Как выстроить работу обучающихся, сдающих ЕГЭ по истории, при подготовке к решению задания №21
Журнал Научные высказывания

Как выстроить работу обучающихся, сдающих ЕГЭ по истории, при подготовке к решению задания №21

В статье рассматриваются практические вопросы создания грамотной и результативной системы при подготовке к экзамену по истории, практика работы с заданием №21. Даются советы для педагогов и выпускников при подготовке к ЕГЭ по истории.

подготовка к заданиям второй части
практика решения задания №21
ЕГЭ по истории
открытый банк заданий ЕГЭ по истории

Единый государственный экзамен по истории – это сложная, динамично изменяющаяся система проверки знаний и умений обучающихся, серьезный этап государственной итоговой аттестации выпускников.

Готовясь к его сдаче, выпускники обычно ориентируются на временные рамки двух учебных лет – 10 и 11 класс, редко кто справляется с большим объемом содержания за год и рассчитывает на высокие результаты. Но и в том, и другом случае нужна продуманная система подготовки.

Выделим главные подходы к организации такой системы:

  1. Изучение материалов ЕГЭ по продуманному, а не хаотичному плану.
  2. Сочетание различных источников знаний (учебников, специальной исторической литературы, справочников, видеоуроков, онлайн семинаров, документальных фильмов на официальных порталах).
  3. Практика. Практика. Практика. Начиная с самого первого уровня подготовки.
  4. Тщательное изучение Демоверсии, Кодификатора, Спецификации к ЕГЭ  данного конкретного учебного года, Открытого банка заданий ЕГЭ ФИПИ.
  5. Правильное распределение времени на теоретическое изучение тем, практические занятия, систему отдыха.

В разделах содержания ЕГЭ по истории (по Кодификатору, с.13-14) входят темы: [4, С. 13-14]

1-6/ История России с древнейших времён до 1914 г.

7/ История России. 1914–1945 гг.

8/ Великая Отечественная война (1941–1945)

9/ СССР в 1945–1991 гг.

10/ Российская Федерация в 1992–2022 гг.

11/ Всеобщая история. 1914–1945 гг.

12/ Всеобщая история. 1945–2022 гг.

Они проверяются в 21-м задании, в двух частях: №1-12 - задания в кратким ответом, №13-21 – задания с развернутым ответом.  Задания части 2 требуют системного подхода и умения грамотно построить ответ.

Начиная готовиться к их решению, нужно внимательно изучить все требования к ответам по нормативным документам, рассмотреть примеры и правильные варианты ответов, критерии оценивания и то, за что могут сняться баллы.

Рассмотрим в рамках данной статьи работу только с заданием №21.

Это, согласно Спецификации к ЕГЭ по истории [ 4, С.14]задание высокого уровня сложности, трехбалльное, включающее темы «С древнейших времён до начала XXI в. (включена всеобщая история). Задание проверяет умение аргументировать данную в задании точку зрения с исторических позиций и доказывать свою линию оценки событий. Вопросы касаются истории России и Всеобщей истории.

Приведем конкретный пример:

В XIV-XV вв. во Франции и России шел процесс централизации. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что оба процесса проходили в данных государствах в указанный период: один аргумент для России и один аргумент для Франции. При изложении аргументов используйте исторические факты.   [1]

То есть правильно ответить на вопрос можно только понимая, кроме самого содержания вопроса, еще и что такое «аргументы» и «исторические факты».

Исторический аргумент - это аргумент, представляющий собой набор утверждений, предназначенных для демонстрации того, что конкретный вывод, называемый тезисом, является истинным.

Исторический факт – это объективно произошедшее событие прошлого, воссозданное по историческим источникам и введенное в научный оборот.

В критериях оценок (Демоверсия ЕГЭ по истории. С.34) сказано, что ответ получит 3 балла, если будут правильно приведены аргументы и для истории России и для истории зарубежного государства, приведено два исторических факта, возможность использования которых в данной позиции очевидна; два балла ученик получит, если приведет только один аргумент; один балл, если аргументы не сформулированы, но правильно приведены исторические факты; и ноль баллов, если сдающий  ЕГЭ просто приводит рассуждения общего характера или дает неправильный ответ.

Очень часто, школьники, которые торопятся обстоятельно выучить историю России к ЕГЭ, подготовку по Всеобщей истории оставляют на потом, на самый последний этап, думая, что заданий по ней не так много, а потерять один первичный балл в задании №21 не так страшно. Это в корне неправильно. Тогда знания получаются неполноценными, и причем часто один-два первичных балла в пересчете на итоговые дают большой разрыв в окончательных баллах. Разумнее изучать и ту, другую историю в их общей хронологической последовательности.

Теперь приведем правильный ответ на поставленный выше вопрос:

Аргумент №1 (для России)

В XV веке Иван III объединяет большинство русских княжеств в Единое Московское государство (присоединение Новгородского 1478г., Тверского -1485г. княжеств). Он принимает Единый свод законов, Судебник Ивана III 1497г., создает первые органы центрального управления (Приказы). Эти факты свидетельствуют о централизации власти в государстве.

Аргумент №2 (для Франции)

В период правления Карла VII (1403-1461) во Франции победой государства в Столетней войне над Англией была завершена большая кровопролитная война, которая истощила страну и разобщила ее территории. Централизацию власти продолжил Людовик XI (1461-1483), он ликвидировал независимость крупных феодалов Франции (выступив против коалиции Герцога Бургундии Карла Смелого, использовал и дипломатические переговоры, и подкупы, и интриги), что стало предпосылкой для абсолютной монархии, пополнения территории землями и продолжения централизации государства.

Очень часто вопросы задания №21 строятся на ведущих событиях в периоды правления самых значимых исторических деятелей, поэтому важно при изучении тем составлять их главные характеристики и выделять последствия действий.  Можно порекомендовать выпускникам книги для подготовки:

  • Пазин Р.В. ЕГЭ. История. 130 исторических личностей. - Ростов на Дону, 2019. – 320с.
  • Универсальный школьный справочник. История 9-11 класс. Таблицы, тексты, схемы. /авт. сост. Сидорова Г.Н. - Волгоград, Учитель.  2024. – 99 с.
  • Шикман А.П. Деятели Отечественной истории. Биографический справочник. -М.: ЭКСМО. 2001. -896 с.

Представим в качестве вывода схему организации работы обучающихся, сдающих ЕГЭ по истории с заданием №21:

 

Рисунок 1. Система работы обучающихся, сдающий ЕГЭ по истории с заданием №21

Список литературы
  1. Кириллов В.В. История России в схемах и таблицах. – М.: ЭКСМО, 2024. – 336 с.
  2. Пазин Р.В. ЕГЭ. История. 130 исторических личностей. - Ростов на Дону, 2019. – 320с.
  3. Универсальный школьный справочник. История 9-11 класс. Таблицы, тексты, схемы. /авт. сост. Сидорова Г.Н. - Волгоград, Учитель.  2024. – 99 с.
  4. ФИПИ. Демоверсии. Кодификаторы. Спецификации. История. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fipi.ru/ege/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/151883967-7
  5. ФИПИ. Открытый банк заданий ЕГЭ. История. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ege.fipi.ru/bank/index.phpproj=068A227D253BA6C04D0C832387FD0D89
  6. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. -М.: ЭКСМО. 2001. -896 с.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 12 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября