Совершенствование системы технического регулирования РФ (на примере строительной отрасли)
Журнал Научные высказывания

Совершенствование системы технического регулирования РФ (на примере строительной отрасли)

Целью статьи является анализ действующей системы технического регулирования, выявление основных современным проблем, а также разработка путей совершенствования. Актуальность темы исследования обусловлена активным развитием современного строительства и других отраслей, и той ролью, которую играет технического регулирование в развитии современного рынка, а также в повышении качества и безопасности продукции или услуг. Актуальность проблемы, недостаточная разработанность ряда аспектов развития системы технического регулирования, с одной стороны, и ее большая практическая значимость для обеспечения высокого уровня производства.

концепция
техническое регулирование
качество
строительство
совершенствование
оценка соответствия

Безопасность и качество продукции являются базовыми характеристиками, обеспечивающими конкурентоноспособность любой продукции. Государством устанавливаются обязательные требования для обеспечения безопасности, а собственно рынком формулируются добровольные характеристики качества продукции, одновременно с этим определяются методы контроля безопасности и качества — все это и составляет элементы технического регулирования.

Проводимая с 2003 г. реформа сферы технического регулирования ориентирована, прежде всего, на обеспечение на внутреннем рынке баланса интересов государства, изготовителя и потребителя, а на внешнем рынке — выхода конкурентной продукции с целью усиления национальной экономики.

В строительной сфере техническое регулирование – это основной инструмент не только обеспечения безопасности объектов капитального строительства на всех этапах жизненного цикла, комфортного и безопасного развития территорий, содействия развития предприятий отрасли, но и более глубокого интеграционного взаимодействия между странами-участницами ЕАЭС. В послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года Президентом РФ были заложены основные направления развития строительной сферы:

  • ежегодный ввод порядка 120 миллионов квадратных метров жилья (рост жилищного строительства);
  • благоустройство городов и поселков;
  • ликвидация аварийного и ветхого жилья;
  • разработка и внедрение плана газификации поселений;
  • разработка решения по доступу граждан к надежным и чистым источникам энергии.[1]

Одновременно с этим 31 мая 2021 года заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин презентовал план «Агрессивное развитие инфраструктуры», для реализации которого следует решить следующие задачи:

  • сбалансировать пространственное развитие;
  • реализовать новые жилищные возможности;
  • обеспечить инфраструктурный прорыв;
  • перейти на новый ритм строительства.[2]

Для содействия поставленных задач был предложен проект Концепции совершенствования системы технического регулирования и оценки соответствия в строительстве, основной целью которой является обеспечение инструментами и средствами технического регулирования.

В процессе разработки данного проекта было выявлено несколько стратегических противоречий, накопившихся в пореформенный период системы технического регулирования в строительстве.

Во-первых, определено несовершенство системы законодательства в сфере технического регулирования и стандартизации.[3]

Так, например, выявлено, что нормативная правовая база системы технического регулирования характеризуется отсутствием системного подхода, наличием предписывающих норм, многочисленного дублирования и противоречий в регулировании процессов проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства, что вступает в противоречие с требованиями статьи 7 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»:

«2. Обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними.

3. Обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу.»[4]

Несомненно, за последние время было значительно сокращено количество обязательных требований для снижения административных барьеров. Вместе с тем сохранение существующей системы разделения технических требований в строительстве на обязательные и добровольные (посредством утверждения соответствующих перечней), а также наличие документов по стандартизации, не вошедших ни в один из перечней, приводит к неоднозначной трактовке требований.

Во-вторых, зафиксирована незавершенность реформирования процесса создания доказательной базы технического регулирования[3].  Данная ситуация характеризуется низкой гармонизацией национальных стандартов с международными и региональными (в особенности на уровне ЕАЭС), что препятствует ускоренному внедрению передовых технологий и материалов в строительство, а также выводу на рынки третьих стран эффективных национальных строительных работ (услуг).

Трудности в процессе гармонизации отечественных стандартов с международными обосновываются историческим развитием, географическими и климатическими особенностями РФ.

Не менее важным является также правовой аспект - различия в законодательстве о безопасности продукции.

Несомненно, проблема слабого сближения национальных стандартов и международных определяется несбалансированным представительством профильных технических комитетов по стандартизации в международных организациях по стандартизации. По мнению ряда экспертов, трудности технического перевода также влияют на процесс гармонизации.

Третьим пунктом является несовершенство системы оценки соответствия[3].

Существующая в Российской Федерации система оценки соответствия характеризует:

– несбалансированностью, неоднозначностью и взаимными противоречиями: федеральные органы исполнительной власти не пришли к единообразию механизмов оценки соответствия (государственная экспертиза, государственный строительный надзор, строительный контроль, оценка пригодности и прочие особые формы оценки соответствия в строительстве

– отсутствием персонифицированной ответственности лиц, осуществляющих инженерные изыскания, проектирование зданий и сооружений, непосредственно оценку соответствия зданий и сооружений (на всех этапах);

– несовершенством законодательной системы регламентации стадий: разработки проекта (ПД/РД), её (не)государственной экспертизы, выбора подрядной строительной организации, выбора производителей (поставщиков) материалов, изделий, конструкций и технологического оборудования — все это приводит к увеличению инвестиционного строительного цикла;

– отсутствием единых методов определения рисков, включая оценку риска на основе эффективного механизма расследования аварий и катастроф зданий с нарушением требований нормативных технических документов.

Четвертым недостатком является несовершенство (а точнее, ее практически полным отсутствием) системы допуска на строительный рынок строительных материалов, изделий и конструкций [3], который определяется:

– отсутствием технического регламента «О безопасности строительных материалов и изделий»;

– необходимостью минимизации барьеров по допуску на строительный рынок отдельных видов промышленных материалов и изделий, не сертифицированных в строительстве.

Для решения перечисленных проблем были предложены направления совершенствования системы технического регулирования, а именно: совершенствование законодательной базы, нормативной технической базы, оценки соответствия и системы надзора и контроля.

Совершенствование законодательной базы должно включать в себя:

– со стороны Минстроя России: закрепляет за собой функцию координационного центра системы технического нормирования и регулирования строительства (как это было в период функционирования Госстроя СССР), который осуществляет контроль соблюдения согласительных процедур, ведение перечня всех документов по стандартизации в строительстве (выполнение которых обеспечивает безопасность и качество);

– со стороны Росстандарта: создание эффективной инфраструктуры технических комитетов по стандартизации в строительстве, путем исключения дублирования в закрепленных областях деятельности, обеспечение координации их работы и закрепление за ними сопровождения принятых документов (с участием и непосредственным контролем Минстроя и Минпромторгом).

обеспечение прозрачности процесса разработки и публичного обсуждения документов по стандартизации путем автоматизации (цифровизации) процесса формирования отзывов на этапе публичных обсуждений, а также выявления дублирования, избыточности и противоречий в рассматриваемых документах до их утверждения.

К направлениям совершенствования нормативной технической базы также можно отнести:

– оптимизация технического регулирования в строительстве с учетом перехода к обеспечению управления жизненным циклом зданий и сооружений, риск-ориентированного подхода и развития технологий информационного моделирования;

– инвентаризация, пересмотр состава и структуры нормативных технических документов в строительстве, с учетом их необходимой достаточности, актуальности, иерархии и соответствия основополагающим сводам правил и национальным стандартам, силами ТК по стандартизации, с привлечением национальных объединений в изысканиях, архитектурно-строительном проектировании и строительстве, профессиональных союзов и объединений, госкорпораций, научных организаций и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти;

– подготовка программы и условий постепенного перехода на обновленную доказательную базу. Такая программа должна учитывать сроки, установленные Комплексной программой разработки нормативных технических документов в строительстве, а также межотраслевыми программами, и основываться на обновленной структуре и составе документов доказательной базы;

– внедрение перечня обязательных требований по видам безопасности в соответствии техническим регламентом о безопасности зданий и сооружений.

– разработка проекта технического регламента Евразийского Экономического Союза «О безопасности строительных материалов и изделий» в соответствие с положениями Договора о ЕАЭС и соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле с учетом международного и регионального опыта.

К направлениям совершенствования системы оценки соответствия можно отнести:

– совершенствование процесса государственной экспертизы в направлении развития института персональной ответственности экспертов, включая административную, профессиональную, имущественную и уголовную ответственность;

– организация исследований с анализом причин аварий объектов недвижимости вследствие проектных ошибок, ролью и местом органов и организаций оценки соответствия в случившемся

– организация с участием профессионального сообщества разработки порядка, этапов и условий проведения экспертизы при представлении проектной документации в форматах технологий информационного моделирования;

– установление требований к существующим или вновь создаваемым испытательным строительным лабораториям, осуществляющим оценку соответствия строительной продукции, содействие созданию нового и совершенствованию существующего их технического оснащения.

К направлениям совершенствования надзора и контроля относятся:

– совершенствование процесса государственного строительного надзора в направлении развития института персональной ответственности специалистов, включая административную, профессиональную, имущественную и уголовную ответственность, совершенствование механизма подготовки специалистов надзорных органов, введение института их сертификации и подтверждения квалификации; введение механизмов регулирования деятельности государственного строительного надзора со стороны Минстроя России, применение методов дистанционного надзора и контроля;

– введение обязательного входного контроля со стороны заказчиков или генподрядных организаций строительных конструкций, материалов и изделий, а также оборудования заводского изготовления;

– развитие механизма внесудебного разрешения споров и разногласий, возникающих между субъектами строительной деятельности в процессе исполнения строительного законодательства, путем создания системы независимых апелляционных структур.

В результате реализации выбранных направлений совершенствования сферы технического регулирования будет сформирована современная комплексная система.

Решение поставленных задач по совершенствованию системы технического регулирования позволит на первом этапе существенно сократить, а затем полностью исключить дополнительные сроки согласования проектной документации, и повысить прозрачность процедур по стандартизации, оценке соответствия. Из-за этого сократится количество технических и административных барьеров, межведомственных противоречий, дублирующих требований в строительстве, повысится уровень качества и безопасности строительной продукции.

Список литературы
  1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021;
  2. План «Агрессивное развитие инфраструктуры», автор: Председатель Правительства РФ Марат Хуснуллин;
  3. Проект «Концепция совершенствования системы технического нормирования и регулирования в строительной отрасли»;
  4. Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений";
  5. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ;
  6. Пояснительная записка к Законопроекту № 322233-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
  7. Федеральный закон от 31.02020 № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации";
  8. Староверов В.Д., «Состояние нормативной базы промышленности строительных материалов на примере бетона и железобетона»// Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века. 2023 № 1 с. 19-25;
  9. Миронова А.Ю. Староверов В.Д., "Снипы-хрипы" или предписывающая и параметрическая концепции технического нормирования// Строительные материалы, оборудование, технологии XXI века, 2022 № 1 с. 13-19;
  10. Мазнева К.Ю., Жолобова Е.В., Сидорова А.С., Маркова К.А., Староверов В.Д. «Проблемы функционирования и перспективы развития сертификации в строительстве»// Вестник гражданских инженеров, 2021 с. 109-118;
  11.  Староверов В.Д., Дмитриев А.Л., Кувшинов Е.А., «Проблемы технического нормирования в сфере строительных материалов» Вестник гражданских инженеров, 2022 с. 80-91.