Взаимосвязь развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми оВз в условиях комбинированной группы"
Журнал Научные высказывания

Взаимосвязь развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми оВз в условиях комбинированной группы"

В статье обозначен вопрос взаимосвязи развивающей среды и содержательного общения взрослых с детьми ОВЗ, в частности детей с РАС,  в условиях комбинированной группы детского сада.

развивающая среда
содержательное общение
дети с ОВЗ

В моей теме  обозначены два понятия: развивающая среда и содержательное общение.

- Что мы называем содержательным общением?

Содержательная сторона общения – это совокупность материальной, когнитивной, мотивационной и деятельностной составляющих:

  • материальное общение – обмен предметами и продуктами деятельности человека для существования и развития;
  • когнитивное – передача знаний, навыков, умений;
  • мотивационное – передача друг другу побуждений, установок, мотивов к действиям в определенном направлении;
  • деятельностное общение – обмен навыками, операциями, умениями с целью совершенствования практики.

Позволю себе задать дополнительный вопрос.

- А каким может быть содержательное общение с детьми с РАС?

- Что для этого необходимо?

Создание специальных образовательных условий, специальной развивающей среды.  И это обусловлено тем фактом, что для аутизма характерны проблемы с установлением контакта, формированием отношений, организацией общения и мышлением.

Аутизм представляет собой комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных, двигательных и сенсорных нарушений.

- Кто является  связующим звеном в организации среды и общения?

- Педагог!

- Какими качествами, в первую очередь,  должен он обладать?:

Педагог, обладающий, прежде всего умением преодолевать барьеры общения; умеющий влиять, оказывать психологическое воздействие на ребенка с учетом его личностных особенностей; владеть всеми средствами коммуникаций, в особенности невербальной.

Акцентирую ваше внимание на невербальной коммуникации.

  • Кинестика – исследует внешние проявления чувств и эмоций (в основе лежит общая моторика) различных частей тела) – это мимика, жестика, пантомимика;

Лицо человека - «зеркало души» мимика почти не поддается контролю, по ней можно судить о действительном отношении к партнеру. Приветливое выражение, улыбка свидетельствуют о добрых намерениях

  • Такесика – изучает прикосновения, рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и т.д.;
  • Проксемика – рассматривает нормы пространственной и временной организации общения. Это то расстояние, на которое подпускает нас ребенок. Если по его ощущениям вы сели слишком близко (даже если это расстояние в два метра), а он не готов принять вас в свое личное пространство, то ребенок каким-либо образом продемонстрирует свое неудовольствие. Мы с детьми приходим к их зоне доверия. Это может быть уровень прикосновений. 
  • Визуальное общение ("контакт глаз") – это важное дополнение к речевой коммуникации.  «Посмотри на меня!» Мы здесь, мы рядом.

Для ребенка с РАС важна визуальная поддержка. Это крайне важная составляющая содержательного общения с детьми с РАС. Мы ввели визуализацию правил поведения, режима дня, планера занятия (рис.1) 

  

Рисунок.1 Планер занятия

Дети с РАС не интересуются ролевыми сюжетами, не копируют жизненные ситуации (семья, работа). Поэтому  мы  используем те развивающие игры, которые помогают ребёнку адаптироваться в социуме, улучшить контактность с окружающей средой.

На первое место выходят сенсорные игры: зрительные, тактильные, слуховые (рис.2)

Наши дети нуждаются в Сенсорных перерывах.

В результате сенсорной перегрузки возникают атипичные реакции на сенсорные раздражители (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные, вкусовые, двигательные).  У ребенка могут проявиться негативные формы поведения, такие как крики, раскачивания из стороны в сторону, удары головой, многократное повторение фразы, разбрасывание предметов и другие. В ситуации такого разрушающего стресса предлагаем им стимулирующие игрушки, такие как мягкие мячики, мячики - Су-Джок, кинетический песок и другие предметы.

В целях создания более комфортной и благоприятной среды в нашей группе есть возможность уединения – палатка - вигвам. Она позволяет ребенку чувствовать себя спокойнее и защищеннее.

Дети с расстройствами аутистического спектра  нуждаются в особой безопасной поддерживающей среде. В этом нам помогает Яйцо Совы – это мягкий шарообразный мешок, в который можно залезть целиком и почувствовать себя в тепле, комфорте и безопасности, очень мощный инструмент сенсорной интеграции, помогающий ребенку почувствовать себя в мире, ощутить границы своего тела и научиться им владеть, снять напряжение и стресс.

В группе есть несколько кресел – мешков, способствующих мышечному расслаблению.

Мы не  перегружаем сенсорную зону вещами. Большинство детей с аутизмом нуждаются в дополнительной стимуляции вестибулярной системы. Это дает возможность получить необходимую сенсорную стимуляцию, что может уменьшать повторяющиеся поведение.

Прыжки на фитболе или батуте помогают детям в координации движений, а также восприятия своего тела. Многие дети с аутизмом имеют проблемы с восприятием ощущений от мышц и суставов и пониманием положения своего тела в пространстве. Для этого у нас есть утяжелители, а для сна ребенка утяжеленные одеяла.

Общение ассоциируется у ребенка с теплотой, любовью и радостью. Мы стараемся оставаться ненапряженными. С какой стати ребенок станет общаться, если это не доставляет удовольствия?

Мы находим множество причин для общения. У нас нет хода пословице: «Когда я ем, я глух и нем».  Мы выражаем свое мнения простыми словами и урчанием котенка, которому нравится еда, жестами и мимикой – от поднятия большого пальца до отодвигания тарелки и качания головой. Нам сложно принимать пищу: кто - то лижет язычком, кто – то не умеет пить. Но дети нормы это принимают,  и не возникает вопросов, что наш Максим первый идет кушать и спать, а мы следом тихонько заходим и укладываемся, жестами друг другу показываем – «ТИХО».

А мальчик с ЗПР взял шефство над ребенком с РАС – он берет его за руку и показывает ему что делать, ведет его по коридорам детского сада, «контролирует» его деятельность во время групповых занятий – например: музыкальном.

Часто дети с РАС предпочитают, чтобы окружающая среда, обстановка была одинаковой, чтобы вещи и игрушки стояли всегда на одном и том же месте; могут предпочитать ходить одними и теми же маршрутами, придерживаться внешне бессмысленных распорядка и ритуалов. Болезненно и остро реагируют на какие-либо изменения. Наши – такие! И дети нормы поддерживают этот порядок.

Возможно, кто – то заметит, что это не содержательное общение в его полноценном виде. У  ребенка есть Имя собственное и мы получаем отклик – это приятно, вызывает положительные чувства, заставляет его быть более открытым, предрасположенным к продуктивному разговору.

«Ты – Максим. Я – Дина. Посмотри на меня. Здравствуй! Доброе утро!»

Это наш ежедневный ритуал. Наше приветствие.

Мы протягиваем друг другу ладошки, касаемся друг друга. Мы говорим.

Если бы мы получили возможность увидеть и прочувствовать мир их ощущениями, то возможно, мы смогли бы открыть для себя еще одно измерение человеческого общения.

 

Список литературы
  1. Бороздина В.В. Психология делового общения https://psy-top.ru/
  2. Н.Ф. Ригина. С.Ю. Тацюра. Организация работы с ребенком с аутизмом/Сфера., 2018.

 

международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 12 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября