Лев Гумилев – историк, востоковед, тюрколог, репрессированный и оправданный интеллигент, «человек – эпоха»
Журнал Научные высказывания

Лев Гумилев – историк, востоковед, тюрколог, репрессированный и оправданный интеллигент, «человек – эпоха»

В статье обсуждаются вопросы непростой судьбы и научной деятельности выдающегося историка и востоковеда советского периода  Льва Николаевича Гумилёва, его вклада в изучение истории древних народов Востока, Руси, отношений Руси и Великой степи, неоднозначность научных взглядов ученого.

История Востока
тюркология
теория пассионарности и этногенеза
взаимоотношения народов Великой степи и Руси
становление многонациональной России
история и культура тюркских народов
Лев Гумилев

Наша страна – огромное, многонациональное государство с богатой историей и культурой. Оно возникло на стыке территорий, европейских и азиатских просторов, в смешении и взаимопроникновении различных народов и их миропонимания, при взаимоотношениях, мирных и немирных событиях, взаимовлиянии религий, языков и традиций. Доподлинно изучить историю и особенности всех народов России (и ранее составлявших СССР), раскрыть их настоящее историческое развитие, историческое наследие – это задача нескольких поколений историков, историков - востоковедов, историков-тюркологов, которая началась еще в XVIII веке, и до сих пор окончательно не закончена.

Территорию России населяют более 193 народов четырех крупных языковых семей и нескольких небольших, среди этого многонационального великолепия история каждого народа уникальна, каждый народ заслуживает уважения и сохранения исторического и культурной самобытности.

Народы алтайской языковой семьи, ее тюркской группы изучает наука тюркология.

Тюркология – это совокупность научных гуманитарных дисциплин, которые занимаются языками, литературой, историей, фольклором, религией, этнографией, духовной и материальной культурой тюркоязычных народов. В наше  стране таких народов 25, численность около 12 млн. ч (11 - 13% населения РФ).

Начало истории тюркологии как науки относится к XI веку. В XV-XVII тюркологи в основном изучали Османскую империю, османскую культуру и язык. О зарождении российской тюркологии можно говорить ко второй половине XVIII века, до этого встречались лишь отрывочные сведения и короткие записи в летописях лишь как описания тюрок. В 1863 году в Санкт-Петербургском университете на факультете восточных языков была создана специальная кафедра истории Востока, где и начали активно и предметно изучать именно историю тюркских народов.

В советский период, в предвоенные годы к тюркологии относились предвзято, считая что выделять нужно как исторически наиболее развитую цивилизацию только Русь, Россию, а все остальные особенно приграничные народы и народы Востока были «дикими, невежественными, неразвитыми», которых только введение в состав России научило письменности, цивилизации и дало направление в развитии, современные жилища, механизмы и культуру.

В 30-е-40-е годы многие тюркологи были репрессированны по ложным обвинениям, отсидели в трудовых лагерях и даже были расстреляны, например, профессор Б.В. Чобан-заде (1937), профессор Е.Д. Поливанов (1938). Академик А.Н. Самойлович (1938) [2]

Среди большой группы ученых - историков Востока и тюркологов, пострадавших от преследований советской власти особое место занимает Лев Николаевич Гумилев.

Он считал, что «…История человечества изучена крайне неравномерно. В то время как последовательность событий и смена общественных формаций в Европе и на Ближнем Востоке была практически вся изложена уже в XIX веке, а Индии и Китая в ХХ веке, огромная территория евразийской степи в истории еще ждет своего исследователя» [1, С.7] 

Лев Николаевич Гумилев родился в 1912 году в Санкт-Петербурге в семье знаменитых литераторов Серебряного века – Николая Гумилева (создателя школы акмеизма, поэта, прозаика, драматурга, переводчика, литературного критика, путешественника, африканиста, расстрелянного в 1921 году как непривествовавшего советскую власть и «участника антисоветского заговора) и Анны Ахматовой (русская переводчица, поэтесса, номинированная два раза на Нобелевскую премию по литературе). Родители развелись, и мальчик воспитывался бабушкой в г. Бежецк Тверской области.

В детстве и юности (в послереволюционные годы) жил очень бедно, голодал, болел, хватался за любую работу, но уже страстно увлекался историей, особенно историей Востока. В 1933 году был арестован в первый раз без предъявления обвинения как «элемент дворянского происхождения» (по линии родителей отца).

Есть Бог, есть мир; они живут вовек

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себя вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Н. Гумилев

Поступил в Ленинградский государственный университет на исторический факультет, но в 1935 году был снова арестован по подозрению в «не почитании советской власти», освобожден благодаря заступничеству многих деятелей литературы, восстановлен в университете.

В 1938 году снова арестован (за чтение стихотворения Мандельштама о «кремлёвском горце», критическое отношение к советской власти и ее идеям,  доносу о покушении на тов. Жданова) и приговорен к 10 (а потом уменьшили до 5 благодаря хлопотам матери) годам лагерей, заключение отбывал в Норильске, строил железную дорогу, работал на комбинате, руднике, ходил с геологами в экспедиции.

В 1944 году призван в ряды Красной Армии, служил рядовым в 1386 зенитном артиллерийском полку, участвовал в Берлинской операции. Служил хорошо, но награды не позволяло получить «лишенское положение». После демобилизации окончил экстерном исторический факультет ЛГУ, в 1948 году защитил кандидатскую диссертацию по истории Востока.

В 1949 году арестован в четвертый раз (снова «непозволительное вольнодумство», «сын дворянина, участника Первой мировой войны в качестве прапорщика царской армии, контрреволюционера», «участие в антисоветской агитации», «сын опальной поэтессы») и отправлен в 1950 году отбывать срок в 10 лет в Казахстан, на Алтай и в Сибирь. Был на разных стройках, разнорабочим в экспедициях, даже библиотекарем. Очень подорвал здоровье, но находил время на исторические рукописи.

Но после XX съезда КПСС заработали комиссии по пересмотру дел политзаключённых, и в конце апреля 1956 г. такая комиссия добралась до Омска, где в это время сидел Лев Николаевич. 11 мая он получил свободу и был полностью реабилитирован. По делу 1938 года получил реабилитацию только в 1975 году.     [3]

Лев Николаевич много работал, изучал историю Евразии и тюрков, переводил. Гумилев знал 6 языков. Побывал в 21 исторической, этнографической, археологической, геологической экспедиции. Работал в Эрмитаже, читал лекции, «просто жил в архивах», выезжал на археологические раскопки.

В 1961 году защитил докторскую диссертацию по истории «Древние тюрки. История Срединной Азии на грани древности и средневековья (VI–VIII вв.».  Ее утвердили и поддержали. В 1974 году защитил докторскую диссертацию по географии «Этногенез и биосфера Земли», но ее не утвердил ВАК, как не вносящую особый вклад именно в географию.

Научное наследие Л.Н. Гумилёва включает 12 монографий и 200 статей.

Самые известные труды историка:

  • Хунну. Хунны в Китае.
  • Древние тюрки.
  • Открытие Хазарии.
  • От Руси до России.
  • Древняя Русь и Великая степь.
  • Этногенез и биосфера Земли.
  • Конец и вновь начало.
  • Тысячелетие вокруг Каспия.
  • Черная легенда.
  • Струна истории. Лекции по этнологии.
  • Всем нам завещана Россия.

Труды Л. Гумилева выходят за пределы обычных научных исторических представлений, за что его часто критиковали и просто третировали.

В 60-х годах он разработал собственную пассионарную теорию этногенеза, с помощью которой пытался объяснить закономерности исторического процесса на стыке общественных, природных, климатических и даже космических факторов. [4]

Пассионарность - это характерологическая доминанта, непреоборимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Есть просто этносы, а есть суперэтносы, которые благодаря пассионарности совершили множество передвижений и действий в своей цивилизации, преображали действительность и совершали подвиги.

Эту научную дискуссию некоторые ученые никак не хотели воспринимать и называли ее псевдонаукой или научной фантазией.

Крупным вкладом Гумилева в историческую науку и тюркологию называют его теорию о периодическом увлажнении (или наоборот засушливости) климата и территории вокруг Каспия, где  смена природных условий  повлияла и на историю кочевых народов и тюрков вокруг. Лев Николаевич поддерживал идею евразийства, первоначально идейно-мировоззренческое, а затем общественно-политическое движение, которое говорит об особой роли России в истории мира, т.к. сосредоточение страны в центре Евразии, на стыке территорий, геологических процессов, природных, культурных явлений и жизни разных народов, объединении в ней Востока и Запада дает именно России особую мировоззренческую и историческую роль.

Лев Николаевич делает много переводов произведений народов многонационального СССР на русский язык. Изучает историю народов Востока, пишет большие труды по истории тюрков, хазар и других народов Сибири и Средней Азии.

В его научных взглядах появляются признаки географического детерминизма (переопределения месторасположением и природой жизни общностей). Он показывает как ландшафт и климат влияют на хозяйство   народа, а хозяйство на общество и политический строй. В определенных природных условиях появляются централизованные древние государства, которые становятся сильными и влияют на исторические процессы более, чем общности территорий в благоприятных условиях. Именно работы о древних тюрках, Хазарии и влиянии на них природных условий и ландшафтов привлекли внимание историков зарубежных стран и труды Гумилева стали активно переводиться на иностранные языки, он получил мировую известность. [5]

Лев Николаевич работал почти до преклонного возраста, ушел на пенсию в 1987 году в возрасте 75 лет. На пенсии писал статьи, занимался переводами и поэзией. Защищал историю и уникальность коренных народов окраин России. Умер от инсульта в 1992 году в полных 79 лет, на 80-м году жизни.

Память о деятельности Л.Н. Гумилева велика. В 1992 году из Азербайджана ему прислана Алмазную звезду Тугая.  В 1996 году в Казахстане именем Гумилева назван один из университетов – Евразийский национальный университет. Имя Гумилева носит школа в г. Бежецк Тверской области, горная вершина на Алтае, есть улицы с его именем в нескольких городах РФ, есть музей Льва Гумилева, памятники ему в вузах и Санкт-Петербурге.

В 2005 году в Казани (в год тысячелетия города)  Льву Гумилеву на площади Тукая поставили памятник со словами на постаменте:

Я – русский человек, который всю жизнь защищал татар от клеветы.

Л. Гумилев

На сайте министерства Культуры Республики Татарстан написано: «Труды этого учёного позволили узнать многое об истории татар и Казанского ханства. Он добился реабилитации в массовом сознании тюркских народов, считавшихся воплощением дикости и невежества, показав их как носителей самобытной культуры».

Список литературы
  1. Гумилёв Л.Н. Древние тюрки. -М.: АЙРИС- пресс, 2023. – 560 с.
  2. Ашнин Ф.Д. Репрессированная тюркология. / Ашнин Ф.Д., Алпатов В.М., Насилов Д.М.   -М.: Восточная литература, 2002. 294 с.
  3. Беляков С. Гумилев сын Гумилева: биография Льва Гумилева. – М.: АСТ, 2012. – 800 с.
  4. Демин В. Н. Лев Гумилев. Жизнь замечательных людей. – М.: Молодая гвардия, 2007. - 300 с.
  5. Лавров С.Б. Лев Гумилев. Судьба и идеи. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://gumilevica.kulichki.net/LSB/lsb1.html
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября