Специфика природоподобного отношения к архитектуре в философских и научных истоках
Журнал Научные высказывания

Специфика природоподобного отношения к архитектуре в философских и научных истоках

Архитектура представляет собой неотъемлемую часть природы и подражает ей во многих отношениях, т.к. архитектура и есть явление жизни. В своей архитектурно-строительной деятельности человек осознанно или интуитивно обращается за помощью к живой природе. Философы пытались раскрыть природу красоты и определить методы художественного творчества за долго до появления понятия бионаправленная архитектура.

взаимодействие архитектуры и природы
природная среда
природоподобное отношение к архитектуре
бионаправленная архитектура

Введение

В отечественной философии науки изучаются два исторических этапа развития цивилизации - традиционный и техногенный. Мы живем во время техногенного этапа, характеризующимся изменяющимися условиями, кибернетизацией, глобализацией и как следствие глобальными экологическими и социальными проблемами с огромными объемами отходов, материалов и энергии.

История возникновения бионаправленной архитектуры возникла еще в древнейшие времена, с первым освоением природы человеком. Архитектура существует с первобытных времен, и, вопреки продвижению инновационных технологий, сегодня, главная ее задача – организация жилища для человека с учетом влияния природных факторов [1].  Природа рассматривалась архитекторами, как проявление компонентов ее стихий, но неосознанно создалась система бионаправления в архитектуре, имеющая симбиотические отношения между искусственной и окружающей – природной средой [2].

Основная часть

Философы пытались раскрыть природу красоты и определить методы художественного творчества за долго до появления понятия бионаправленная архитектура. Так, римский архитектор, инженер, философ Марк Витрувий Поллион заложил многовековую философскую почву для создания природоподобной архитектуры. Витрувий писал об архитектуре и сформулировал идею мимезиса, акцентируясь на гармони между архитектурой и природой еще во второй половине I века до н. э.

В своем труде «Десять книг об архитектуре», он разделил архитектуру на три отдела: зодчество, гномоника и механика и описал основные принципы [3]. Принципы Витрувия состоят на основе природоподобного и традиционного проектирования, адаптирующегося к среде и климату. В трех канонах идеальной архитектуры, философ описывает важность развития. Итак, польза – это правильное расположение помещений, в соответствии их использования; прочность – это основа, продуманность архитектурных решений; красота – это гармония в пропорциях всех элементов объекта.

Философ, художник, музыкант – Леон Баттиста Альберти был еще одним из самых влиятельных архитекторов раннего возрождения в Италии. На протяжении всей своей жизни он работал над исследованием теории всеобщей гармонии и совершенного математического разделения пространства. Свой трактат «Десять книг о зодчестве» (1453 г.) архитектор посвятил новым инновациям художественной дисциплины [4].

Альберти писал, что архитектура – это интеллектуальная дисциплина и социальное искусство. В первых трех книгах, автор описывает выбор материалов – высокого качества и природного происхождения, местности проектирования – обладающей здоровым микроклиматом. Книга четыре и пять посвящены различным типам зданий и их функциям. В шестой книге рассказывается о красоте архитектуры, двухсторонней симметрии. Архитектор описывает фасад здания, в виде кожи живого организма. Седьмая, восьмая и девятая книга – это методология проектирования разных функциональных типов зданий. И наконец десятая книга открывает мир гидравлики.  Благодаря этой теоретической работе можно выявить источник появления бионаправленной архитектуры.

Трактат «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.) Андреа Палладио, посвящён описанию места проектирования и принципам строительства от начала выбора участка до внутренних пространств [5]. В основе лежит концепция Витрувия, о биномии между практическими и теоретическими аспектами в архитектурном проекте. Идеи сконцентрированы на сочетании архитектуры и природы, и ассимиляции архитектурного объекта человеческому телу. Архитектор придерживается гармонии математического характера, заложенной в пропорциях между частями и целым.

Палладио писал: «Природа – прекрасная машина мира, богатая украшениями», так он призывал проектировать в соответствии с природой, строить по правилам, установленными окружающей средой, избегая варварства. Для обеспечения наилучших условий застройки, Палладио использует рациональное расположение сред, внимание к различным видам использования пространств, а также такие экологические аспекты, как направление солнца, ветра, воды и запахов, проникающих внутрь объекта. Пространства внутри здания должны иметь трехстороннюю схему разделения, идеальную одноосовую симметрию, пропорциональное соотношение проемов и других деталей и их гармонии с целью создания психологически комфортной внутренней атмосферы для жителей.

«Человек в основе всех вещей» – основа гуманистического принципа, и одного из важных аспектов бионаправленной архитектуры. Эпоха возрождения и просвещения дала благородную почву развитию дружелюбных отношений между архитектурой и природой, стремлению архитекторов создавать комфортные условия для человека: развитие идей регулярного планирования, функционального зонирования и расширение зеленых пространств. Все эти аспекты способствуют органичному и устойчивому развитию архитектурно-градостроительной среды со здоровым микроклиматом.

Эпоха промышленной революции характеризуется изменчивостью, стремящийся урбанизацией и серьезными экологическими кризисами. Жюль Верн в своих романах, продемонстрировал каких успехов добилась общественность своим прогрессом: «самой большой» пушки, «самого быстрого» военного корабля, «лучшего» химического завода [2]. Природа показалась побежденной силой техники. Но также это время трактуется и приобретением познаний об многообразии и постоянной изменчивости мира, утопиях, преобразованиях человека и обновления окружающей среды вокруг него.

Эта мысль формировалась у Георга Вильгельма Фридриха Гегеля и Карла Маркса. Гегель выдвинул теорию, в которой история человечества представляет собой единый закономерный процесс, в котором все явления и процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены [6]. Маркс придерживался этой теории и мнения о том, что религия, должно быть, была порождением буржуазии. Это конкретная теория приобрела романтический оттенок, поскольку применима только к коммерческому миру. Также он писал: «Философы лишь по-разному интерпретировали мир. Суть, однако, в том, чтобы изменить это». Мысли об изменчивости мира реализовались в идеи неклассического мышления динамической архитектуры в XX веке, непрерывно изменяющейся и в нынешнее время.

Бурное развитие городов, становление капитализма, создание нового типа науки, положили начало модернисткой философии, ориентировавшейся на технику, практику, эксперимент, развитие, научный и технический прогресс.  Начало новой жизни, нового ощущения времени, приоритета «современного» над «устаревшим» характеризует новое время.  Природа, общество и человек как основные предметы познания обусловили семейства естественных, социальных и гуманитарных наук.

Один из самых известных, разносторонних и противоречивых натуралистов, философов конца XIX и начала XX веков был Эрнст Генрих Геккель. Красота его зоологических рисунков повлияли на искусство, архитектуру и эстетику стиля модерн. Монография Геккеля о радиоляриях (1862 г.) открыла серию публикаций, в которых исследователь стремился проиллюстрировать природу, чтобы после полученных наблюдений также описать ее [7]. Созерцание, представление и понятие о том, что такое на самом деле природа для Геккеля неразрывно связаны.

Также стоит подчеркнуть направление мыслей Геккеля, сводящийся к монизму. Единство и совершенное примирение, которые находят в человеке такие очевидные противоположности, как сила и материя, свобода и природа, сущность и явление, не могут быть более очевидными ни в одной области познания чем в биологии, и особенно в области органической морфологии. Ибо ничто так не мешает естественному и здоровому развитию науки, как искусственно созданный дуализм, посредством которого при каждой оценке организма его материального физического облика противопоставлялась независимая от него идея или «жизненная цель», двойственность.

Выводы

Философские и научные идеи отображаются в облике архитектурных решений во все времена развития и лежат в основе бионаправленного проектирования, представляющего собой логическую тенденцию, свидетельствующую о неизбежном объединении направления архитектуры и природы. При выявлении природных закономерностей в архитектурно-градостроительной деятельности теоретических трудах, обнаружена связь исторического опыта и теоретических изысканий в архитектуре, градостроительстве с современными стандартами и тенденциями в области бионаправленного проектирования. 

Путь развития бионаправленной архитектуры не что иное как завершенная система монизма. Будущее мировоззрение объединит естествознание и философию в единое целое всеобъемлющей науки.

Список литературы
  1. Тетиор А.Н. Городская экология. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
  2. Steadman P. The Evolution of Designs. Biological analogy in architecture and the applied arts. A revised edition. - Routledge. Taylor & Francis Group, 2008. – 302 p.
  3. Витрувий, М. П. Десять книг об архитектуре / Марк Поллион Витрувий. – Ленинград : ОГИЗ, 1936. – 341 с.
  4. Альберти, Л. Б. Десять книг о зодчестве. В 2т. Т. 1 / Л. Б. Альберти ; пер. В. П. Зубова, Ф. А. Петровского. – Москва : Directmedia, 2013. – 317 с.
  5. Четыре книги об архитектуре Андреа Палладио [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://goldartline.ua/pics/library/Andrea%20Palladio.pdf (дата обращения: 14.10.23).
  6. Being human. Personal and cultural renewal in 21 st. century. 2011. 104 p.
  7. Геккель Э. Г. Мировые загадки. Прил.: Эрнст Геккель. Монизм и закон природы. Академия наук СССР, Институт философии. Пер. С. Займовского, под ред. А. А. Максимова. -М.: Государственное антирелигиозное издательство, 1937. – 536 с.