становление. Степень овладения учащимися этим умением будет немало завесить от уровня его НПУ и в целом стрессоустойчивости, таким образом, благоприятная психологическая и социальная обстановка позволит студентам максимально реализоваться и этому должна способствовать психолого-педагогическое сопровождение.

Основной целью психолого-педагогического сопровождения учащихся во время обучения является формирование у них психологической готовности найти и понять себя и свою жизненную позицию, в это так же входят такие позиции как личностное, социальное и профессиональное развитие.

В виду того, что вуз должен подготовить не просто интеллектуально развитого специалиста, но и личность, стремящуюся к самоактуализации, возрастает роль процесса воспитания, поддержки. Потому осуществляемая воспитательная работа в пространстве вуза является сложной задачей, ведь непросто обеспечить успешную адаптацию студентов, создать позитивный психологический климат в группе, а также условия для развития инициативы, независимости.

Таким образом, становится очевидным, что от своевременной и эффективной работы в рамках психолого-педагогического сопровождения в условиях обучения в высших учебных заведениях, от того насколько студент вольется в новый коллектив, и привыкнет к новым нормам и ценностям студенчества как социальной группы, будет зависеть накопление опыта, что ему очень поможет в дальнейшем профессиональном росте.

Актуальность данной работы заключается прежде всего в запросах страны, которая нуждается в конкурентоспособном, высококвалифицированном профессионале, важной профессиональной характеристикой которого является позитивное отношение к работе, нервно-психическая устойчивость и стрессоустойчивость. Как показывает статистика, у современных студентов, подверженным многочисленным стрессогенным факторам, часто формируется негативное отношение к процессу обучения, под влиянием стресса у студентов возникают психосоматические и психические болезни и отклонения, так же в последнее время среди студенческой молодежи участились случаи суицидов, что является подтверждением того, что в вузах проводится не на достаточном уровне психолого-педагогическое сопровождение.

Гипотезой данного исследования выступило предположение, что выборка респондентов неоднородна по показателям нервно-психической устойчивости (НПУ), студенты с низкими показателями НПУ обладают индивидуально-психологическими особенностями, которые выступают в качестве личностных ориентиров при их психолого-педагогическом сопровождении.

Исследование проводилось в городе Краснодар на базе ФГБОУ ВО КубГУ (Кубанского Государственного университета), в исследовании принимали участие студенты мужского и женского в возрасте от 17 до 23 лет, общее число респондентов составило 68 человек, из которых 46 женщин (68 %) и 22 мужчин (32 %).

Для решения поставленной задачи в качестве методик исследования были взяты «Прогноз 2» по оценке нервно-психической устойчивости, 16-факторный опросник Кеттелла по оценке индивидуально-психологических особенностей личности и тест Джоса по оценке социально-психологической типологии личности MBTI; в качестве методов были взяты теоретические методы – анализ научной литературы, синтез данных; эмпирические методы – опросный метод; математические методы  обработки – кластерный анализ (иерархическая кластеризация, метод К-средних), проверка на неоднородность дисперсии с помощью критерия Ливиня (Levene'Test), параметрический метод сравнения двух независимых выборок с использованием t-критерия Стьюдента.

В целом результаты эмпирического исследования можно представить в виде следующих выводов.

26 % от общего числа девушек и 14 % от общего числа юношей имеет неудовлетворительный показатель НПУ, т.е. подвержена нервно-психическим срывам в стресогенных ситуациях, данная категория входит в 1-й кластер. Удовлетворительным уровнем НПУ обладает 39 % девушек и 40 % юношей, потому данная категория респондентов входит во 2-й кластер. Хорошим показателем нервно- психической устойчивости обладает лишь 24 % девушек и 32 % юношей, эта категория студентов входит в 3-й кластер. Высоким уровнем обладает наименьшее количество студентов, их часть составила 11 % среди девушек и 14 % среди юношей, они так же входят в 3-й кластер.

Юноши обладают более высоким показателем нервно-психической устойчивости, чем девушки.

На фоне преобладания в выборке средних значений по параметрам методики Кеттелла, для юношей по сравнению с девушками характерны: более низкие показатели по фактору С (эмоциональная нестабильность), фактору F1 (сдержанность), более высокие показатели по фактору Е (самоутверждение), фактору N (дипломатичность), фактору F2 (экстраверсия) и фактору F3 (уравновешенность).

Кластер 1 с неудовлетворительным НПУ наименее распространённый, из них 77 % женщин (10 человек) и 23 % мужчины (3 человека). Респонденты кластера 1 обладают высокими показателями по фактору L (подозрительны), фактору O (тревожны), фактору Q4 (напряжены), фактору A (необщительны), фактору C (эмоционально нестабильны).

Кластер 2 с удовлетворительным НПУ наиболее распространенный, из них 69,7 % женщин (23 человека) и 30,3 % мужчин (10 человек). Респонденты кластера 2 склонны к нонконформизму (фактор Q2).

В кластере 3 с хорошим и высоким уровнем НПУ среднее число респондентов, из них 63,6 % женщин (14 человек) и 36,4 % мужчин (8 человек). Респонденты кластера 3 – подозрительны (фактор L), с низким уровнем напряженности (фактор Q4).

Согласно результатам по тесту Джоса, респонденты обладают следующей социально-психологической типологией (MBTI):

- в 1 кластере преобладающим типом является: ISFJ Хранитель традиций (23, 1%) – упорны, предусмотрительны, пунктуальны, обидчивы, невротичны; ESTP Специалист (23,1 %) –  решительны, эмоциональны, недоверчивы; ISTP Реализатор (15,3 %) – молчаливы, впечатлительны, изобретательны;

- во 2 кластере преобладающим типом является: ISTJ  Координатор (30,3 %) – дисциплинированы, практичны, спокойны, вдумчивы ; ISFJ Хранитель традиций (21,2 %) –  упорны, предусмотрительны, пунктуальны, обидчивы; ISTP Реализатор (12,1 %) – склонны к скепсису и иронизации, впечатлительны, обязательность и пунктуальность зависят от настроения;

- в 3 кластере преобладающим типом является: ISTJ  Координатор (31,9 %) – дисциплинированы, практичны, спокойны, вдумчивы; ISFJ Хранитель традиций (22,7 %) – ответственны, корректны, не переносят критику в свой адрес; ISTP Реализатор  (13,7 %) – впечатлитнельны, изобретательны, скептичны и ироничны.

Таким образом, результаты эмпирического исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу. Действительно, выборка студентов неоднородна по показателям НПУ; имеются индивидуально­-психологические особенности у студентов со сниженными показателями нервно-психической устойчивости, которые являются личностными ориентирами при их психолого-педагогическом сопровождении.

В ходе психолого-педагогического сопровождения респондентов 1-го кластера с низким уровнем нервно-психической устойчивости следует проводить мероприятия по психологическому просвещению, психодиагностике, профилактике, психологической коррекции. Со студентами с низким уровнем НПУ рекомендуется проводить групповые тренинги на повышение коммуникативных способностей, а также тренинги на снижение тревожности и эмоциональной напряженности. Со студентами 2-го кластера рекомендуется проводить тренинги на снижение тревожности.

Студентам с неудовлетворительным уровнем НПУ рекомендуется овладеть способами повышения уровня стрессовой устойчивости и техниками снятия эмоционального напряжения: релаксация, аутотренинг, физические упражнения, самогипноз. Данной категории молодых людей так же следует овладеть продуктивными и эффективными копинг-стратегиями планирования, социальной поддержки, самоконтроля, положительной переоценки, принятия ответственности.

Список литературы

1. Гапонова, С. А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве вуза : дис. … д-ра психол. наук / Гапонова София Александровна. – Нижний Новгород, 2017. 6–8 с.

2. Бачериков, Н. Е. Психогигиена умственного труда учащейся молодежи / Н. Е. Бачериков. – Москва: Эскимо. – 2010.– 125 с.

3. Трошкова, Е. А. Жизненные ориентации студенчества: тенденции изменений / Е. А. Трошкова // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. – № 3. – С. 114-118.