Влияние массовой культуры на общественность
Массовая культура занимает важное место в жизни общества. Функции массовой культуры могут носить как положительный, так и отрицательный характер.
Культура представляет собой своеобразный способ регулирования и организации функционирования общества, который воплощается как в духовных, так и материальных ценностях, играет роль системы норм, которая влияет на общественное поведение и регулирует его. Принято выделять три типа культуры: народную, элитарную и массовую. Народная культура является наиболее статистическим видом культуры, который базируется на творческом опыте определенного народа. В каждой стране есть своя индивидуальная традиционная культура, которая имеет неповторимую история развития, особенности и неразрывно связано с развитием общества, к которому принадлежит. Народа культура играет роль той основы, на которой строится массовая и элитарная культура.[1]
Элитарная культура, в отличии от массовой, имеет ориентацию на довольно небольшую аудиторию. Целевой группой этой культуры являются представители общества, которых отличает способность воспринимать и анализировать ценности элитарной культуры, требующие определенный интеллектуальный, культурный и духовный уровень. Продукты элитарной культуры носят более личностный характер, чем продукты массовой культуры, а также носят большую ценность в духовном и просветительском смыслах. Элитарная культура также отличается закрытостью, которая выражается в недоступности понимания ее сущности со стороны представителя массового общества в силу недостатка образованности широты кругозора. Некоторые исследователи отмечают, что элементы элитарной культуры переходят в массовую, претерпевая при этом определенные упрощения, а также служат базисом для возникновения новых направлений в массовой культуре. Помимо прочего, стоит сказать, что постепенно происходит размытие границ между массовостью и элитарностью культуры. Так, до появления массового общества, элитарная культура была независима и поистине недосягаема для простого народа. Только некоторые компоненты элитарной культуры становились доступными для масс. Сегодня же области массовой и элитарной культур постоянно соприкасаются, создавая ситуации, когда элитарная культура перенимает некоторые особенности массовой и наоборот.[2]
Появление такого понятия, как массовая культура неразрывно связано со становлением и развитием массового потребительского общества. На сегодняшний день массовая культура является неотъемлемой частью жизни общества. Это коммерческая структура, которая включает в себя множество направлений, удовлетворяющих потребности широкого слоя общества. Толчок для благоприятного формирования массовая культура получила благодаря масштабному развитию технологий, способствующих появлению многочисленных источников информации. Демократизация власти также стала одной из причин становления массовой культуры. Как уже было сказано, массовая культура является коммерческой системой. Ее функционирование направлено на производство продукции, которая способна удовлетворить массовые потребности, например, рекреативного характера. Причем, массовая культура является не продуктом общества, а продуктом для общества, созданным меньшинством и отвечающим запросам общественности. Массовая культура содержит в себе элементы традиционной культуры и элитарной, но эти составляющие специально упрощаются для максимизации массового восприятия. Массовая культура также отличается от элитарной и народной не только своим разнообразием, распространенностью и массовой нацеленностью, но и высокой степенью динамичности. Это связано с тем, что вкусы общества, как и общественное мнение скоротечны, поэтому массовой культуре необходимо адаптироваться под интересы общественности, чтобы быть актуальной и востребованной. В данный момент также необходимо упомянуть о том, что зависимость культуры и общества является двусторонней, так как широкая общественность нуждается в удовлетворении своих потребностей, а массовая культура стремится к их максимальному удовлетворению.
Как уже было сказано, толчком для развития массовой культуры стала технологическая революция, которая продолжается до сих пор. В 20 веке появилось множество способов донести информацию до широкой общественности. Сначала появились массовые печатные издания, затем радио, телевидение, ближе к концу 20 века появился интернет. На сегодня каждый человек имеет доступ к огромным пластам информации. Ежедневно происходят сотни событий, которые находят свое отражение в сообщениях средств массовой информации. Иными словами, современная реальность является крайне динамичным явлением, и средства, которые занимаются ее освещением, передают большое количество об этих изменениях каждому индивиду, который хотя бы в минимальной степени имеет интерес к общественной жизни. С помощью интернета и современных гаджетов, человек способен узнавать о любых мировых событиях, не затрачивая никаких усилий для этого. Информация легко доступна не только в смысле ее получения, но и восприятия. Важной характеристикой получаемой информации является ее образность. Человек получает сведения благодаря изображению и образов, которые являются инструментом передачи информации. Все больше и больше людей отдает предпочтение видео материалам, а не тексту. Чтение требует больше времени, интеллектуальных и эмоциональных затрат, что снижает количество человек, готовых приложить столько усилий ради получения информации, которая доступна в более элементарном проявлении.
Развитие технологий также приумножило количество продуктов массовой культуры, направленной на широкого потребителя, и облегчило их получение потребителем. Благодаря интернету, например, широкому кругу стали доступны театральные поставки, мировые литературные шедевры. Это также является причиной уменьшения различий между элитарностью и массовостью. То, что было раньше доступно меньшинству, теперь является доступным для большинства. [3]
Массовая культура занимает важное место в жизни общества. Функции массовой культуры могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Во - первых, массовая культура занимает важное место в процессе социализации. Культура создает определенные ценности и традиции, которые помогают новым членам общества стать частью социальной системы. Так, например, культура создает ситуации, которые индивид переживает в своем воображении, тем самым на психологическом уровне оказываю поддержку индивиду адаптироваться к динамичной и неоднозначной реальной жизни. Также массовая культура создает потребительскую нужду. Этот процесс может происходить с помощью рекламы, которая формирует у людей убежденность в том, что им необходим рекламируемый продукт. Еще одной немаловажной функцией массовой культуры является рекреативная. Стоит отметить, что эта функция носит как положительный, так и отрицательный характер и связана с одной из основных характеристик массовой культуры – развлекательность. В данном случае необходимо начать с положительной стороны вопроса. Массовая культура создает досуг для миллионов людей, благодаря таким развлекательным элементам, как: кино, сериалы, спорт, виртуальные развлечения, литература, социальные сети, музыка и так далее. Причем каждый компонент представляет собой на сегодняшний день огромную индустрию, которая вовлекает в себя немалые как денежные, так и человеческие ресурсы. Каждый из вышеуказанных пунктов создает некую иллюзорную реальность, в которой человек проводит свободное время, ненадолго абстрагируясь от однообразия будней и проблем. В данном случае массовая культура оказывает на широкую общественность рекреативное воздействие. Человек получает возможность получить новые впечатления и восстановить силы в уютной обстановке. Отрицательной стороной вопроса является тот факт, что многие люди настолько увлекаются несуществующей действительностью, что их пристрастие оказывает ущерб на реальную жизнь. Ярким примером в данном случае могут послужить видео игры. Каждая игра представляет своему пользователя возможность испытать определенные эмоции, некий опыт, который маловероятен или и вовсе невозможен в реальной жизни. Каждая видео игра бросает вызов индивиду, погружает его в выдуманный мир, наполненный своими приключениями и историями. Суть подобных виртуальных развлечений заключается в достижении определенной цели и получении награды за это[4]. Проблемной стороной рассматриваемого вопроса является тот факт, что многие люди испытывают неудачи в выполнении реальных жизненных целей и впоследствии замещают чувство неполноценности в виртуальном мире, где понятна и цель, и средства ее достижения. Таким образом, возникает определенная зависимость, при которой индивид проводит все больше и больше времени в выполнении иллюзорных задач и получении иллюзорной награды, которая имеет только видимость ценности. Подобное поведение наблюдается у индивидов разного возраста, пола. Люди компенсируют свои недостатки в виртуальном мире, забывая про насущные проблемы, и, несомненно, нанося вред действительности. Постепенно начинает набирать популярность японский термин «хикикомори», обозначающий людей, которые выбрали изоляцию от внешнего мира (часто виртуальную), не имея работы и желания даже покидать комнату, в которой, по их мнению, безопасно и комфортно. Термин связан с определенного рода расстройством личности и в последнее время часто наблюдается у молодых представителей общества. Еще одной функцией культуры масс является консолидирующая функция. Несмотря на то, что массовая культура обладает отрицательными сторона, оказывает определенное влияние на массовое сознание и поведение, не смотря на многообразие функций культуры, у всех ее аспектов есть одна общая черта – массовая культура является элементом, который скрепляет общество. Массовая культура объединяет группы, которые отличаются экономическими, религиозными, социальными характеристиками. Частным примером может послужить сериал, который завоевал пристальное внимание аудитории и обсуждается на просторах интернета тысячами пользователей. Даже на таком частном примере видно, как налаживается коммуникация между индивидами, принадлежащими разным слоям общества. [5]
Ранее в работе были упомянуты некоторые продукты массовой культуры, такие как: фильмы, музыка, сериалы, видео игры. Подобные продукты относятся к одному из нескольких компонентов культуры масс – индустрии развлечений. Массовая культура также включает в себя индустрию информации, а именно все доступные средства массовой коммуникации. Сюда относятся телевидение, пресса, радио, интернет, а также все составляющие части этой системы: реалити-шоу, ток-шоу, новостные выпуски, программы разной тематики и так далее. Следующим компонентом массовой культуры является система, которая занимается созданием и поддержанием массового потребления. Ядром этой системы является реклама и мода, которую создают производители и сама реклама. Мифология также является частью массовой культуры. Одним из самых мощных мифов считается миф о так называемой «американской мечты». Этот миф оказывается настолько сильное влияние на людей, что вот уже на протяжении нескольких поколений не иссякает поток мигрантов из соседних стран и стран-соседей в США, которые убеждены, что, переступая границу Соединенных Штатов, они входят в более лучшую жизнь, где обычный человек способен добиться определенных высот в профессиональном, экономическом и социальном аспектах.
[1] Варакута, С.А., Егоров, Ю. Н. Связи с общественностью // Изд.: «Инфра-М», 2003. — 247 с.
[2]Доброхотов А., Калинкин А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2015. С.37.
[3] Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? СПб.: Питер, 2009. С.120-136.
[4] Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологий «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. Кл.: ФГУИПП, 2002. С.148.
[5] Сыров В. Массовая культура. Мифы и реальность. М.: Водолей, 2010. С.57-72.
- Варакута, С.А., Егоров, Ю. Н. Связи с общественностью // Изд.: «Инфра-М», 2003. — 247 с.
- Доброхотов А., Калинкин А. Культурология в вопросах и ответах. М.: Проспект, 2015. С.37.
- Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс: Природа общественных связей и технологий «паблик рилейшнз»: Опыт историко-социологического исследования. Кл.: ФГУИПП, 2002. С.148.
- Смольская Е.П. «Массовая культура»: развлечение или политика? СПб.: Питер, 2009. С.120-136.
- Сыров В. Массовая культура. Мифы и реальность. М.: Водолей, 2010. С.57-72.