Оценка доступности остановок общественного транспорта методами ГИС на примере г. Сыктывкара
Журнал Научные высказывания

Оценка доступности остановок общественного транспорта методами ГИС на примере г. Сыктывкара

Рассмотрена методика анализа доступности автобусных остановок с применением технологий географических информационных систем на примере г. Сыктывкара. Была дана оценка доступности автобусных остановок и рекомендации для будущих реформ в области общественного транспорта. Были построены карты доступности остановок общественного транспорта для г. Сыктывкара

общественный транспорт
автобусные остановки
оценка доступности
географические информационные системы
карты

Мобильность и доступность общественного транспорта играют важную роль в повседневной жизни горожан. Одним из наиболее распространенных и популярных видов общественного транспорта являются автобусы, обеспечивающие передвижение по городу с учетом потребностей различных категорий населения. [1, c. 262] При планировании развития и оптимизации транспортной инфраструктуры важно учитывать доступность автобусных остановок, чтобы обеспечить удобство и эффективность общественного транспорта. [2, c. 138]

В данной статье представлен анализ доступности автобусных остановок в г. Сыктывкар, проведенный с использованием географических информационных систем (ГИС). ГИС предоставляют мощный инструмент для сбора, обработки и анализа пространственных данных, что позволяет изучать различные аспекты городской среды, включая транспортную инфраструктуру.

Для проведения анализа доступности автобусных остановок в г. Сыктывкар были осуществлены следующие шаги. В начале исследования, данные по автобусным остановкам и границам городского округа Сыктывкар были скачаны из OpenStreetMap (OSM). Эти данные предоставили необходимую информацию для дальнейшего анализа транспортной инфраструктуры города.

Далее, с использованием сервиса openrouteservice, были построены зоны доступности, известные как изохроны, для каждой автобусной остановки. Изохроны определяют географические области, в которых люди могут достичь определенной точки за заданное время. В данном исследовании были созданы изохроны для временных интервалов в 4, 8 и 12 минут. Этот подход позволил оценить, какие районы города доступны для пассажиров в определенные временные рамки. Данный выбор изохрон обусловлен небольшими размерами города Сыктывкара и преобладающим населением среднего и пожилого возраста.

После этого, было выполнено пространственное соединение данных с использованием программного обеспечения ArcGIS Pro. Этот шаг позволил определить, какие автобусные остановки попадают в каждую изохрону. Благодаря этому, была установлена связь между остановками и соответствующими зонами доступности. Затем были созданы карты доступности остановок общественного транспорта как для всего г. Сыктывкара, так и для отдельных его районов. Эти карты предоставляют визуальное представление о доступности автобусных остановок в различных частях города.

Рис. 1. Карта доступности остановок общественного транспорта в центральном районе г. Сыктывкара

В целом, городской округ Сыктывкар обладает хорошей доступностью остановок общественного транспорта. Особенно это характерно для центрального района, где расстояние от дома до ближайшей остановки составляет не более 4 минут пешком. Это говорит о том, что жители центральной части города имеют удобный доступ к общественному транспорту, что способствует их мобильности и удобству передвижения.

Однако, были выявлены районы на окраине города, а также некоторые заводские районы, где наблюдается низкая доступность остановок общественного транспорта. Жители этих районов вынуждены преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до ближайшей остановки. Такие районы нуждаются в дополнительных мерах для улучшения доступности общественного транспорта и обеспечения более удобных условий для жителей города.

Рис. 2. Карта доступности остановок общественного транспорта в г. Сыктывкаре

Также были обнаружены районы с плохой доступностью остановок, где расположены СНТ, дачи и частный сектор. Например, дачи в районе СОТ "Нептун", "Строитель", "Коммунальник", "Зодчий" и дачи в районе Нижнего Чова, СОТ "Тюльпан", "Эжва", "Ягодка", "Весна", "Дорожник" к югу от п.г.т. Верхняя Максаковка также имеют ограниченную доступность к общественному транспорту. В этих районах следует рассмотреть возможности для улучшения транспортной инфраструктуры и обеспечения удобства передвижения для жителей.

Рис. 3. Карта доступности остановок общественного транспорта в Эжвинском районе

г. Сыктывкара

В ходе проведенного анализа доступности автобусных остановок в г. Сыктывкар были получены ценные результаты, которые позволяют оценить ситуацию с общественным транспортом в городе. В целом, городской округ обладает хорошей доступностью остановок, особенно в центральном районе, где жители могут достичь ближайшей остановки всего за несколько минут. Однако, были выявлены районы на окраине города и некоторые заводские районы, где доступность остановок оказалась недостаточной. Также были выявлены районы с плохой доступностью, где находятся СНТ, дачи и частный сектор.

Основываясь на полученных выводах, рекомендуется принять следующие меры для улучшения транспортной ситуации в г. Сыктывкар:

Развитие инфраструктуры на окраинах города: необходимо предусмотреть строительство дополнительных автобусных остановок и маршрутов, чтобы улучшить доступность транспорта для жителей этих районов. Это может включать расширение сети автобусных маршрутов и установку новых остановочных пунктов в удобных местах. [3, c. 56]

Улучшение транспортной инфраструктуры в заводских районах: следует рассмотреть возможность организации специальных транспортных маршрутов для работников предприятий, которые обеспечат удобный и эффективный доступ к месту работы. Это позволит сократить время и усилия, затрачиваемые на поездки на работу. [4, c. 16]

Приоритетное внимание к районам с плохой доступностью: необходимо провести более детальное исследование районов с ограниченной доступностью остановок, таких как СНТ, дачные поселки и частный сектор. На основе этого анализа можно разработать и реализовать планы по улучшению транспортной инфраструктуры в этих районах, например, путем добавления дополнительных маршрутов или остановок. [5, c. 10]

Внедрение технологических решений: стоит рассмотреть возможность внедрения современных технологий в транспортную систему, таких как системы умного города и мониторинга транспорта в реальном времени. Это поможет оптимизировать маршруты, улучшить планирование и предоставить более точную и актуальную информацию о доступности остановок для пассажиров.

Список литературы
  1. Мамажакыпова Г. Т., Алиев А. У. Оценка обеспеченности населения общественным транспортом города ош с применением гис-анализа //Бюллетень науки и практики. – 2022. – Т. 8. – №. 5. – С. 418-424.
  2. Сомов Э. В. Геоинформационное картографирование обеспеченности населения общественным транспортом на примере г //Москвы. Дисс.... канд. геогр. наук/МГУ имени МВ Ломоносова. – 2015.3. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX–XX в.
  3. Федорович Е. Д., Курлович Д. М. Использование ГИС-технологий для оценки транспортной доступности центра города (на примере г. Гродно). – 2016.
  4. Сомов Э. В. Геоинформационное моделирование при оценке качества транспортного обслуживания городского населения (на примере Юго-Запада Москвы) //Вестник Московского университета. Серия 5. География. – 2013. – №. 1. – С. 42-46.
  5. Гребенников М. В., Высоцкая А. Н., Колодезная А. С. Оценка пешеходной и транспортной доступностей с помощью геоинформационных систем //Инновационная наука. – 2020. – №. 1. – С. 14-16.
  6. Гантимурова Ю. О., Гозбенко В. Е., Ермолина В. С. Оценка доступности сети общественного транспорта с целью установления связанности городских территорий //Электронный научный журнал" Молодая наука Сибири". – 2023. – №. 1 (19).
  7. Дегтярева Д. А., Попова И. В. Опыт применения геоинформационных систем в анализе и планировании доступности общественного транспорта //комплексные проблемы техносферной безопасности. – 2021. – с. 186-190.
  8. Капитонова Е. А., Будрина Е. В., Рыкова И. С. Оценка транспортной доступности территорий Санкт-Петербурга с помощью геоинформационных технологий //транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2020. – №. 10. – С. 52-57.