Особенности функционально-пространственного развития советского неоклассицизма в Воронеже в период 1930 -1950 годов
Работа посвящена архитектуре Воронежа в советский период довоенного и послевоенного времени. Коллективам воронежских архитекторов и строителей, которые работали над проектами детальной планировки районов и кварталов города, а также отделимыми архитектурными сооружениями, которые в современном Воронеже представляют историческую ценность.
Архитектура – это способность нашего сознания закреплять в материальных формах чувства эпохи.
Французский зодчий Ле Карбюзье.
1920 -1930 гг. в истории нашей страны остались эпохой великих строек. В данный период в Воронеже началось строительство индустриальных гигантов, авиационного завода и завода синтетического каучука СК-2. Крупнейшие объекты первой пятилетки в Советском Союзе. Строительство в довоенные годы велось с новым социальным уклоном, жилые здания, обслуживающие сооружения возводились рядом с объектами промышленности. В то время в Воронеже была построена ГРЭС, которая обеспечивала электроэнергией правобережные и левобережные районы города. Для того чтобы соединить два берега Воронежского водохранилища, был возведен новый инженерный объект Вогрэсовский мост.
С 28 по 34 год прошлого столетия в результате разделения новых экономических районов советского государства, Воронеж стал столицей Центрально-Черноземной области, в которую входили Воронежская, Тамбовская, Орловская и Курская губернии. Воронеж получил статус крупного административного центра. В соответствии с новым статусом город активно застраивался новыми сооружениями, что привело к расширению границ города. Так же в те годы подверглась реконструкции историческая часть Воронежа.
Освоение территории Воронежа в довоенное десятилетие можно сравнить по масштабам с его расширением в 1774 году в ходе реализации генерального плана. Для осуществления большого количества проектных, инженерных, конструктивных работ был создан трест ОблПроект. В 30-ые годы прошлого века в Воронеже был открыт инженерно-строительный институт для подготовки специалистов.
В начале 30-х годов прошлого столетия ведущим творческим направлением в советской архитектуре продолжал оставаться конструктивизм. В стиле конструктивизм застраивалась послереволюционная Москва и на веянии столистных архитекторов следовали и зодчие областных центров. В формах конструктивизма в Воронеже были построены самые крупные и значимые общественные здания довоенных лет.
На смену конструктивизму в начале 1930 – х годов приходит стиль неоклассицизм, который был утвержден высшем руководством СССР и лично Сталиным, после конкурса дворца советов в Москве.
Так был определен новый творческий стиль советской архитектуры неоклассицизм. Который во второй половине 30-х годов прошлого столетия пришел на смену конструктивизму и стал господствующим направлении сталинской эпохи.
В полном соответствии с духом времени в формах советского классицизма в годы третей довоенной пятилетки был перестроен старый драматический театр. (Рис.1., Рис.2.)
Рис.1. Зимний городской театр (Драматический театр до реконструкции в стиле неоклассицизм)
Рис.2. Драматический театр в 1937 году (после реконструкции в стиле неоклассицизм) архитектор И.В. Александров
На незастроенной территории, примыкавшей к улице Депутатской, был воздвигнут в формах довоенного неоклассицизма ансамбль жилых домов архитектора Н.Я. Неведрова.
Рис.3. Ансамбль жилых домов 1930-е годы
Монументальные здания в классических формах также были построены на проспекте Революции: Дом связи в 1937 году и Дом Книги в 1938 году, который являлся первым шестиэтажным зданием в довоенном Воронеже.
Рис.4. Дом Связи 1937 год
Рис.5. Дом Книги 1938 год (архитектор А. В. Миронов)
Формирование нового административного центра в предвоенные годы стало самым масштабным событием тех лет в Воронеже. В 1936 году на бывшей староконной площади, переименованной в площадь 20-летия Октября накануне юбилея октябрьской революции было построено и сдано в эксплуатацию самое большое и величественное сооружение для довоенного города, здание Дома обкома ВКП(б) и облисполкома. Здание Дома обкома ВКП(б) и облисполкома находилось на нынешнем месте современного сооружения областной библиотеки им. Никитина на площади Ленина. В годы великой отечественной войны Дома обкома ВКП(б) и облисполкома был уничтожен во время городских сражений.
Рис. 6. Дом обкома ВКП(б) и облисполкома 1935 год (архитектор А.И. Попов -Шаман)
Главной работой для воронежских архитекторов стал генеральный план довоенного советского периода. Генеральный план довоенного Воронежа был спроектирован инженерами и проектировщиками ОблПроека под руководством главного архитектора А.В.Миронова. Проектировщики ОблПроекта взяли за основу генплан развития Воронежа в середине 20-х годов прошлого века.
В основу генерального плана легла идея преобразования маленькой провинции в крупный промышленный город с многоэтажными многоквартирными жилыми домами и сооружениями массовой культуры.
Рис.7 Генеральный план Воронежа 1939 год.
Главный архитектор треста «ОблПроект» Миронов и большой коллектив инженеров, экономистов, проектировщиков, социологов, приступили к своей работе и в течение трех лет выпустили генеральный в 1939 году.
Генеральный план предусматривал строительные работы на 15-20 лет. Предполагалась, что Воронеж будет расти за счет дальнейшего продвижения в глубь левого берега, а также в северном направлении по задонскому шоссе.
В соответствии с генеральным планом Воронеж мог стать «приморским» еще в начале 40-х годов прошлого столетия, в связи с массовым заболеванием малярией в 1936 году Облпроекту было поручено разработать проектное задание на оздоровление пойменных территорий реки Воронеж. Проектом предусматривалось два варианта – осушение или затопление поймы реки. Предпочтительным вариантом оказалось затопления поймы, благоустройство набережных строительство плотин и шлюзов в пределах города, к работам должны были преступить на кануне войны.
Во время Великой отечественной войны с июля 1942 по январь 1943 года, разделенный линией фронта Воронеж свыше шести месяцев, был в ожесточённой схватки с противником. В результате ежедневных авиационных атак и артиллерийских обстрелов превратился в руины.
Признано, что Воронеж по своим масштабом разрушений сравним со Сталинградом и Минском. Военная советская комиссия в своем докладе сообщила о том, что город уничтожен на 92%. Из 20 тысяч жилых зданий в городе сохранилось только несколько сотен сооружений. Из нескольких сотен зданий не было ни одного не поврежденного войной.
Осенью 1945 года в постановлении о первоочередном восстановлении 15 старейших городов в Воронеж началось глобальное строительство и реконструкция поврежденных от войны зданий.
В 1946 году один из главных зодчих СССР Лев Руднев возглавил работы по восстановлению разрушенного Воронежа, с ним к работе преступили воронежские и московские проектировщики. Урбанисты того времени спроектировали схему планировки территории Воронежа, а также генеральный план города. Но в начале 50-х годов прошлого столетия проектной организацией ОблПроект и архитектором Троицким были изменены схема планировки территории и генеральный план. Как и первоначальный вариант, предложенный Рудневым в проекте 1952 года большое внимание, уделялось сохранению исторической экспозиции города. Большая часть исторически значимых сооружений невозможно было вернуть и их разбирали на кирпичи для других зданий. Так безвозвратно под руинами войны остались сооружения Дома обкома ВКП(б) и облисполкома, государственного университета, дворца пионеров, Метрофановского монастыря и еще несколько разрушенный церквей.
Восстановление и новое строительство города не было простым повторение довоенного облика Воронежа. Так и новое строительство железнодорожного вокзала, возведенного на месте старого, разрушенного, рядом с которым разместилась вокзальная площадь, а замыкали вокзальный ансамбль жилые дома на улице Мира.
Рис.8. Новое здание вокзала 1954 год (архитектор К.С. Алабян)
Три новых жилых дома разместились на месте завален от фашистов здания бывшего кадетского корпуса. На бывшем плацу был разбит новый детский парк и новая улица Мира, положенная через развалены центра города, ансамбль стал воплощением мира и социалистического роста.
Рис.9. Строительство ул. Мира (архитекторы: Л.В. Руднев, В.С.Левицкий; Ю.В. Львов.)
Рис.10. Архитектурно-градостроительный ансамбль ул. Мира (железнодорожный вокзал, привокзальная площадь, улица Мира, жилые дома)
Менялся и общий внешний вид сооружений их перепланировали, надстраивали несколько этажей, меняли функциональное назначение сооружений.
Двумя этажами было надстроено здание бывшей казённой палаты, воздвигнутое в конце 17 века по проекту выдающегося зодчего Джакомо Кваренги.
Рис. 11. Здание бывшей казенной палаты реконструктор А.В. Миронов)
Пять отдельно стоящих домов довоенной застройки были объединены в одно здание современной почты на проспекте Революции.
Рис.12. Здание главного Почтамта Воронежа (реконструктор В.В. Савостьянов)
На противоположной стороне от Дома Книге на проспекте революции был полностью реконструирован из конструктивизма в неокласические формы Дом Красной Армии имени Ворошилова, ставший после войны Домом офицеров.
Рис.13. Дом Красной Армии им. Ворошилова 1931 год (архитектор Я.И. Корнфельд)
Рис.14. Дом офицеров (реконструктор Б.Н. Зотов)
Главными точками сражения в городе стал правобережный район северо-восточной части Воронежа с лета 42 года прошлого столетия, на котором находилась территория аграрного института. Архитектурный ансамбль был разрушен, восстанавливали в прежний вид архитекторы И.Н. Маковецкий и А.И. Трунов.
Рис.15. Воронежский сельскохозяйственный институт (послевоенное восстановление)
Практически полностью разрушенный Воронеж восстановили архитекторы и градостроители, строители, проектировщики, конструкторы Воронежа за две послевоенные пятилетки. Но некоторые разрушенные войной здания продолжали стоять на улицах города.
В послевоенное время строительство новых зданий ведется преимущественно в классическом стиле. Примером тому становится площадь им. Ленина. Ансамбль площади им. Ленина в современном виде спроектирован в соответствии с проектом застройки центра, разработанным в 1947 году под руководством Л.В. Руднева.
Рис.16. Проект застройки площади им. Ленина и прилегающие кварталы. 1955 г.
В 1959 году был построен Дом Советов архитектором Мироновым на месте разрушенного войной обкома ВКП(б).
Рис.17. Дом советов (архитектор А.В. Миронов)
Первым восстановленным зданием на площади Ленина стала гостиница Воронеж, которая была перестроена в стиле неоклассицизма. В 1954 году по диагонали от гостиницы возведено новое здание областной библиотеке архитектором Н.Я. Неведровым. А в 1961-м завершено строительство музыкально-драматического театра.
Рис.18. Гостиница Воронеж (архитектор А.В. Миронов)
Миронов Александр Васильевич был самым плодовитым архитектор по проектам которого были возведены наиболее крупные и общественно значимые объектов с стиле неоклассицизм послевоенного Воронежа.
Одним из символов восстановления Воронежа стало здание управления юго-восточной железной дороги, которое было перестроено в стиле неоклассицизм по проекту архитектора Троицкого Н.В в 1952 году. Монументальное здание украшала семидесятиметровая башня с часами, что стало характерной чертой Воронежа.
Посетивший в марте 1955 года новый лидер СССР Хрущев Н.С. здание очень не понравилось за непомерно высокую башню и дорогостоящие колоны на фасадах.
Рис.19. Здание управления юго-восточной железной дороги
Хрущев по возвращению в Москву развернул всесоюзную компанию борьбы с архитектурными излишествами, завершившую эпоху советского неоклассицизма.
- Троицкий Н.В. Архитектура советских городов. -М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1959. – 120 с.
- Архитектура сталинской эпохи. Опыт исторического осмысления / Сост. и отв. ред. Ю.Л. Косенкова. - М.: Ком Книга, 2010. - 496 с.
- Васькин А. А. Сталинские небоскребы: от Дворца Советов к высотным зданиям. - М.: Спутник+, 2009. - 236 с.
- Троицкий Н.В. Облик будущего Воронежа. -М.: Государственное издательство литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам, 1953. – 63 с.