Взгляд на школьный буллинг
Изучены понятия и причины возникновения буллинга в школе. Проведено аннонимное анкетирование школьников параллели 9 классов по актуальным вопросам. Исследованы способы борьбы с буллингом.
Каждый день мы сталкиваемся с такой потребностью, как общение между людьми, приобретенной еще в детстве, когда только начинали познавать мир и находить новых знакомых. Но ближе к подростковому возрасту ребенок может начать сталкиваться с разными проблемами, одной из которых является «буллинг в коллективе».
В современном мире дети всё чаще сталкиваются с проблемой жестокости и насилия в свою сторону и не всегда знают, как вести себя, как бороться с этим и к кому обращаться за помощью.
Буллинг (от английского bullying - «запугивание», «издевательство», «травля», а bully - «хулиган», «драчун», «задира») — это намеренное оскорбление, унижение и высмеивание человека другим индивидуумом или группой людей в коллективе. Насилие над человеком может приобретать различные формы, в настоящее время выделяют четыре вида травли.
Первым стоит отметить Физический буллинг — это воздействие агрессора на жертву посредством толчков, пинания, дерганья за волосы. Такого рода насилие по началу может иметь слабо выраженный характер, но позже есть риск перерасти в нанесение настоящих побоев.
Далее следует Эмоциональный или Психологический буллинг — наиболее распространенная форма травли, которая выражается в постояннных оскорблениях и насмешках, унижениях и угрозах, которым эмоциональная неуверенность умышленно подчиняется.
Следующим является Кибербуллинг — этот способ травли появился относительно недавно и главной отличительной чертой является то, что это происходит через сеть Интернет.
Последним из данного перечня является Экономический буллинг — проявляется он в том, что у жертвы вымогаются или сразу отбираются деньги или иные ценности. Также человек в этой позиции может подвергаться порче вещей или имущества.
Каждый второй подросток в России сталкивался с травлей в школе. О буллинге со стороны сверстников рассказали 52% опрошенных в возрасте от 10 до 18 лет. Любой ребенок в определенных ситуациях может быть изгоем. Но чаще всего жертвами буллинга становятся дети: пугливые, чувствительные, замкнутые и застенчивые; не уверенные в себе; с низкой самооценкой; не имеющие даже одного близкого друга; имеющие негативный жизненный опыт; из неблагополучных семей; подвергаемые физическому насилию дома. Такие школьники чаще всего: предпочитают умалчивать о насилии и издевательствах; не верят в защиту их педагогами; не считают себя значимой частью своего детского коллектива; верят, что заслуживают быть жертвой; смирились с этим насилием, как со своей долей.
Если говорить в целом, то причинами может являться: зависть - к успехам и достижениям другого ребенка, к внешним, физическим и умственным достоинствам человека; месть за ранее причиненные обиды; самоутверждение и желание выглядеть «круто» за чужой счет; борьба за власть, лидерство среди одноклассников; желание пошутить или иными словами «приколоться»; желание унизить или запугать человека за то, что он не понравился
Участие в буллинге принимают три стороны: агрессор, жертва и свидетели. И для каждой из них наступают последствия. Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает глубокий эмоциональный шрам, который переходит с ним и во взрослую жизнь. Человек становится более закрытым и агрессивным. Такие люди больше остальных подвержены дипрессии и склонны к самоубийству. Остаток травли выражаются такими негативными последствиями как головные боли, проблемы с пищеварением, бессонницей, мышечной напряженностью и др. Многие люди, будучи зрелыми, со слезами и страхом вспоминают обиды и унижения, перенесенные в детстве. Школьный буллинг по тяжести последствий для психики сравним с семейным насилием. Свидетели же приобретают искаженное представление о роли личности в социуме, зачастую они на протяжении всей жизни испытывают чувство вины и стыда за то, что проявили слабость, не встали на защиту жертвы. Агрессор носит в себе злость и ненависть, страх быть уязвимым и слабым.
Проведено исследование на базе одной из средних общеобразовательных школ в течении 2023-2024 года, путем проведения анкетирования среди учеников 9-х классов (возраст от 14 до 16 лет). Школьникам были предоставлены анонимные анкеты, с помощью которых можно сделать общий вывод о том, осведомлены ли ученики в данной теме, какую позицию они занимают(агрессор, жертва, свидетель, не сталкивались), какой процент учеников подвергался травле со стороны одноклассников.
По результатам анкетирования получено следующее соотношение полученных ответов:
- Знаете ли вы, что такое «Буллинг»? 100% опрошенных (94 человека) знают, что такое буллинг.
- Сталкивались ли вы с буллингом в школе? 65,8% опрошенных сталкивались с буллингом в школе, 34,2% опрошенных не сталкивались
- Много ли у вас друзей в школе? 67,68% опрошенных меют большой круг общения в школе, остальных же 32,32% опрошенных круг общения намного суженый.
- У вас дружный класс? 59,22% опрошенных считают свой класс дружным,и остальные 40,78% опрошенных считают иначе.
- Распространяли ли о вас сплетни? 76,14% опрошенных ответило,что о них распространяли сплетни, 23,86% опрошенных не подвергались этому.
- Можете ли вы получить поддержку одноклассников? 54,52% опрошенных могут получить поддержку одноклассников, 45,48% опрошенных не имеют такой возможности.
- Как вы себя чувствуете, когда над вами смеются? 56,4 % опрошенных ответило, что когда над ними смеются, они делают тоже самое в ответ и не принимают данное обстоятельство близко к сердцу, 27,8% опрошенных ответили, что над ними никогда не смеялись, 27,8% опрошенных ответило, что когда над ними смеются, они стараются в первую очередь выявить причину и повод смеха над ними.
- Обзывали ли вы кого-то? 74,26% опрошенных ответило, что обзывали других, 25,74 % опрошенных этого не делали.
- Обзывали ли вас? 69,56% опрошенных ответило, что их обзывали, 30,44 % опрошенных не подвергались обзывательству.
- Садятся ли с вами за парту или просят сесть вместе, когда вы сидите один? 69,56% опрошенных ответило, что с ними садятся за одну парту, когда они сидят одни , 30,44% опрошенных не сталкивались с этим.
- Нуждаетесь ли вы в поддержке одноклассников? 59,22% прошенных нуждаются в поддержке одноклассников, 40,76 % опрошенных не нуждаются в этом.
- Дают ли вам возможность сказать что-либо? 72,38% опрошенных даютво возможность что-либо сказать, 27,62% опрошенных такой возможности не предоставляют.
- Оказывают ли на вас давление ваши Одноклассники? 55,49% опрошенных не подвергаются давлению со стороны одноклассников, 44,51% опрошенных подвергаются давлению.
- Были ли случаи, когда одноклассники бурно что-то обсуждали, а с вашим появлением резко замолкали? 76,14% опрошенных ответили, что такие случаи у них были, 23,86% опрошенных не сталкивались с этим.
- Было ли оказание на вас физического насилия со стороны Одноклассников? 73,32% опрошенных не подвергались физ.насилию, 26,68% опрошенных подвергались физ.насилию.
Анализ анкетирования показал, что проблемма буллинга актуальна и требует внимания.
В этой связи, хотелось обратить внимание на способы борьбы с буллингом : при первых признаках буллинга необходимо принимать меры к его пресечению, не замалчивать ситуацию. Информация о буллинге должна быть доведена до родителей и того и другого ребенка, целесообразно составить общий разговор с расставлением оценок и поиском выхода из конфликта.
Профилактика буллинга должна включать в себя такие аспекты как предохранение, предупреждение, предостережение, устранение и контроль.
Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации обучающегося путем применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения, с помощью изменения личностных ориентаций.
В качестве одного из методов профилактики можно использовать организацию классных часов, основными идеями которых будут темы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Также педагог-психолог может проводить с классами тренинги на сплочение классного коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим. Профилактика буллинга направлена в основном на потенциальных участников буллинга, она включает в себя работу с обучающимися и их семьями. Важно определить тип семьи и воспитания, а также поведение родителей по отношению к своим детям.
Образовательная организация должна большое внимание уделять проблеме буллинга среди обучающихся. В профилактике буллинга среди подростков в образовательной среде необходимо исследовать проблемы насилия в школе с помощью анкетирования. После выяснения проблемных классов и обучающихся важно выяснить Классный руководитель должен совместно с педагогом-психологом вести работу по профилактике буллинга в классе, он должен следить за эмоциональным состоянием всех своих обучающихся, оказывать поддержку и помощь подросткам не меньше, чем педагог-психолог.
Сейчас борьба с буллингом идет на законодательном уровне. На данный момент подготовлен проект по профилактике буллинга в школьной среде, согласно которому будет введена административная ответственность для родителей, а также возможность по инициативе школы перевести ученика-агрессора в специализированное учебное учреждение, либо исключить его из школы.
- Н.Цымбаленко - «Буллинг. Как остановить травлю ребенка.» Издательство: Питер, 2019 г.
- Дэвид А. Лэйн, «Школьная травля (буллинг)» Издательство: Питер, 2001 г.
- Владимир Железников, «Чучело» Издательство: Азбука, 2023 г.
- С.В.Моторина - «Травля: Со взрослыми согласовано.» Издательство «Эксмо», 2021 г.
- Эндрю Мэтьюз - «Как остановить травлю.» Издательство «Эксмо», 2020 г.
- https://семья48.рф/wp-content/uploads/2022/10/bulling-metodrekomendaczii-dlya-klassnyh-rukovoditelej.pdf
- https://alfaman.org/psihologiya/255-chto-takoe-bulling.html
- https://dnevnik-znaniy.ru/psixologiya/chto-takoe-bulling-ponyatie-primery-prichiny-profilaktika.html
- https://www.b17.ru/article/465573