Работа специалистов - газовиков в Афганистане
Журнал Научные высказывания

Работа специалистов - газовиков в Афганистане

Рассмотрено участие специалистов Газпрома в интернациональной помощи Афганистану. Интервьюированы сотрудники непосредственно работавшие на объектах добычи и переработки газа. Составлен список фактов помощи СССР республики Афганистан в газодобывающей отрасли, в строительстве дорог

газоконденсатное месторождение
промысел
газопровод

Открытие больших месторождений газа в Сибири, на Урале и в Поволжье в 1960-е — 1990-е годы сделало СССР одной из крупнейших газодобывающих стран. В 1965 году было образовано Министерство газовой промышленности СССР, которое ведало поиском газовых месторождений, добычей газа, его доставкой и продажей. В августе 1990 года постановлением Совета Министров СССР министерство было преобразовано в государственный газодобывающий концерн «Газпром», председателем правления которого стал министр газовой промышленности СССР Виктор Черномырдин. Специалисты, о которых пойдет речь, относились к организации «Кубаньгазпром». «Кубаньгазпром» – одно из старейших предприятий газовой промышленности, зарождение которой на Кубани относится к 1925 году, когда впервые был осуществлен сбор попутного газа.

В 1965 году на базе 11 газоконденсатных месторождений образовано производственное объединение «Кубаньгазпром» из Каневского, Майкопского и Краснодарского газопромысловых управлений.

Ещё до начала переворота  1979 года, в Афганистане  уже были специалисты «Газпрома». Афганистан входил в число «развивающихся» стран. С конца 50-х годов специалисты - геологи СССР посещали эту страну, и к началу 70-х при их определяющем участии там было открыто 5 средних по запасам газовых и газоконденсатных месторождений. На этой базе был построен и работал завод азотных удобрений . Часть газа шла по газопроводу в СССР.

Сейчас, когда историю перекраивают под себя страны, желающие приуменьшить или совсем уничтожить заслуги Советского Союза в интернациональной помощи развивающимся странам, нужно исследовать, а затем и транслировать исторические факты на конференциях, включать исследованный материал в теоретическую и практическую часть лекций. Выбор темы моей работы был не случаен. По этой теме есть только специальные материалы архивов «Газпрома» и воспоминания участников проекта, изложенные в собственных книгах. Среди специалистов, отправленных в интернациональную командировку, был мой отец Дмитриев Николай Васильевич.

Объектом моих исследований стали сами люди, газовики: инженеры-энергетики, бурильщики и специалисты по транспортировки газа  «Кубаньгазпром», выезжавшие в республику Афганистан в 70-80 годы.

Предметом исследований стала деятельность специалистов газовиков на северной территории Афганистана, их быт и работа  в условиях войны.

Цель исследований состояла в обретении информации о работе и быте специалистов в республике Афганистан. Для достижения цели, были поставлены задачи:

  • изучить источники по теме;
  • изучить общую политическую картину  и  уровень интернациональной помощи Афганистану со стороны «Кубаньгазпрома»;
  • найти специалистов, членов их семей, работавших в этот период в Афганистане;
  • взять интервью у специалистов-газовиков по данной теме;
  • дать оценку полученным данным и сделать выводы;

Методы исследования: специально-историческая группа методов (историко-биографический, историко-генетический метод, сравнительно-исторический метод, хронологический метод, метод исторического описания).

Теоретическая и практическая значимость исследований, проведённых в работе, заключается в том, что результаты проведённых исследований позволяют более полно увидеть деятельность работников «Газпрома» в Афганистане, дать историко-экономическую оценку интернациональной помощи СССР республики Афганистан. Проведённый анализ, полученные выводы и обобщения могут быть использованы для дальнейших научных изысканий в частности, осмысления участия «Кубаньгазпрома» в других международных проектах. Работа также восполняет отсутствие в отечественной истории фактов пребывания специалистов газовой промышленности СССР на территории Афганистана во время операции контингента советских войск в 1979-1989 гг. Результаты работы могут быть применены в учебном процессе при преподавании дисциплин «Всемирная история», «Новейшая история России».

Статус группы советских геологов-нефтяников в Афганистане заключался в «оказании технического содействия афганской стороне в поисках и разведке нефти и газа». Трест «Зарубежгеология» обеспечивал группу специалистами. В Кабуле делами газовиков занимался аппарат Советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР.

К передаче в эксплуатацию готовилось месторождение Джаркудук, на котором уже были определены запасы газа по верхней залежи и завершались работы по оценке запасов нижней залежи, открытой недавно. Особняком стояло маленькое месторождение газа Ходжа-Булан (в нем, к тому же, была повышенная концентрация примеси сероводорода) и нефтяное месторождение Ангот – тоже небольшое и оторванное от основной базы. В разведке находилось газоконденсатное месторождение Джума и нефтяное – Ак-Дарья.

Основной производственный персонал группы советских специалистов геологов-нефтяников находился в то время в городе Шибаргане  центре провинции Джузджан, в 130 километрах западнее Мазари-Шарифа... Буровые бригады состояли практически полностью из афганцев. Советские специалисты-буровики были только на уровне техруков участков и буровых мастеров (начальников буровых). Советскими специалистами были операторы и интерпретаторы каротажной службы. В конторе в рабочем состоянии было 16 буровых станков, рассчитанных на бурение скважин на глубины от 1700-2000 м до 5000 м. Кроме того, были станки для структурного бурения (на глубины 500-600 м) и установки для испытания скважин. К 1975 году все буровые бригады Шибарганской конторы бурили вместе 35000-37000 метров глубоких скважин в год. Два открытых в предыдущие годы газовых месторождения – Ходжа-Гугердаг и Етым-Таг находились рядом с Шиберганом и обслуживались специалистами системы Мингазпрома СССР. В предыдущие годы в одной из скважин месторождения Етым-Таг был допущен аварийный фонтан, ликвидированный неимоверными усилиями наших специалистов по тушению фонтанов лишь на седьмой год. [1, с. 11].

Вот как о том времени рассказывает в своей книге Кулаков Станислав Иванович (29.08.1937 - 18.01.2010), в 1975-1979 - главный геолог группы советских специалистов геологов-нефтяников в Афганистане «…мое время» войдет в историю как время открытия промышленных запасов нефти в Сарипульском районе провинции Джузджан и ряда нефтепроявлений в других районах страны. Летом 1976 года было открыто месторождение Кашкари – наиболее крупное, состоящее из четырех промышленных залежей на глубинах 1000-1600 метров. А в дальнейшем добавили промышленные запасы еще на трех месторождениях – Базарками, Замрадсай, Акдарья. Нефтепроявления мы получили под Гератом (Тирпуль), Меймене (Алигуль) и вблизи дороги от Мазари-Шарифа в направлении Хайратона (Калдар). В конце четвертого года моей работы в Афганистане мы «вспомнили» о газе и получили мощный (под миллион кубометров в сутки) фонтан малосернистого газа с глубины 4200 метров из юрских подсолевых отложений на площади Джангали-Колон, недалеко от трассы газопровода на СССР. В те годы в Афганистане вела свои исследования советская археологическая экспедиция, «раскопавшая» близ Шибаргана древний (более 2500 лет) город Телля-Тепе. Там оказались очень интересные золотые монеты со свастикой, символизировавшей очищение. Для меня тогда это было откровением: я отождествлял свастику исключительно с гитлеровским фашизмом. Археологи привлекли к фотосъемкам своих экспонатов моего земляка из Элисты Виктора Ивановича Кошелева, работавшего по контракту в Шиберганской конторе бурения. По моей просьбе он сделал для меня коллекцию из нескольких десятков слайдов. Потом мы в поездках по стране соприкасались с работами то ли французских, то ли итальянских археологов. У них мы видели великолепные мраморные колонны, распиленные ими на секции для последующего вывоза. Вот парадокс: эти колонны из многовековой древности археологи находят там, где во второй половине двадцатого века люди живут в глинобитных халупах, и вместо стекла натягивают на окна бычьи пузыри» [2, с. 27].

«Апрельская революция» 1978 года прозвучала для них как гром среди ясного неба. Новые руководители Министерства горных дел и промышленности страны и Департамента были вполне квалифицированными специалистами, и нефтегазоразведка шла в гору. Президентом Департамента стал инженер Барак, директором геологии остался доктор Мансур. Именно в этот период были завершены разведочные работы на месторождении Кашкари и возобновлено бурение скважины Джангали-Колон-4, обеспечившей открытие нового газового месторождения. Многие вопросы  стали решаться проще, оперативнее.

Из воспоминаний Кулакова С.И. «В ноябре 1978 года Афганистан посетила советская делегация во главе с министром геологии Евгением Александровичем Козловским. Но это, по-видимому, было каплей в море. Отношение населения к нам стало осязаемо меняться к худшему. Кто-то очень злонамеренно дирижировал этим процессом. В середине марта 1979 года до нашего Посольства дошли слухи о готовящемся антиправительственном и, следовательно, антисоветском выступлении на севере Афганистана и об угрозе для советских специалистов Мазаришарифской группы. Выступление можно было ожидать в Новруз (1378-й Новый Год по афганскому календарю), когда в Мазари-Шариф съезжалось много паломников. Посольство связалось с Москвой и, получив соответствующие указания, распорядилось немедленно эвакуировать всех специалистов и членов их семей из Мазари-Шарифа в Термез. 18 марта по окончании рабочего дня мы неожиданно получили команду в течение одного часа собрать все самое необходимое из личных вещей и погрузиться в поданные автобусы для отъезда на хайратонскую переправу». Дня через два пришло указание нам возвращаться к своей работе.

…В течение лета из-за осложнения обстановки на некоторых буровых приходилось приостанавливать бурение. Были случаи нападения на работающие бригады неизвестных бандгрупп. Обходилось без жертв, обычно бандиты отбирали продовольствие, спальные мешки и другое имущество. Наиболее опасным становился Сарипульский район, где сосредоточены практически все нефтяные месторождения. Там, в горах, бандитам было легче устраивать свои засады и исчезать после налётов».

В 1976 году в Шиберган была отправлена группа специалистов с Некрасовского промысла. Хнаев Николай Павлович, Белявский Владимир Николаевич, Стародубцев Владимир Семёнович, Жиров Пётр Петрович. Специалистам разрешалось выезжать с семьёй. Дети младшего возраста устраивались в садик, постарше - в школу.

Из воспоминаний Хнаевой Галины: « Мне тогда было 4 года, нас поселили в дом, типа общежития. Со второго этажа спускался виноград. Мама всегда боялась, чтобы меня не украли местные, но они к нам относились очень хорошо. Меня называли «духтар-кашан», что обозначает «красивая девочка». Ещё очень хорошо помню перекатывающиеся колючки, их было много в поле. Запомнилось то, что отца  уважали афганские товарищи».

Из воспоминаний Жирова Виктора: « Я ходил в садик неподалёку от нашего дома. В садике работали жёны прибывших газовиков. Мы иногда подолгу играли с афганскими детьми. Помню, как-то залезли на забор и воровали фрукты с корзин, которые были  на головах прохожих женщин. Но чаще мы играли вместе: Таня Белявская, Вика Стародубцева, Галя Хнаева». Татьяна Белявская рассказывала, что окончила в Шибиргане, в газовом посёлке, начальную школу. Когда грянула революция, всем специалистам пришлось вернуться на Родину.

В 1982 году в марте началось опасная командировка моего отца. Я очень хорошо помню, как мы с братом и мамой провожали его в аэропорту Краснодара. Сначала он был в Москве, целый месяц, а затем письмо пришло из города Термеза. Все письма потом приходили из этого города. Мама поначалу тоже собиралась на выезд. И профессия у неё была подходящая – фельдшер. Стала оформляться, но потом пришло сообщение, что членам семьи запрещено быть в районе боевых действий. Мама с тревогой, а местами и с ужасом смотрела новости. Приходили письма, а через полгода папа приехал в первый отпуск. Мой отец -  Дмитриев Николай Васильевич, работал на Некрасовском промысле с 1972  по 2009 гг. Начинал слесарем КИП (контрольно-измерительные приборы), а выходил на пенсию главным энергетиком. Награждён Грамотой Министерства энергетики России.

С самого начала Дмитриев Н.В. зарекомендовал себя хорошим новатором – был первым рационализатором, в год предлагал до 600 рационализаторских предложений в области контрольно-измерительного цикла, добыче газа. Стал лауреатом конкурса «Научно-творческая молодёжь».

В заграничной командировке Николай Васильевич  был с марта 1982 по май 1983. Из воспоминаний Дмитриева Н.В : « После того, как мы прошли инструктажи в Москве, нас направили в город Термез, а потом на вертолётах до кишлака Джаркудук. Мне было не привыкать к ландшафту Афганистана: годы моей учёбы проходили в Азербайджане в городе  Сумгаит.

В Джаркудуке нас познакомили с местом жительства, в отличие от Шибиргана, в котором был газовый городок, это были вагончики. Время было военное, тревожное, везде действовал армейский порядок. Нас определили в танковый батальон, вооружили ещё на границе, охраняли себя сами. В Джаркудуке нашими была построена установка по переработке газового конденсата в дизельное топливо мощностью по переработке 4 тыс. тонн в год.

Николай Васильевич предоставил несколько фото своей деятельности  в Афганистане.

Рис.1. Дмитриев Н.В. с инженером Сайфудином, представителем партии НДПА (Народно-демократическая партия Афганистана), 1982 г.

Рис.2. Дмитриев Н.В. с инженерами-афганцами, 1983 г.

Рис.3. На газовом промысле. Н.В. Дмитриев крайний слева, 1983 г.

Рис.4. Обучение афганских инженеров проводит Н.В.Дмитриев, 1983 г.

Рис.5. В Джаркудуке на базарной площади, 1983 г.

Рис.6. Афганские дети, Дмитриев Н.В. справа, 1982 г.

Рис. 7. В жилом вагончике за письменным столом, 1983 г.

Дмитриев Николай Васильевич и сейчас находится вдалеке от своей семьи. Он продолжает работать в дочерней строительной кампании «Газрегион» в составе ПАО «Газпром»  и решает самые трудные и нужные  задачи – восстановление, а точнее говоря,  строительство «Артека».   Он осуществляет технических надзор  строительства объектов.

В результате исследований я обнаружила следующие факты помощи СССР республики Афганистан в газодобывающей отрасли, в строительстве дорог:

  • 1967 год. Афганистан - СССР (100 км, 820 мм) ввод в промышленную эксплуатацию газового месторождения Ходжа-Гугердак (Афганистан).
  • 1968 год. Афганистан. Газопровод Шиберган - Мазари-Шариф (88 км, 325 мм).
  • 1972 год. Вантовый переход газопровода Афганистан - СССР через реку Амударью (Афганистан)
  • Газопровод Шиберган ежегодно поставлял в СССР 300 млн куб.м газа, всего должны были поставить 58 млрд куб. м. Стоимость 1 куб.м - 5 руб. 4 коп.
  • Газопровод от места добычи газа до завода азотных удобрений в г. Мазари-Шерифе протяженностью 88 км и пропускной способностью 0,5 млрд. куб.м газа в год - 1968 г.
  • Газопровод от газопромысла до границы СССР длиной 98 км, диаметром 820 мм, пропускной способностью 4 млрд. куб.м газа в год, включая воздушный переход через реку Амударью длиной 660 м - 1967 г.,
  • воздушный переход газопровода - 1974г. [3]
  • Обустройство газопромысла в районе г. Шибергана мощностью 2,6 млрд. куб.м газа в год - 1968 г.
  • Обустройство газопромысла на месторождении "Джаркудук" с комплексом сооружений по сероочистке и подготовке газа к транспортировке в объеме до 1,5 млрд. куб.м газа в год - 1980 г.
  • Дожимная компрессорная станция на газопромысле "Ходжа-Гугердаг" – 1981 г.
  • Автомобильная дорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км с черным покрытием - 1972 г.
  • Автомобильная дорога от автодороги Пули-Хумри-Шиберган до пункта Хайратон на берегу р. Амударьи протяженностью 56 км.
  • Автомобильно-железнодорожный мост через р. Амударью - 1982 г.
  • Геологические, геофизические, сейсморазведочные и буровые работы на нефть и газ в Северном Афганистане 1968 - 1977 гг.
  • Газонаполнительная станция в Хайратоне мощностью 2 тыс. тонн сжиженного газа. Лупинг 50 км газопровода СССР – Афганистан.
  • Установка по переработке газового конденсата в дизельное топливо мощностью по переработке 4 тыс. тонн в год на газопромысле Джаркудук. [4, с.5].
  • Установлено, что на территорию Афганистана в разные годы выезжали специалисты газовой промышленности, для осуществления обучения афганских инженеров, для эксплуатации объектов газовой промышленности.
Список литературы
  1. Кулаков С. И. Сусеки моей памяти / С.И. Кулаков. -  К.: Советская Кубань, 1998 г. -  27-45 с.
  2. Государственное казенное учреждение Краснодарского края Государственный архив Краснодарского края  Фонд Р-1724 О.А.Ф. 1957-1999 гг. 2694 ед. хр. Предприятие по транспортировке и добыче газа «Кубаньгазпром» Российского акционерного общества (РАО) «Газпром».
  3. Омельчук, П.О. События и даты 1965-1972 годы. Мингазпром СССР / П.О. Омельчук.// Хронограф отечественного нефтяного и газового дела. - 2010.  - № 5. – С 5-7.
  4. Омельчук, П.О. Перечень объектов, построенных СССР в Афганистане / П.О. Омельчук.// Хронограф отечественного нефтяного и газового дела. - 2010.  - № 6. – С 5.
  5. Дмитриев Н.В. Моя работа в Афганистане / беседовала О.Н. Первакова 17 мая 2017.
  6. Жиров В. П. Моё афганское детство / беседовала О.Н. Первакова 17 мая 2017.
  7. Хнаева Г.Н. Воспоминания об Афганистане / беседовала О.Н. Первакова  17 мая 2017 г.