Институт наследования интеллектуальных прав в зарубежном законодательстве
Журнал Научные высказывания

Институт наследования интеллектуальных прав в зарубежном законодательстве

Проанализирован институт наследования интеллектуальных прав в зарубежном законодательстве.  Обращено внимание на основные проблемы наследования интеллектуальных прав в зарубежном законодательстве. Предложены пути решения выявленных проблем.

наследование интеллектуальных прав
интеллектуальные права в зарубежном законодательстве

В современном мире существует тенденция соприкосновения как национальных правовых систем разных государств, так и правовых семей в целом. Данный факт усиливает значимость сравнительно–правового анализа развития и функционирования законодательства зарубежных стран в области интеллектуальных прав для создания полной картины правового регулирования этого института[1, с. 35].

Важной особенностью исследования будет и то, что, помимо нормативно–правовых актов, немало внимания будет уделено и доктрине, которая в некоторых странах оказывает сильное влияние на законодательство о наследовании интеллектуальных прав.

На смену концепции дарования права охраны произведения правителем конкретным лицам в индивидуальном порядке, распространенной до конца XVIII века, приходит другая, основанная на закреплении данного права в законе для всех. В этой связи в XIX начинают формироваться несколько различных доктринальных моделей, нашедших отражение в законодательстве соответствующих стран.

В первом случае в государствах, относящихся к романо–германской правовой семье, признавалась принадлежность произведения автору только лишь на основании факта его создания данным лицом. Автор произведения становился центральной фигурой правового регулирования. Также немаловажное внимание уделялось не только имущественным, но и личным неимущественным правам автора.

В XIX широкое распространение получила так называемая «проприетарная концепция» патентного и авторского права.  В первую очередь, это относилось к таким странам как США и Великобритания. В данных государствах понимание этой концепции сводилось к тому, что авторское право фактически становилось одной из разновидностей права собственности. В праве вышеперечисленных стран присутствую конструкции, предполагающие, что автор может препятствовать всяческому нарушению его прав[2, с. 68]. Эти положения дают автору возможность использовать свое произведение и получать от этого выгоду любым способом и в любой форме. Целью подобных положений в законодательстве заключалась в защите имущественных прав как непосредственных авторов, так и других лиц, к числу которых могли относиться издатели, приобретающие права у автора или его правопреемников. Однако имущественная защита авторов при этом  была несколько ограниченной. Помимо этого, предусматривалась также возможность уступки автором принадлежащих ему прав за денежное вознаграждение, если иной порядок не предусмотрен договором.

Следующий подход, который можно назвать «концепцией исключительных прав», сформировался и получил свое распространение преимущественно в законодательстве стран континентальной Европы. Основополагающим принципом данной концепции являлось выделение в праве интеллектуальной собственности двух отдельных видов прав:

  • личные неимущественные права, являющиеся неотделимыми от автора и неотчуждаемыми;
  • имущественные, которые возможно отделить от личности автора.

Имущественные права могли быть переданы другим лицам, а также являться самостоятельным объектом в торговом обороте.

С наступлением XX века и все большему развитию международных связей, в том числе и в области охраны авторских прав, остро стал вопрос о правовой охране соответствующих правомочий. Столкновение различных национальных правовых систем, правовых семей и доктринальных представлений вызывало различные негативные явления. Способом преодоления данных проблем являлось сближение различных правопорядков, в связи с чем можно говорить об их синтезе через принятие международных правовых актов и их имплементацию в национальное законодательство. Первые подобные попытки были предприняты еще в конце XIX века с принятием в 1883 году Парижской конвенции по охране промышленной собственности. Но одним из самых знаковых международных актов XX века можно назвать Конвенцию, учреждающую Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности, подписанную в г. Стокгольме 14.07.1967.

Стоит отметить, что вышеназванные акты никак не регулировали вопросы, касающиеся наследования интеллектуальных прав. Эти правоотношения входили в исключительную компетенцию национального законодателя.

На данный момент в мире существуют две основные концепции наследования, которые основаны на различиях в самом понимании правовой природы данного института[3, с. 15].

Первая наиболее распространена в странах континентальной Европы. Она испытала на себе влияние римского права. Основой данной концепции является принцип универсального правопреемства, означающий, что имущество наследодателя переходит к наследникам в неизменном виде как единое целое в один и тот же момент. Российское законодательство также использует данный принцип, он закреплен в п 1. ст. 1110 ГК РФ.

В таких странах, как США, Австралия, Великобритания, Канада и других применяется другой принцип, согласно которому имущество наследодателя ликвидируется, его долги оплачиваются , а также погашаются все прочие обязательства, например налоговые. Наследники в этом случае имеют лишь право на оставшуюся часть наследства.

Закон Великобритании об авторском праве,  промышленных образцах и патентах 1988 г., например, разрешает передавать авторское право по наследству в виде завещательного распоряжения, либо по закону как личное или движимое имущество. Передача авторского права имеет место быть, но рассматривается она лишь в ограниченном для применения виде. В законодательстве Канады различные формы интеллектуальной собственности наследуются в качестве имущественных прав.

Рассматривая законодательство США, можно отметить, что основным законодательным актом в области регулирования интеллектуальной собственности является Закон об авторском праве США, принятый в 1976 году с более поздними поправками. Данный закон допускает возможность полной уступки авторского права третьим лицам. Сама защита прав автора распространяется на оригинальные произведения, которые выражены на любых материальных носителях, а также могут быть воспроизведены с помощью различных устройств.

В разделе 204 данного закона регламентирована возможность передачи прав собственности на авторские права, в том числе и в порядке наследования. Одно из основных требований, предъявляемых к наследодателю, касается подписания бумажного документа для законодательного подтверждения факта передачи прав.

Что касается правомочий наследников, то они сводятся к следующим правам:

– право на воспроизведение произведения;

– право на копирование произведения;

– право создавать производные от оригинальной работы произведения;

– право на продажу исходного произведения;

– право на сдачу произведения в аренду;

– право на публичное исполнение произведения.

– право на запись звука на электронное устройство в цифровом формате.

При анализе законодательства ФРГ, стоит обратить внимание на то, что в этом государстве, в отличие от стран англо–саксонской правовой семьи, в которых распространена проприетарная конструкция прав интеллектуальной собственности, широкое применение нашла такая правовая категория, как «исключительные права». Основным законом, регулирующим наследование авторских прав, является Закон Федеративной Республики Германия Об авторском праве[4, с. 32].

Согласно ст. 28 данного закона, авторское право может быть передано в порядке наследования. Также в соответствие со ст. 29 с помощью завещательного распоряжения, сделанного наследодателем, исполнитель завещания может получить возможность осуществлять авторские права. Ст. 30 гласит о том, что правомочия наследника соответствуют таковым у автора. Возможность предоставления автором возможности использовать свое произведение другими лицами предусмотрена в ст. 31. Отдельно оговорено положение, согласно которому права на использование произведения могут быть переданы исключительно с согласия автора.

Статья 43 регламентирует, что положения о наследовании применяются также и к тем случаям, когда произведения были созданы автором в рамках выполнения им своих трудовых или служебных обязанностей, если из сущности данных отношений не вытекает иное. Положения ст. 42 дают автору возможность отозвать право на использование своего произведения в тому случае, если реализация данного произведения больше неприемлема для него в силу изменившихся убеждений.

Сходная возможность присутствует и у правопреемника, но при условии, что он сможет доказать:

  • факт наличия у автора перед смертью права на отзыв;
  • невозможность заявить об отзыве при жизни, либо распорядился отозвать право в завещании.

Исходя из анализа Закона Германии об авторском праве 1992 г.,можно сделать вывод о том, в данном случае после смерти автора наследнику переходит право на вознаграждение за использование служебного произведения, если из содержания трудовых или служебных отношений не следовало иное. Важным условием является также и то, что права на использование произведения могут быть переданы исключительно с согласия автора. Законодательство Германии, помимо прочего, предусматривает возможность перехода авторского права в полном объеме нескольким наследникам (сонаследникам). Они обладают теми же правами, которыми обладал автор при жизни. Таким образом, законодательство признает возможность перехода к ним также и права на воспроизведение.

Важное значение имеет  и анализ положений Кодекса интеллектуальной собственности Франции.В статье L.121–1 раскрывается содержание указанных прав, а также указывается, что автор имеет право на уважение имени, авторства,  произведения. Данные права являются личными, неотчуждаемыми, к ним не применяются правила о сроке исковой давности. Осуществление данных прав третьими лицами возможно на основании завещательного распоряжения. Статья L.121–2 гласит, что право на обнародование произведения принадлежит только автору. В ней же определяются способ и условия обнародования. После смерти автора право на обнародование произведения переходит к исполнителю завещания, назначенному автором при жизни, а в случае отсутствия последнего данное право может быть осуществлено (если не противоречит прижизненной воле автора) следующими лицами: потомками, супругом, в отношении которого нет вступившего в законную силу судебного решения о разделении имущества, или не вступившего в новый брак, иными наследниками, чем потомки автора, получающими все наследство или его часть, полными отказополучателями или одаряемыми совокупностью будущего имущества. Несмотря на декларируемую  неотчуждаемость прав на уважение имени, авторства, произведения, ст. 121 Кодекса гласит о том, что наследники могут наследовать эти права и имеют возможность защищать их.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовое регулирование наследования интеллектуальных прав находилось в тесной связи с правовой регламентацией прав авторов и изобретателей. Процесс эволюции регулирования наследственных отношений происходил под влиянием социального и экономического развития общества, а также был обусловлен имущественными и неимущественными интересами как авторов, так и их наследников, потребностями их защиты. На законодательные конструкции разнообразных  правовых актов, регулирующих данную сферу, оказывают влияние не только различные модели наследования, но и двуе основные доктринальные концепции, которые обосновывали правовой режим результатов интеллектуальной деятельности и прав на них различным образом (проприетарная концепция и концепции исключительного права).

В различных странах, принадлежащих как к англо–саксонской, так и к романо–германским правовым системам, правовой институт наследования интеллектуальных прав построен на своих моделях, определяемых доктринальными подходами, а также сложившимися порядками наследования. В условиях глобализации отчетливо видна тенденция к расширению перечня прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые могут передаваться по наследству, а также на сближение двух доктринальных концепций, которые находят свое отражение в международных правовых актах и национальном законодательстве государств.

Список литературы
  1. Баринов Н.А., Блинков О.Е. Наследование в международном частном праве и сравни–тельном правоведении // Наследственное право. 2013. № 1. С. 35.
  2. Каминская Е.И. Авторские права как права человека // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 68.
  3. Гаврилов В.Н. Наследники по закону и порядок призвания их к наследованию по российскому и зарубежному законодательству // Наследственное право. – 2011. – № 2. – С. 15.
  4. Евстафьева И.В. Правовое регулирование международного наследования имущественных авторских прав // Цивилист. – 2012. – № 3. – С. 75.
международный научный журнал

Научные высказывания #70

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 16 января по 30 января
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
13 февраля