Трансформация персонального журнализма в XXI веке
В статье рассматривается явление персонального журнализма, прекратившего существование в XIX веке, но возродившееся с приходом Интернета в XXI веке.
Современные исследователи выделяют две трактовки понятия классического персонального журнализма. Первый из них относится к временам эпохи Просвещения XVIII века, а второй – к индустриальной эпохе XIX века. В первом случае авторы, вырастая из самиздата, самостоятельно издавали журналы просветительской направленности, являясь «воспитателями нравов общества», а во втором случае медиамагнат диктовал информационную повестку, ориентируюсь на личные и деловые интересы.
В связи с закрытостью творчества обывателя для общества персональный журнализм до 90-х гг. XIX в. зиждился на профессионализме и компетентности автора в определенной сфере знания. В свою очередь данный принцип классического персонализма ограничивал аудиторию колонки, т.к. темы, упомянутые профессионалом были понятны далеко не каждому. Понятно, что именно поэтому и формировалось великое множество профессиональных изданий и изданий по интересам. Классический персональный журнализм уходил корнями в эпоху Просвещения, но в XX веке журналистика растеряла свой персонализм под давлением корпораций и госструктур. Вплоть до XXI века явление персонального журнализма считалось вымершим [4, с. 99].
Считалось, что эпоха персонального журнализма подошла к концу в XX веке, когда информационную повестку издания стала формировать не отдельная личность, а общество потребителей информации, государственные структуры и журналистское сообщество. Новый журнализм уже не имел персонального начала и стал находить выражение не в отдельном редакционном мнении, а в отборе фактической информации, которую журналисты предоставляли читателю. Так родилась журналистика новостей, диктовавшая условия публицистической сфере весь XX век.
Журналисты, желающие оставаться профессионалами своего дела, были обязаны писать материалы ссылаясь на информационную новостную повестку. Выражать личное мнение на миллионную аудиторию могли лишь некоторые признанные авторы, которые публиковали собственные мысли в колонке, принадлежащей какому-либо изданию. Сами по себе дневниковые записи считались делом сугубо личным, недоступным и запретным для чужих глаз [5, с. 208].
Свободомыслие же на публику практиковалось в узких кругах, салонах, литературных и публицистических кружках и клубах эссеистов-любителей. Эссеистика противопоставлялась публицистике, как направление творческого самовыражения любого человека, доступное каждому, но без оглашения на широкую аудиторию. Дневниковое творчество приравнивалось к стихам собственного сочинения, которые читают только близким людям и в кругу родственников или вовсе хранят в закромах для душевных излияний [4, с. 100].
Тем не менее, в начале двухтысячных годов появление Рунета спровоцировало развитие благоприятной коммуникационной среды для уже нового персонального журнализма. Современные исследователи определяют его как «творческую область деятельности в интернет-пространстве, в которой главную роль играет личность автора на фоне общественно значимых фактов, событий и явлений» [1, с. 37].
На данный момент, считается, что современный блогинг является наиболее полно выражает новый персональный журнализм. Начинался новый персональный журнализм в эпоху формирования Веб 2.0 с роста количества персональных сайтов и страниц писателей, публицистов, политиков, то есть изначально в сетевом пространстве стало фигурировать авторское начало. В этой связи современные ученые видят в новых медиа корни эпохи Просвещения, а в блогинге продолжение традиций персонального журнализма [2, с. 33]. Стоит отметить, что данные утверждения не лишены здравого смысла, поскольку теория преемственности «ничто не возникает не откуда» и перетекания процессов из одного в другое наиболее логична и идет из времен до нашей эры. Одна из первых формулировок встречается в известной философской работе Лукреция Тита Кара «О природе вещей» (лат. De rerum natura) [3, с. 146].
Подтверждением того, что блогинг есть новая веха персонального журнализма служит в первую очередь факт об авторской, а не новостной подаче информации в блогах. Блогер опирается на эссеистическую сторону творчества, которая постепенно целиком и полностью переходит на публицистическое поле. Наиболее полную картину изменения основополагающего направления журналистки можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1. Сранение традиционной и интернет-журналистики
Так называемые «дневниковые записи» в XXI веке стали доступными обществу и перешли из закрытых салонных сообществ в масс медиа и стали видны многомиллионной аудитории. Выходит, что из-за изменений в коммуникационном пространстве, где функционируют СМИ, персональный журнализм тоже претерпевает изменения коммуникативного, концептуального, технологического и контентного характера. В таблице 2 проведено сравнение основополагающих черт классического и нового журнализма (см. таблицу 2.) [6, с. 3].
Таблица 2. Сравнение классического и нового персонализма
Схема 1. Измение медиаактивности за 2020 год
Таким образом, действительно можно отследить некую трансформацию персонального журнализма сквозь века. Теперь проследим изменение активности за период 2020 года в потреблении различных информационных продуктов (схема 1). Если провести параллель между популярностью контента изданий и контента Интернета станет заметно, что контент Интернета уже превосходит в процентном соотношении.
Так, можно сделать вывод, что под влиянием социальных и технологических факторов персональный журнализм XVIII-XIX веков и персональный журнализм XXI века разные явления, что видно из сравнительных таблиц.
Тем не менее, стремление авторов разных времен к журналистскому публицистическому творчеству и их контент в определенный момент в плане медийного охвата и популярности начинает доминировать над контентом изданий. Прослеживается цикличность процессов в отношении роли авторского творчества для общества. На то что сетевой персонализм вырос из классического указывают общие черты заметные в блогах. Многие блоги носят пропагандирующий, просветительский и обучающий характер. Основное отличие же заключается в массовости и степени профессионализма.
Процесс перехода от классического персонального журнализма к новому журнализму осуществлялся постепенно в течении целого века. Теперь же он запустился в обратном направлении, но в новой вариации под эгидой массовости и глобализма. Новый персональный журнализм Сети подпитывается вовлеченностью аудитории в процесс производства контента. Он трансформируется из авторского журнала в авторскую колонку, затем в авторский сайт и, наконец, в авторский блог. Таким образом, новый облик персонального журнализма напоминает уроборос и исходит из спирали, основанной на личной инициативе и авторстве.
- Гетманский К.Б. Блог-пост на пути к успеху // Карьера. 2005. № 9. С. 32 – 37.
- Гетманский К.Б. «Живой журнал» – возрождение персонального журнализма? (на примере американского сектора Интернета) // Профиль. 2003. № 5. С. 33.
- Лукреций «О природе вещей» [Текст] / Лукреций. – М. : Изд-во АН СССР, 1958. – 260 с.
- Магай И.П. Эссеистика против публицистики: новая тенденция Российской прессы // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esseistika-protiv-publitsistiki-novaya-tendentsiya-rossiyskoy-pressy (дата обращения: 07.12.2021).
- Соломеин А.Ю. Французская национальная гуманитарная традиция: специфика и генезис // Credo new: Теоретический журнал. 2003. № 3. С. 200 – 215.
- Тимофеева Г.Л. Новый персональный журнализм как отражение формы и метода сетевой публицистики // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2014. №2 (180). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novyy-personalnyy-zhurnalizm-kak-otrazhenie-formy-i-metoda-setevoy-publitsistiki (дата обращения: 07.12.2021).