Средневековая солнечно-лунная обсерватория в Дагестане
Журнал Научные высказывания

Средневековая солнечно-лунная обсерватория в Дагестане

Новым исследованием установлено, что средневековое святилище Чехтил в Хивском районе Республики Дагестан является солнечно-лунной обсерваторией. С помощью нее древние жители узнавали о наступление весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний, лунного цикла в 18,6 лет. Архитектурная специфика постройки святилища позволяла им наблюдать за движением небесных светил и следить за годовыми циклами, наступлением Нового года в  религиозных, ритуальных, а также прикладных целях, в частности, для развития астрологии и способствовала накоплению сведений для создания календаря.

Археоастрономия
Кавказ
обсерватория
святилище
календарь
республика Дагестан
Чехтил
Хивский район
табасаранцы
культовые сооружения
обряды
верования

С 2021 года проходило изучение и обследование археоастрономического аспекта девяти средневековых святилищ в Ингушетии и Чечне. По итогам опубликованы четыре статьи [1, 2, 3, 4]. Все наши исследования аргументированы с помощью применения специальных компьютерных программ и калькуляторов, определяющих азимут и высоту Солнца и Луны; инструментальными наблюдениями и замерами на местности.

Многочисленные сообщения Исрапилова М.И. [5, 6] о находках каменных календарей, наскальных рисунков и языческих святилищах, в которых велись наблюдения за звездами; изучение нами древних календарей в музее в с. Куппа Левашинского района; научные работы Сефербекова Р.И. [7, 8] и др. побудили интерес к исследованиям в Дагестане.  Нас заинтересовал  археоастрономического аспект выдающегося сакрального сооружения Дагестана – святилища Чехтил, именуемого местным населением «Праздничные камни».

Описание объекта исследования

В Едином Государственном реестре культурного наследия России объект  Чехтил (Чихтиль, Чиехтиль) числится как Ансамбль, Памятник архитектуры XXII веков. Каменная ограда прямоугольной формы с высоким менгиром в центре находится в одном километре к северо-востоку от с. Вертиль Хивского района. Объект в 1966 г. был изучен П.М. Дебировым [9], Известный историк М.Р. Гасанов в 1966 г. писал о  нем следующее: «Около с. Вертиль есть мечеть в местности «Чехтил», куда собирались жители 12 аулов на праздничную молитву. Это место было языческим святилищем, затем по традиции стало культовым местом мусульманской религии» [10]. Также этот памятник описывали: А.О. Булатов [11], Б.М. Алимова [12].  Все упомянутые ученые считают это культовое сооружение прежним языческим святилищем. Как сообщает Р.И. Сефербеков, этот памятник, функционировал вплоть до 1930-х гг., и был в прошлом языческим центром культа богов-патронов союза сельского общества, местом проведения календарных обрядов, решения военных и хозяйственных вопросов, разрешения конфликтов. С принятием ислама святилище было преобразовано в так называемую «открытую мечеть» [13].

Описываемый памятник являлся в древности культовым сооружением союза сельских обществ «Сувак», в который входили посёлки Вертиль, Фурдаг, Кулик, Урга, Яраг, Ляхля, Уртиль, Кувиг, Гарик, Джули. Вероятно, что в прошлом селений в союзе было гораздо больше, так как в окрестностях каждого из упомянутых аулов находятся руины других средневековых поселений. Время постройки Дебиров П.М. датировал XIIIXIV веками [9].  Он основывался в своём расчете на стиль орнаментов и на несколько арабских надписей. Но Р.И. Сефербеков пишет: «Как мы полагаем, эти надписи могли появиться позже, с принятием новой религии. Такие трансформации с культовыми сооружениями прежних религий зафиксированы дагестанскими [14; 18] и вайнахскими исследователями» [13]. Так что время постройки святилища и начало астрономических наблюдений на нем ещё предстоит выяснить.

Обследования на местности

           

Рисунок1. Общий вид святилища

Ритуальное сакральное строение Чехтил находится на высоте 1224 м. на вершине холма (рис.1). Это плато окружено двенадцатью мелкими селами. На плато есть родник и священная роща. Координаты 41,88 с.ш.; 47,87 в.д. Каменная ограда прямоугольной формы имеет размеры 13 на 25 метра. Камни находятся на участке 18 на 27 м. Толщина стен до 50 см, высота отдельных плит в стене до 160 см. Северная, восточная и западная стены сложены без связующего раствора из обработанных камней серого песчаника. Эти стены катастрофически разрушаются и осыпаются. На них выросли деревья, которые своими корнями разрушают памятник. Южная стена состоит из 16-ти плит вырезанных из белого известняка. Первоначально плиты стояли вертикально. Со временем плиты наклоняются. В настоящее время несколько плит упали. Стены имеют направление Восток – Запад, Север – Юг.

В центре сооружения находится каменная орнаментированная  четырехгранная колонна из песчаника, являющаяся гномоном, высотой 292 см., шириной 48 и толщиной 30 см. (рис.2). Поперечные размеры колонны  являются «Золотым Сечением». Чтобы этот мегалит устойчиво стоял, он закопан на глубину не менее 1,5 м. Получается, что монолитный камень имеет длину примерно 4,5 м. и вес около 2 тонн.  Нужно отдать дань древним строителям, которые выдолбили этот столб из скалы за несколько километров от сюда и доставили на вершину холма. Возникает вопрос, что их побудило на столь тяжелый труд.  По-видимому, решение такой сложной задачи было для них в высшей степени значимо. Без сомнения стеловидный столб с навершием был вотивным и является произведением искусства [15].

На каменных блоках в стене и на центральном менгире выбиты низким рельефои солярные знаки: свастики, круги, розетки, кресты; орнаменты: «древо жизни», «рога», «плетенка», «жгуты», «косы», человековидные фигуры, лунки, насечки и другие знаки и символы, которые еще предстоит расшифровать.

Рисунок 2. Центральный менгир - гномон

Замеры азимутов направлений сооружения производили тремя компасами с учетом магнитного склонения на данной широте и долготе [16].

Методы и расчеты

Целью исследования являлось определение функций обсерватории на ансамбле Чехтил. С помощью онлайн калькулятора «Положение Солнца на заданную дату» в таблице азимутов и высоты Солнца над горизонтом в программе «PLANETCALC» на сайте https://planetcalc.ru/  получаем необходимые нам данные для 41,88 с.ш., на которой находится святилище. В программе Google Eerth Pro фиксируем, при каком азимуте Солнце восходит и заходит за высокие горы (рис. 3). Так как в горах восход Солнца происходит позже, чем на равнине, а заход – раньше.

Рисунок 3. Восход солнца 21 марта

Аналогичным образом определяем направления других, важных для древних людей, дат. В день зимнего солнцестояния восход 131,39º, в день летнего солнцестояния 58,1º и т.д. Наносим азимуты восходов и заходов Солнца и Луны на план святилища из книги Исрапилова М.И. [6] (рис.4).

Получается в дни весеннего и осеннего равноденствия Солнце восходит по линии от центрального мегалита – гномона к камню № 32, а заходит по направлению к камню № 18. Восход в день летнего солнцестояния за камнем № 29, заход за С-З углом ограды. Восход в день зимнего солнцестояния за менгиром № 3, а заход за мегалитом № 15. Так же мы определили линии по которым наблюдались восходы и заходы «высокой» и «низкой» Луны, в том числе «Лунные застои», которые происходят раз в 18,6 лет  [17].

Рисунок 4. План святилища и азимуты восходов и заходов Солнца и Луны

Наблюдения за небесными светилами, по-видимому, делались жрецом  или служителем святилища стоя за гномоном. Центральный столб был как бы прицелом, а менгир – мушкой для наведения. Наши исследования проводились с помощью специальных компьютерных программ и калькуляторов, определяющих азимут и высоту Солнца и Луны; инструментальными наблюдениями и замерами на местности.

Результаты

Таким образом было установлено, что архитектурные особенности святилища  Чехтил давали возможность древним жрецам – звездочетам,   определять наступление главных сезонов года: весеннего 20 марта и осеннего 22 сентября равноденствий, летнего 21 июня и зимнего 21 декабря солнцестояний. Нужно отметить, что у табасаранцев и лезгин день весеннего равноденствия было началом Нового года и назывался Эбел Цан или Яран Сувар «день первой борозды» [18], а у их ближайших соседей – населения Ширвана – Навруз (Наурыз) Байрам «новый день». Это был самый важный праздник в году. На основании вышеизложенного, можно считать культовое сооружение Чехтил солнечной-лунной обсерваторией, выполнявшей функции годового календаря.

Как мы уже отмечали каменные стены, и мегалиты святилища разрушаются. Необходимо производить очистку территории от деревьев и кустарника. Требуется реставрация памятника архитектуры: поднятие упавших мегалитов, очистка их от мха и лишайника.

В продолжение исследований ансамбля необходимо:

  1. определить время основания святилища;
  2. уточнить, как использовалась для наблюдений за светилами тень гномона;
  3. вычислить, как определялось время наступления затмений Солнца:
  4. рассчитать велись ли наблюдения за звёздами.

Выводы

Наши исследования: по астрономическому комплексу, состоящему из трех святилищ в Горной Ингушетии; древней обсерватории в поселении Хой в Чечне; солнечным наблюдательным пунктом Терлой Дели в Чечне и святилищем Чехтил в Дагестане, описываемой в этой статье, дают основание предположить о наличие на Кавказе и других культовых сооружений, имеющих археоастрономический аспект. Данные наблюдения были необходимы древним жителям для религиозной, магической, ритуальной, астрологической и хозяйственной деятельности [19].  Можно только поражаться с каким умением и знанием в глубокую старину звездочеты с группой наблюдателей несколько лет выбирали место для святилища на разных вершинах гор; как мастера-строители, камнетёсы под руководством жрецов-астрологов рассчитывали конструкцию и возводили сакральные менгиры, чтобы показать божественные явления своему населению.

Р.И. Сефербеков пишет: «Следует отметить, что «Мечеть праздничной молитвы» в местности «Чехтил» вблизи с. Вертиль является наиболее законченным, совершенным в композиционном, архитектурном и орнаментальном плане культовым сооружением. Насколько нам известно, оно не имеет аналогов в Дагестане. Люди, построившие этот храм под открытым небом, вероятно, считали его «микрокосмом», «духовным центром мира», «местом пребывания божества на земле», «местом встречи трех миров», а имеющий фаллическую семантику центральный столб – одновременно Axis Mundi и Космическим Древом. Впрочем, в прошлом он мог быть и тотемным столбом, изображать божество-патрона, дух или силу природы [20]» [13].

Культовое место создаёт на сопке Чехтил этно-культурный ландшафт, который нуждается в дальнейшем изучении, а также приведении его в порядок и популяризации в качестве важнейшего исторического памятника Дагестана.

Список литературы
  1. Резванцев Б.Б. Астрономическая функция древнего святилища Мят-Сели в Ингушетии // Интернаука. 2021, № 19 (195), с. 11-19 .
  2. Резванцев Б.Б.  Комплекс древних обсерваторий на горе столовой в Ингушетии // Евразийский Союз Ученых, 2021, вып. 11/92, т. № 1, с. 10-21.
  3. Резванцев Б.Б. Астрономический аспект средневековой башни в Чечне // Восточно Европейский Научный Журнал. 2021, № 11 (75),  часть 6, с. 17-26.
  4. Резванцев Б.Б. Солнечная обсерватория в Терлое // Научные высказывания, № 3 (27), февраль 2023
  5. Исрапилов М.И. От Кегера до Стоунхенджа. – Махачкала: «Наука-Сервис», 1993.
  6. Исрапилов М.И. Наскальные рисунки Дагестана и изменения полюсов и наклона оси Земли в голоцене. – Махачкала: Юпитер, 2003.
  7. Сефербеков Р.И., Гашимов М.Ф. Памятники истории и культуры Табасарана. – Махачкала, 2003.
  8. Сефербеков Р.И., Алигаджиева З.А. Мифологические персонажи годоберинцев: синкретизм традиционных верований и ислама // Исламоведение. – Махачкала, 2013. – № 4.
  9. Дебиров П.М. История орнамента Дагестана: Возникновение и развитие основных мотивов. – М.: Наука, 2001.
  10. Гасанов М.Р. История аулов Табасарана. 1966 г. // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 138.
  11. Булатов А.О. Пережитки домонотеистических верований народов Дагестана в XIX – начале XX в. – Махачкала, 1990.
  12. Алимова Б.М. Табасаранцы. XIX – начало XX в.: Историко-этнографическое исследование. – Махачкала, 1992.
  13. Сефербеков Р.И. «Праздничные камни» и «Мечеть праздничной молитвы» – культовые сооружения табасаранцев. // Исламоведение, 2014, №3.
  14. Гольдштейн А. Башни в горах. – М., 1977.
  15. Далгат Б. К. Первобытная религия ингушей и чеченцев. — М.: Наука, 2004.
  16. Потемкина Т.М., Юревич В.А. Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников (методический аспект). – М.: ИА РАН, 1998.
  17. Том А. Мегалитические лунные обсерватории, Оксфорд, 1971.
  18. Чурсин Г.Ф. Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана // Известия Кавказского историко-археологического института. Т. 5. – Тифлис, 1927.
  19. Кудрявцев А.А. Средневековый Дербент как религиозный центр Восточного Кавказа // Обряды и культы древнего и средневекового населения Дагестана. – Махачкала, 1986.
  20. Купер Дж. Энциклопедия символов. – М., 1995.