Трансграничные города пространственный драйвер динамики международной интеграции и сотрудничества
Журнал Научные высказывания

Трансграничные города пространственный драйвер динамики международной интеграции и сотрудничества

Статья посвящена исследованию парных городов - уникальных городских систем, формирующихся на стыке государственных границ и выступающих пространственным драйвером международной интеграции. В работе представлена градостроительная модель кластера, основанная на четырёх компонентах: функционально-планировочном симбиозе, социокультурном каркасе, трансграничном инфраструктурном хабе и институционально-планировочном механизме.

градостроительное планирование
пространственная интеграция
приграничные территории
функционально-планировочный симбиоз
инфраструктурная интеграция
устойчивое развитие территорий
модели городской среды
международное сотрудничество
трансграничные агломерации
зоны совместного развития
парные города

В современную эпоху глобализации и геополитической турбулентности традиционное понимание государственных границ как непреодолимых барьеров постепенно уступает место более сложной и интегрированной реальности. В приграничных зонах на основе различной национальной традиции зарождаются наиболее инновационные формы международного сотрудничества, возникают уникальные социально-экономические образования - трансграничные урбокластеры. Эти динамичные системы превращаются из символов разделения в мощные связующие мосты, способствующие не только экономическому процветанию, но и глубокому культурному сближению народов.

В первой четверти XXI века на приграничных территориях активизируются пары городов, исторически связанные комплексом социально-экономических отношений. Информационные технологии, наука и кооперация в сфере производства выступают катализаторами пространственной интеграции. Однако консервативные регламенты территориального планирования, несовпадение градостроительных стандартов и устаревшие функциональные зонирования создают «планировочный барьер», сдерживающий этот процесс. Это формирует необходимость в исследовании данных процессов для разработки интегральных моделей городской среды, учитывающих динамику развития парных городов и обеспечивающих рациональное использования территории и ресурсов.

Градостроительная модель и пространственная организация трансграничного города

Модель кластера базируется на четырех взаимосвязанных компонентах, формирующих его планировочный каркас и экосистему:

Функционально-планировочный симбиоз: взаимодополняемость территориального развития, при которой одна сторона специализируется на наукоемких функциях, а другая — на промышленно-логистических (производственные парки, хабы). Градостроительное обеспечение этого симбиоза требует создания единой схемы территориального планирования, согласования зонирования и выделения зон совместного развития.

Социокультурный каркас общественного пространства: формирование единой сети общественных центров и объектов городской среды через создание совместных кампусов, культурно-досуговых кластеров и организацию трансграничных событийных пространств. Этот каркас, включая пешеходные связи и набережные, способствует преодолению психологического барьера границы и формированию атмосферы взаимопонимания.

Трансграничный инфраструктурный хаб: развитие единой транспортно-коммуникационной сети, включающей трансграничные транспортные коридоры, объединенные мультимодальные логистические терминалы, «умные» пункты пропуска с совмещенным контролем, интегрированные энергосистемы и телекоммуникационные магистрали. Ключевой принцип — обеспечение «бесшовной» мобильности товаров, услуг и людей.

Институционально-планировочный механизм: создание постоянных совместных планировочных органов (советов по развитию агломерации, рабочих групп по гармонизации градостроительных регламентов), обеспечивающих стратегическое территориальное планирование, разработку общих градостроительных кодексов и разрешение конфликтов землепользования.

Актуальность градостроительных исследований трансграничных урбокластеров

Исследование приобретает стратегическую важность для градостроительной науки и практики по следующим причинам:

Геополитический императив: в условиях трансформации мирового порядка такие кластеры требуют новых подходов к планированию «зон контакта». Особую актуальность это имеет для российско-китайского приграничья, где необходим прорыв в совместном проектировании приграничных агломераций (например, Благовещенск - Хэйхэ).

Управление пространственным развитием и миграцией: кластеры требуют инновационных моделей размещения жилья, социальной инфраструктуры и рабочих мест, трансформируя трудовые потоки в управляемый ресурс пространственного развития.

Экология и устойчивое развитие: совместное планирование «зеленого каркаса», водоохранных зон, систем обращения с отходами и мониторинга экосистем становится критически важным для обеспечения устойчивости приграничных территорий.

Повышение качества городской среды: интеграция стандартов качества общественных пространств, развитие совместных объектов социальной инфраструктуры (клиник, школ) напрямую способствуют улучшению комфорта жителей.

Градостроительная значимость темы в современном мире

Трансграничные города - представляют собой передовую лабораторию новых урбанистических форматов. Их развитие с градостроительной точки зрения способствует:

Повышению устойчивости территорий: густая сеть функциональных и инфраструктурных связей создает более устойчивую к кризисам пространственную структуру.

Ускорению инноваций в планировке: кластеры становятся полигонами для апробации «умных» городских технологий, сквозного проектирования и новых строительных стандартов.

Глобальной конкурентоспособности: интегрированные агломерации с современной, согласованной планировкой создают более привлекательный инвестиционный образ и эффективнее конкурируют за ресурсы и кадры.

Примеры парных городов приграничных территорий, которые при модернизации могут сложиться в урбокластер международной интеграции при определенных условиях пространственной организации, связности и доступности на основе сложившегося историко- культурной и национальной традиции трансграничных урбокластеров в мире.

Исследованы и рассмотрены наиболее значимые лоции парных городов.

Европейский Союз:

1. Копенгаген (Дания) — Мальмё (Швеция)

Особенности: Классический пример глубокой интеграции, ставший возможным благодаря членству обеих стран в Европейском союзе. Эресуннский регион демонстрирует высочайший уровень экономической, социальной и институциональной интеграции.

Связь: Символом и материальной основой кластера стал Эресуннский мост-тоннель, соединивший два государства. Действует общий рынок труда, где жители легко работают и получают социальные по другую сторону пролива. Создан единый Эресуннский комитет для координации развития, гармонизированы стандарты образования и профессиональной квалификации.

2. Страсбург (Франция) - Кель (Германия)

Особенности: "Столица Европы", где расположены ключевые институты ЕС, включая Европейский парламент. Этот кластер символизирует примирение двух бывших противников и их тесную интеграцию.

Связь: Города связаны общим трамвайным сообщением и мостом Европы. Активно развиваются совместные бизнес-инкубаторы и франко-германские университетские программы. Созданы эффективные механизмы межмуниципального сотрудничества, позволяющие согласованно решать вопросы городского планирования и развития инфраструктуры.

Северная Америка:

3. Сан-Диего (США) - Тихуана (Мексика)

Особенности: Модель асимметричной, но взаимовыгодной интеграции, функционирующая в условиях значительного экономического и социального неравенства между соседними странами.

Связь: несмотря на сложную политическую риторику на федеральном уровне, города де-факто представляют единый производственный и экономический хаб. Американские технологии и капитал сочетаются с мексиканской рабочей силой и производственными мощностями. Существует интенсивная маятниковая миграция и тесные культурные связи, формирующие уникальную приграничную идентичность.

Азия:

4. Гонконг (КНР) - Шэньчжэнь (КНР)

Особенности: Уникальный случай "одна страна - две системы", демонстрирующий интеграцию территорий с различными политико-экономическими системами в рамках единого государства.

Связь: Гонконг выступает как глобальный финансовый и логистический центр с развитыми институтами common law, а Шэньчжэнь - как "кремниевая долина" Китая, центр технологических инноваций и передового производства. Их связывает одна из самых загруженных в мире границ, высокоскоростные поезда и общие инвестиционные потоки. Происходит активный обмен компетенциями и технологиями.

5. Океания: Сингапур - Джохор-Бару (Малайзия)

Особенности: Яркий пример модели "центр - периферия", где мегаполис с развитой экономикой интегрируется с менее развитым приграничным регионом соседней страны.

Связь: Десятки тысяч малайзийцев ежедневно ездят на работу в Сингапур, формируя один из крупнейших в мире потоков маятниковых мигрантов. Сингапур активно инвестирует в создание специальных экономических зон и развитие инфраструктуры в Джохор-Бару, что способствует формированию единой производственной и жилой зоны.

Африка:

6. Ливингстон (Замбия) - Виктория-Фолс (Зимбабве)

 Особенности: Кластер, сформированный вокруг общего природного ресурса и объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, демонстрирующий потенциал сотрудничества в условиях экономических трудностей.

Связь: знаменитый водопад Виктория является общим достоянием и центральным элементом экономического развития обоих городов. Несмотря на экономические и политические вызовы в регионе, города совместно развивают туристическую инфраструктуру, гармонизируют визовые режимы и продвигают общий туристический бренд, наглядно показывая, как общее природное чудо может объединять народы.

Ключевые признаки пространственной и функциональной организации.

От традиционных форм приграничного взаимодействия урбокластер отличает комплекс фундаментальных признаков:

  1. Экономическая синергия и взаимозависимость: Формирование единых рынков труда, капитала и товаров, создание трансграничных производственных и логистических цепочек, совместное использование сравнительных преимуществ каждой территории.
  2. Социокультурная конвергенция: Активный и многогранный культурный обмен, формирование общей или комплементарной идентичности, развитие практик "трансграничного гражданства", совместные образовательные и научные проекты.
  3. Инфраструктурная интеграция: Наличие развитых транспортных коридоров, совмещенных инженерных систем и цифровых сетей, превращающих границу из барьера в ось развития и точку роста.
  4. Институциональное взаимодействие: Создание эффективных механизмов совместного управления, гармонизация законодательства, согласованное пространственное планирование и разработка общих стратегий развития.
  5. Экологическая кооперация: Совместное управление природными ресурсами, формирование единых систем экологического мониторинга, создание трансграничных особо охраняемых природных территорий.

Заключение

Трансграничные города - это практический пример того, как совместное градостроительное планирование превращает границу из препятствия в точку роста. Благодаря общим планам развития, согласованной инфраструктуре и единым общественным пространствам, города по разные стороны границы создают устойчивую и комфортную среду для жизни и бизнеса. Такой подход доказывает, что разные страны могут успешно сотрудничать через совместное проектирование территории.

Список литературы
  1. Тонкой Игорь Васильевич Конференция "2023. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ". г. 2023
  2. Тонкой Игорь Васильевич Статья/тезисы конференции "Формирование пространства на территории опережающего развития в контексте градостроительной стратегии г. Владивосток".
  3. Тонкой Игорь Васильевич Статья/тезисы конференции "Реализация мегапроектов - мотивация комплексного развития прилегающих территорий.».
  4. Тонкой Игорь Васильевич Конференция "2024. Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы МАРХИ". г. 2024
международный научный журнал

Научные высказывания #86

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 27 ноября по 11 декабря
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
25 декабря
Загрузка в eLibrary
26 декабря
ISSN № 2782-3121
eLibrary № 302-10/2021
СМИ ЭЛ № ФС77-79727