Живописный образ города в творчестве магаданских художников
Журнал Научные высказывания

Живописный образ города в творчестве магаданских художников

Исследование посвящено изучению и анализу творчества магаданских художников, которые запечатлели на своих картинах, рисунках и гравюрах Магадан. В результате работы проанализировано более ста произведений живописи и графики с конца 30-х годов прошлого века до наших дней, впервые сделаны попытки классификации произведений по характеру отражения реальности.

художники
Магадан
живопись
графика
городской пейзаж

Магаданское изобразительное искусство зародилось еще в 30-е годы прошлого века. Первые художники Колымы – заключенные Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей. После освобождения они оставались в Магадане, работали сценографами, иллюстраторами в издательстве, чертежниками (Василий Шухаев, Геннадий Данилов, Эрик Валентинов, Валентин Антощенко-Оленев и многие другие) [1].

В 1957 году решением правления Союза художников СССР в Магадане было создано областное отделение Союза художников РСФСР. За все годы существования МСХ принял под свое крыло более ста мастеров.     

С момента зарождения изобразительного искусства на Колыме магаданские художники в качестве объекта изображения или предмета вдохновения обязательно выбирали Магадан. Практически у каждого мастера можно найти картину, как-то связанную с городом.

В Магаданском областном краеведческом музее хранится самая большая художественная коллекция работ магаданских художников. На более сотне картин и рисунках изображен Магадан. 

Проанализировав творчество местных мастеров, можно сформировать целостный живописный образ города. В этом анализе и заключается цель исследования.

В Магаданской области последние полвека никто системно не изучал творчество колымских художников. За всю историю МСХ было издано несколько живописных альбомов местных художников, альбом-справочник, где собраны биографии художников, живших в Магадане [2]. Но искусствоведческих публикаций с профессиональным разбором творчества того или иного мастера не было. Наше исследования – это первая попытка обобщить художественный опыт магаданских живописцев и графиков.

Художникам интересно в Магадане всё: дома исторического центра, окраины с неприметными полуразрушенными домами. Они писали Магадан во все времена года, фиксировали изменения, которые происходили с ним (строительство новых микрорайонов, снос старых домов). Мы объединили произведения искусства по принципу отношения к реальности.

1. Реалистичные работы. В эту группу мы отнесли картины, рисунки, гравюры, выполненные реалистичной манере. Красота изображаемого объекта здесь неважна, главное – объективно отразить то, что видит художник. Такие работы представляют краеведческий интерес, они позволяют увидеть нам Магадан прошлого. Магадан реалистичный представлен у Федора Вертинского, Николая Ларина, Евгения Мелешкина, Николая Мерзлюка, Владимира Сергеева, Владимира Мягкова-ст. и многих других.

Много работ в жанре городского пейзажа у магаданского графика Вячеслава Фентяжева. В них сочетаются и историческая правда, и художественный стиль. Одна из самых известных гравюр – «Алешкин дворик» (рис. 1).

Рисунок 1. Вячеслав Фентяжев. Алёшкин дворик. 1998. Цветная гравюра на картоне.

На гравюре изображен двор в центре Магадана. На ней мальчик гуляет во дворе с собакой. Мы можем увидеть, как выглядели детские площадки того времени и то, что навсегда утеряно. Дом с башенкой построен из красного кирпича. Со стороны улицы стены дома красили, а вот со стороны двора – никогда. Густой красный цвет стен, который потемнел со временем, придавал дому величественность и создавал определенную атмосферу. Несколько лет назад стены зашили сайдингом, и двор потерял свою притягательную таинственность.

Безусловный краеведческий интерес сегодня представляют рисунки репрессированного в 30-е годы художника Геннадия Данилова. Благодаря ему мы сегодня можем увидеть Магадан начала 40-х годов. Например, на акварельном рисунке «Ворота в магаданский парк культуры» (рис.2).

Рисунок 2. Геннадий Данилов. Ворота в магаданский парк культуры. 1940.

На рисунке изображены деревянные ворота в городской парк, сейчас они каменные. Сохранилось много фотографий, которые подтверждают, что изначально вход в парк был деревянным (рис. 3). Рядом художник запечатлел ателье бытового обслуживания «Огонёк», стильное по архитектуре для того времени здание с огромными окнами в китайском стиле. Ателье снесли около сорока лет назад. Благодаря редким сохранившимся фотографиями и рисунку Данилова сегодня мы можем рассмотреть ателье «Огонёк» (рис. 4).

 

  

                    Рисунок 3,4.Фото из фондов Магаданского областного краеведческого музея

2. Картины с «измененной реальностью». В эту группу мы отнесли работы, на которых реально существующие в Магадане дома художники располагают в некоем хаотичном порядке, не так, как в жизни. Реальные объекты художник композиционно «перемещает» по своей задумке с определенной, как нам кажется, целью – создать обобщенный образ города.

Собирательный образ центра Магадана предстает на картине Александра Мягкова «Город-1» (рис. 5) [2, с. 69].

Рисунок 5. Александр Мягков. Город-1. Холст, масло.

С крыши дома мы смотрим на исторический центр Магадана: дома на проспекте Ленина, кинотеатр «Горняк», Магаданский театр, дом с башенкой. В реальности эти здания стоят не так. Художник намеренно размещает узнаваемые объекты по своему сценарию, чтобы создать обобщенный образ исторического центра Магадана.

3. Работы с «дополненной реальностью». В этой группе работ мы видим Магадан реалистичный, узнаём улицы, дома, но художники дополняют свои пейзажи несуществующими, вымышленными объектами. Таким образом картины рождают новые смыслы.

Магический сюрреализм Александра Пилипенко погружает зрителя в тайну города, в его философию. Здесь выделяется картина «Театр», где к узнаваемому магаданскому театру идут персонажи из итальянской народной комедии. Это обобщенный образ всего Театра, как мира высокого искусства, и принадлежность Магадана к этому миру (рис. 6) [3, с. 89].

 

Рисунок 6. Александр Пилипенко. Театр. 2011. Холст, масло.

В живописи Валерия Цирценса Магадан романтичный, яркий, притягательный. В работе «Тост за друзей» художник экспериментирует с ракурсом (рис. 7) [4, c. 72].

Рисунок 7. Валерий Цирценс. Тост за друзей. 1996. Холст, масло.

Живописец взлетает над центром Магадана: мы узнаем проспект Карла Маркса, театр, первую магаданскую школу, городскую елку. На первом плане Цирценс рисует портреты своих единомышленников – известных в Магадане писателей А. Мифтахутдинова, Ю. Рытхэу, А. Кымытваль, А. Бирюкова, архитектора К. Козаева, художника В. Кошелева и его жену. В небе над любимым городом и любимыми друзьями проплывает сам художник с женой и сыном. Глядя на полотно, мы чувствуем, что Цирценсу в Магадане хорошо, этот город его вдохновляет, здесь он счастлив.

4. Картины-впечатления. К данной группе мы отнесли работы, цель которых состоит в передаче определенного состояния, определенной эмоции, связанной с городом. Художники заимствуют знакомые зрителю магаданские ландшафты или фрагменты архитектуры, переосмысливают их и пишут своё впечатление о Магадане.

Обратимся к работам двух магаданских художников – братьев Мягковых. Александр Мягков и его живописная серия «Город» (рис. 8) [5, с. 72-73].

 

  

Рисунок 8. Александр Мягков. Серия «Город». 2007. Аппликация, темпера, акрил, масло, ткань, металлопластик.

На картинах мы узнаем исторический центр Магадана: фрагменты фасадов, лепнины, формы окон. И в таком детализированном подходе тоже обобщенный образ города. Теплая цветовая гамма помогает дорисовать в воображении Магадан осенний. Художник будто приглашает отправиться в путешествие по любимым местам, приглашает почувствовать свой Магадан.

Работа его брата Владимира Мягкова «Город на берегу» (рис. 9) [5, с. 19].

 

Рисунок 9. Владимир Мягков-мл. Город на берегу. 1990. Холст, масло.

На переднем плане абстрактная конструкция, а дальше узнаваемая, вполне реалистичная бухта Нагаева. Мы понимаем, что фантастические ледяные торосы – это и есть Магадан, холодный, мрачный, непонятный.

5. Работы с подтекстом. К данной группе мы относим картины с историко-мифологическим и философским смыслами. Это работы-тексты, работы-послания, работы, которые нужно «прочитывать».

Этой группе принадлежит картина Александра Пилипенко «Город 413» (рис. 10) [3, с. 85].

Рисунок 10. Александр Пилипенко. Город 413. 2009. Холст, масло.

Известный дом с башенкой на углу пр. Ленина и ул. Портовой художник помещает в огромную раковину посреди некоего мифического пространства.

Вот как Пилипенко говорит об этом образе: «Здесь внутренний контраст… С одной стороны, столичная, еще имперская архитектура центральной части города, которая говорит: Магадан – часть большой страны; с другой – ракушка, символизирующая закрытость, морскую и географическую принадлежность» [5, с. 100].

Другие эмоции рождает графический триптих Владимира Мягкова «Город мастеров» (рис. 11) [2, с. 71].

 

Рисунок 11. Владимир Мягков-мл. Триптих «Город мастеров». 1988–1989. Бумага, офорт, травление.

Мы узнаем Магадан по старым зданиям, фрагментам архитектуры, ландшафту. Но художник компонует образы так, будто мы смотрим в разбитое зеркало прошлого. Мягков рассказывает драматическую историю рождения Магадана и драматические истории людей, с которых начинался город.

Работы с историко-мифологическим смыслом заставляют задуматься. Они выводят образ Магадана на философский уровень понимания.

Художники писали Магадан, начиная с первых годов основания города. В магаданском художественном наследии много работ, которые кроме художественной ценности, имеют ценность историческую, являясь отражением действительности. Местные мастера – наследники разных эстетических традиций и художественных направлений – за 90 лет создали обобщенный портрет города-легенды, разный, а потому живой и интересный, где неприкрашенный реализм соседствует с философией, романтикой и лирической мечтательностью.

Список литературы
  1. Магаданская организация Союза художников России // МОУНБ им. А. С. Пушкина. – URL: https://mounb.ru/magadanskaya-organizatsiya-soyuza-hudozhnikov-rossii/ – Дата обращения: 10.01.2025.
  2. Толоконцева, О. А. Прекрасного след. Художники Магаданской области : [Альбом-справочник] / О. А. Толоконцева, Л. Д. Роньжина ; Магадан. обл. универс. науч. б-ка им. А. С. Пушкина ; Магадан. обл. орг. Всерос. творч. обществ. орг. «Союз художников России» ; вступ. ст. В. И. Кандыбы. – Москва : Пранат, 2002. – 256 с. : ил., фото.
  3. Александр Пилипенко.   Живопись, графика : альбом-каталог. – Магадан : Изд-во «Охотник», 2015. – 188 с.
  4. Художник Валерий Цирценс. Чистота периферии : Живопись. Графика. – Магадан : Изд-во «Охотник», 2014. – 102 с.
  5. Живописный Магадан : литературно-художественное издание. – Магадан : Изд-во «Охотник», 2014. – 154 с.

 

 

 

 

 

 

 

международный научный журнал

Научные высказывания #87

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 12 декабря по 31 декабря
Осталось 15 дней до окончания
Размещение электронной версии
19 января
Загрузка в eLibrary
20 января
ISSN № 2782-3121
eLibrary № 302-10/2021
СМИ ЭЛ № ФС77-79727
Следующий выпуск
с 31 декабря по 19 января