Солнечная обсерватория в Терлое
Журнал Научные высказывания

Солнечная обсерватория в Терлое

В Ингушетии и Чечне в 2021 г. проведены успешные исследования по определению астрономических функций древних святилищ. Новым исследованием установлено, что средневековое святилище Терлой Дели в Итум-Калинском районе Чеченской Республики является солнечной обсерваторией. С помощью нее древние жители узнавали о наступление весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний. Святилище своими архитектурными особенностями позволяло следить за годовыми циклами, наступлением Нового года, т.е. было календарём.

Археоастрономия
Кавказ
Чеченская республика
обсерватория
Терлой
Итум-Калинский район
святилище
календарь

В 2021 и 2022 годы мы обследовали 8 средневековых святилищ в Ингушетии и Чечне. По итогам опубликованы три статьи. Первая статья с описанием исследования «Астрономическая функция древнего святилища Мят-Сели в Ингушетии» опубликована в научном журнале «Интернаука» [1, с. 11-19]. На основе мифов о связи святилища Мят-Сели на Столовой горе в Ингушетии с горой Казбек [2, с. 257] и особом их географическом расположении появилось предположение об астрономической функции этого святилища. Целью исследования стало обоснование того, что древнее святилище использовалось жрецами для определения ключевых моментов в годовом цикле Солнца. Это доказано с помощью определения координат восходов и заходов солнца в весеннее и осеннее равноденствия, в летнее и зимнее солнцестояния для широты святилища; применения инновационных компьютерных программ и калькуляторов, определяющих азимут и высоту Солнца; инструментальными наблюдениями и замерами на местности. Было установлено, что святилище Мят-Сели на Столовой горе в Ингушетии является древней солнечной пригоризонтной обсерваторией.

В декабре 2021 г. в научном журнале «Евразийский Союз Ученых» опубликована вторая наша статья «Комплекс древних обсерваторий на горе столовой в Ингушетии» [3, с. 10-21]. Близкое расположение трех древних святилищ между собой на плоской вершине горы Столовой на фоне священных пиков Казбек и Цей-Лоам, возможность наблюдать восходы и заходы Солнца в высокогорье Кавказа, космогонические мифы, всё это дало предположение об астрономических функциях этих святилищ. Целью исследования стало доказательство того, что эти древние святилища использовалось жрецами для определения ключевых моментов в годовом цикле Солнца и являлись календарем [4].  Это аргументировано с помощью применения специальных компьютерных программ и калькуляторов, определяющих азимут и высоту Солнца; инструментальными наблюдениями и замерами на местности. Установлено, что святилища Мят-Сели и Мятер-Дяла на Столовой горе в Ингушетии являются комплексом средневековых солнечных пригоризонтных обсерваторий. И выдвинута гипотеза, что эти святилища были построены на месте, из которого приблизительно с начала 1-го тысячелетия до н.э. наблюдались солнечные циклы. Так же эта работа дает предпосылки для определения различных астрономических наблюдений от святилищ и о наличие других древних обсерваторий на Кавказе. Создана методика для поиска доисторических солнечных, лунных и звездных пригоризонтных обсерваторий.

Третья статья «Астрономический аспект средневековой башни в Чечне» опубликована в «Восточно Европейском Научном Журнале» [5, с. 17-26]. Археоастрономические исследования в старинном городище Хой да и во всей Чеченской республике ранее не проводились. Мы первые обратили внимание на астрономический аспект древних сооружений Чечни. С помощью компьютерных программ и калькуляторов, расчетов и замеров на местности теоретически доказывается использование архитектурных особенностей, а именно четырех круглых отверстий в каменном сооружении для астрономических наблюдений. Мы обосновали, что через отверстия определяются: день зимнего солнцестояния, восходы и заходы Сириуса и Капеллы.  В статье делались предположения о наличие других протообсерваторий и об умении нахских жрецов в древности использовать астрономические знания для предсказаний, гаданий, астрологии, ритуалов, хозяйственной деятельности и земледелия [6; 7, с. 278].

Следующим объектом наших исследований стало святилище Терлой Дели, название которого переводится «Бог терлоевцев» [8]  на горе Терлой Лам. Почему святилище посвящено всевышнему богу Дели архаической религии вайнахов, который олицетворялся с Солнцем? Наша задача: обосновать то, что здание святилища было пунктом по  наблюдению за Солнцем.

Описание объекта исследования

Первым и единственным до нашего времени  ученым, который побывал у святилища Терлой Дели, был инспектор по памятникам истории и культуры центрального музея Грозного Майрбек Халидович Ошаев. Поэтому мы приводим его текст из статьи «Рекогносцировочное описание памятников средневековья реки Терлой-Ахк (Горная Чечня)» [ 9, с. 152-162]: «В июле 1964 года я совершил рекогносцировочную поездку в ущелье реки Терлой-Ахк или Никарой-Ахк, и ее притоков. Если не считать описания древностей «КІирда-Вlавнащ», расположенного при впадении реки Терлой-Ахк в Аргун, проведенного летом 1962 года отрядом СКАЭ под руководством В. И. Марковина [10] (и в 1927 году эти памятники бегло описаны немецким этнографом Б. Плечке [11]), памятники средневековья здесь еще никем не изучены.

Поездка преследовала скромные цели: предварительно описать наиболее интересные памятники, сфотографировать некоторые из них. Идти одному в глубокое горное захолустье, где в окрестностях на десятки километров нет жилья, было затруднительно. Пришлось связаться с пастухами. Это были жители селения Итум-Кале Тахир и Ибрагим Махаевы, Хамзат и Товси Сулеймановы. Стоянки скота находились в четырех пунктах района Терлой-Ахк (Гезихой. Джелашки, Моцарой и Никарой), расположенных от Итум-Кале в 30 км. Я дождался прихода из района Никароя бригадира Тахира и направился с ним на юг, вверх по реке Чанты-Аргуну. Примерно на двенадцатом  километре мы перешли речку Бавлой-Ахк (левый приток Аргуна) и поднялись на крутую гору, где на склоне когда-то был расположен небольшой аул Гезихой. Сейчас от него остались только развалины. Отсюда нам предстояло идти к Никарою по хребту на северо-запад. С востока эта гора ограничена ущельем реки Бавлой-Ахк, с запада - ущельем реки Терлой-Ахк. Местами дорога идет по склону. В Бавлойском ущелье, пролегающем с севера на юг, по рассказам, было много боевых и жилых башен. На это, в прочем, указывает значение самого слова «БІавлой». По-русски это означает «башенцы».

Под вечер мы прибыли в аул Джелашки (буквальный перевод «овчарни»). В Джелашках я пробыл четыре дня, обследовав и памятники близлежащих пунктов Сени, Эль-Пхьа, Терлой Дели (буквально «бог терлойцев») и Моцарой. Следующие пять дней мы пробыли в бывшем селении Никарой, обследовав и пункт Бушни. Три дня находились в бывшем населенном пункте Гуричу. Таков был маршрут нашей пятнадцатидневной поездки, после которой я возвратился в Грозный.

Наиболее интересный памятник средневековья в районе Джелашки - языческое святилище Терлой Дели (бог терлойцев). Это место называют также и Дели те (К богу). Святилище находится в 2 км к северо-востоку от аула Джелашки, на горе «Терлой лам», гребень которой тянется с запада на восток. На одной из вершинок гребня имеется небольшое гладкое плато, где расположено полуразвалившееся святилище Терлой Дели, обращенное фасадом на запад. Высота сохранившейся части стены 3 м. Сооружено святилище на самом краю многометрового крутого обрыва. Перед фасадной стороной святилища раньше имелась невысокая каменная ограда, образовывавшая дворик. Трудно понять, почему арка дверного проема сделана такой широкой. По изгибу арки можно полагать, что высота ее была около 2,5 м. а ширина составляла 2,2 м. В помещении святилища с обеих сторон от входа (в западной стене) находятся две ниши размером 0.2 х 0,2 м на высоте 0,8 м от пола. В южной стене на уровне 1,2 м от пола имеется третья ниша, несколько большая. У северной стены среди кучи камней был обнаружен олений рог, череп барана с рогами и коровий рог - возможно, остатки ритуальных приношений. На южной стене святилища, на высоте около 2 м имеется камень с петрографическим рисунком грубой работы (две спирали). Сложено святилище без всякого цементирующего вещества. Святилище, по-видимому, устроено на границе пастбищных угодий Терлоевского и Бавлоевского обществ, и, по утверждению пастухов, оно было общим для жителей обоих ущелий, хотя и носит название «Терлой Дели» «бог терлойцев». Время постройки здания не позднее XV века [9, с. 162]. Пастух Хаджимагомедов Ахмат (46 лет) рассказал о святилище следующее. Построено оно очень давно. Два раза в году, весной и осенью, на молебен к нему собирались жители обоих ущелья Терновского и Бавлоевского. На моление приходили только мужчины, каждый раз приводя с собой жертвенных животных. Их резали здесь же, на площадке, и жарили, Часть мяса съедали сами, а оставшееся бросали на месте. Ходили к святилищу в дождливые годы молить о прекращении ненастья, а в засуху просили дождя.

Мусульманство в Терлоевском ущелье, по рассказам стариков, было принято во времена Шамиля или несколько раньше. Но «Дели те» считалось святым местом вплоть до 30 - 40-х годов нашего века. Жители других аулов иногда посмеивались над терлойцами, считая их «неполными» мусульманами.

По словам старожилов, святилище «Терлой Дели» почиталось охотниками. Отправляясь на охоту, они оставляли между камнями в стене святилища наконечники стрел. Жители привязывали к веточкам росших поблизости кустиков лоскутки материала или затыкали их в щели стен святилища. Как известно, обычай оставлять тряпочки на могилах «святых» существует и поныне. Он перешел от язычества к мусульманству.

Уместно остановиться на этимологическом толковании тайпового названия «Терлой». Некоторые горцы называют терлойцев «терий», «тера-лой» и «терий», несомненно, произошло от слова «тера» - «верхний». Следовательно, «терлойцы» обозначает «верхние» [12]» (конец цитирования текста М.Х. Ошаева).

Обследования на местности

Изучив имеющеюся литературу по культовым сооружениям Чечни [13, 14, 15], мы добрались до святилища Терлой Дели в ноябре 2021 и в мае 2022 г. (рис.1). Проводником у нас был охотовед Итум-Калинского района Кури Рашидович Бециев.

 

Рис. 1. Общий вид святилища Терлой Дели

Ритуальное здание находится на высоте 2178 м. на вершине горы Терлой Лам. Координаты 42º46ˈ18̋; 45º24ˈ43̋. Сантиметровой рулеткой сделали обмеры святилища. Здание 365х365. Внутренний размер 230х230. Толщина стен с. и ю. 67, в. и з. 57. Самая сохранившаяся высота стены 210 см. За 57 лет разрушилась почти на метр. Ширина прохода 180 см. Проход к верху сужается – была арка. Сохранилась правая половина арки, которая в любой момент может обвалиться. С з. стороны здания - дворик 365х320. Толщина стен с. и ю. 55, з. 40. Внутренний размер 280х250. Замеры азимутов направлений сооружения и на значимые ориентиры Бокового Кавказского хребта: горы Тебулой, Байстылам производили тремя компасами с учетом магнитного склонения на данную местность [16]. Стены святилища расположены на 84,68º; 174,68º. Время постройки здания не определялся, что предстоит сделать.

Методы и расчеты

Вычерчиваем схему храма в масштабе 1:20 (рис. 2).

 

Рис. 2. План в масштабе 1:20 и азимуты

Делаем  измерения азимутов 14 направлений. Нас заинтересовали значения 264º направление из центра здания. 233º направление из с-в угла здания и 301º направление из ю-в угла здания. Эти три азимута близки к азимутам захода Солнца весеннего и осеннего равноденствия 270,76º; зимнего солнцестояния 237,93º и летнего солнцестояния 303,65º. В онлайн калькуляторе «Положение Солнца на заданную дату» в таблице азимутов и высоты Солнца над горизонтом в программе «PLANETCALC» на сайте https://planetcalc.ru/  проверяем необходимые нам данные. Получается в дни весеннего и осеннего равноденствия Солнце заходит за горы Бокового Кавказского хребта при азимуте 264º (рис. 3).

 

Рис. 3. Азимут Солнца в день весеннего равноденствия 20 марта

В программе Google Eerth Pro фиксируем, при каком азимуте Солнце заходит за высокие горы (рис. 4).

Рис. 4. Азимут Солнца при заходе за горы в 20 марта. 84,68º+180º=264,68º

Аналогичным образом определяем направления других, важных для древних людей, дат. В день зимнего солнцестояния 233º, в день летнего солнцестояния 301º. Это поразительно совпадает с нашими измерениями (рис. 2).

Мы конструируем копию святилища из глины в масштабе 1:40. И с помощью фонарика создаём действующую модель и эффекты в старинном наблюдательном пункте (рис. 5). В день зимнего солнцестояния при заходе Солнце через арку освещает левую стену, во время летнего солнцестояния – правую. В дни весеннего и осеннего равноденствий Солнце на заходе освещает противоположную стену.

 

Рис. 5. В дни весеннего и осеннего равноденствий во время захода Солнце освещает противоположную стену святилища

Результаты

Мы аргументировали, что с помощью архитектурных особенностей святилища Терлой Дели древние жрецы – звездочеты, служители этого храма определяли наступление главных сезонов года: весеннего 20 марта и осеннего 22 сентября равноденствий, летнего 21 июня и зимнего 21 декабря солнцестояний. Нужно отметить, что у вайнахов 20 марта было началом Нового года [17, с.80]. Культовое сооружение являлось солнечной обсерваторией и годовым календарем.

Художник, педагог, исследователь Ислам Ибрагимович Мутусханов сделал графическую реставрацию Терлой Дели (рис. 6).

Рис. 6. Графическая реставрация Терлой Дели

Выводы

Наши исследования по астрономическому комплексу, состоящему из трех святилищ: Мят Сели, Мятер Дяла и Сусон Дяла в Горной Ингушетии; древней обсерватории в поселении Хой в Чечне и солнечной обсерватории Терлой Дели, описываемой в этой статье, дают предпосылки о наличие на Кавказе и других культовых сооружений, имеющих археоастрономический аспект. Эти наблюдения необходимы были древним жителям для религиозной, магической, ритуальной, астрологической и хозяйственной деятельности [18].  Можно только поражаться с каким умением и знанием в глубокую старину звездочеты с группой наблюдателей несколько лет выбирали место для святилища на разных вершинах гор; как мастера-строители, камнетёсы под руководством жрецов-астрологов рассчитывали конструкцию и возводили сакральное здание, чтобы показать божественные явления своему населению. Мы получили ответ на вопрос, почему святилище посвящено всевышнему богу вайнахов Дели? По архаической религии Дели олицетворялся с Солнцем, и это святилище было храмом Солнца. Культовое место создаёт на горе Терлой Лам этно-культурный ландшафт, который нуждается в сохранности, популяризации и дальнейшем изучении.

Список литературы
  1. Резванцев Б.Б. Астрономическая функция древнего святилища Мят-Сели в Ингушетии // Интернаука. 2021, № 19 (195), с. 11-19 .
  2. Акиева П.Х. История древних верований ингушей. – Магас, 2016.
  3. Резванцев Б.Б.  Комплекс древних обсерваторий на горе столовой в Ингушетии // Евразийский Союз Ученых, 2021, вып. 11/92, т. № 1, с. 10-21.
  4. Мадаева З.А. Народный календарь чеченцев ингушей…//Этнографическое обозрение 1980.
  5. Резванцев Б.Б. Астрономический аспект средневековой башни в Чечне // Восточно Европейский Научный Журнал. 2021, № 11 (75),  часть 6, с. 17-26.
  6. Далгат Б. К. Первобытная религия ингушей и чеченцев. — М.: Наука, 2004.
  7. Гумба Г.Д. Нахи: вопросы этнокультурной истории. – М.: Литера, 2020.
  8. Ильясов Л. Петроглифы Чечни. – Грозный, 2014.
  9. Ошаев М.Х. Рекогносцировочное описание памятников средневековья реки Терлой-Ахк (Горная Чечня) // ЧИНИИИЯЛ при Совете Министров ЧИ АССР. Известия, т. VII, вып.1. История. с. 152-162).
  10. Марковин В.И. Чеченские средневековые памятники в верховье реки Чанты Аргуна. В сб. «Древности Чечено-Ингушетии». М., АН СССР, 1963.
  11. Плечке Б. Чеченцы. - Гамбург, 1929 (на немецком языке).
  12. Сулейманов А.С. Топонимия Чечни – Нальчик, 1997.
  13. Мужухоев М.Б. Средневековые культовые памятники Центрального Кавказа - Грозный «Книга», 1989.
  14. Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. – М.: Мир, 1991.
  15. Харсиев Б.М. К вопросу об эволюции религиозных практик горцев Кавказа // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2019,1.
  16. Потемкина Т.М., Юревич В.А. Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников (методический аспект). – М.: ИА РАН, 1998.
  17. Хасиев С.М. Культура полеводства чеченцев и ингушей. – Нальчик, «Эль-Фа», 2004.
  18. Мадаева З.А. Народный календарь чеченцев и ингушей…// Этнографическое обозрение, 1980.