Оценка доступности остановок общественного транспорта методами ГИС на примере г. Сыктывкара
Рассмотрена методика анализа доступности автобусных остановок с применением технологий географических информационных систем на примере г. Сыктывкара. Была дана оценка доступности автобусных остановок и рекомендации для будущих реформ в области общественного транспорта. Были построены карты доступности остановок общественного транспорта для г. Сыктывкара
Мобильность и доступность общественного транспорта играют важную роль в повседневной жизни горожан. Одним из наиболее распространенных и популярных видов общественного транспорта являются автобусы, обеспечивающие передвижение по городу с учетом потребностей различных категорий населения. [1, c. 262] При планировании развития и оптимизации транспортной инфраструктуры важно учитывать доступность автобусных остановок, чтобы обеспечить удобство и эффективность общественного транспорта. [2, c. 138]
В данной статье представлен анализ доступности автобусных остановок в г. Сыктывкар, проведенный с использованием географических информационных систем (ГИС). ГИС предоставляют мощный инструмент для сбора, обработки и анализа пространственных данных, что позволяет изучать различные аспекты городской среды, включая транспортную инфраструктуру.
Для проведения анализа доступности автобусных остановок в г. Сыктывкар были осуществлены следующие шаги. В начале исследования, данные по автобусным остановкам и границам городского округа Сыктывкар были скачаны из OpenStreetMap (OSM). Эти данные предоставили необходимую информацию для дальнейшего анализа транспортной инфраструктуры города.
Далее, с использованием сервиса openrouteservice, были построены зоны доступности, известные как изохроны, для каждой автобусной остановки. Изохроны определяют географические области, в которых люди могут достичь определенной точки за заданное время. В данном исследовании были созданы изохроны для временных интервалов в 4, 8 и 12 минут. Этот подход позволил оценить, какие районы города доступны для пассажиров в определенные временные рамки. Данный выбор изохрон обусловлен небольшими размерами города Сыктывкара и преобладающим населением среднего и пожилого возраста.
После этого, было выполнено пространственное соединение данных с использованием программного обеспечения ArcGIS Pro. Этот шаг позволил определить, какие автобусные остановки попадают в каждую изохрону. Благодаря этому, была установлена связь между остановками и соответствующими зонами доступности. Затем были созданы карты доступности остановок общественного транспорта как для всего г. Сыктывкара, так и для отдельных его районов. Эти карты предоставляют визуальное представление о доступности автобусных остановок в различных частях города.
Рис. 1. Карта доступности остановок общественного транспорта в центральном районе г. Сыктывкара
В целом, городской округ Сыктывкар обладает хорошей доступностью остановок общественного транспорта. Особенно это характерно для центрального района, где расстояние от дома до ближайшей остановки составляет не более 4 минут пешком. Это говорит о том, что жители центральной части города имеют удобный доступ к общественному транспорту, что способствует их мобильности и удобству передвижения.
Однако, были выявлены районы на окраине города, а также некоторые заводские районы, где наблюдается низкая доступность остановок общественного транспорта. Жители этих районов вынуждены преодолевать большие расстояния, чтобы добраться до ближайшей остановки. Такие районы нуждаются в дополнительных мерах для улучшения доступности общественного транспорта и обеспечения более удобных условий для жителей города.
Рис. 2. Карта доступности остановок общественного транспорта в г. Сыктывкаре
Также были обнаружены районы с плохой доступностью остановок, где расположены СНТ, дачи и частный сектор. Например, дачи в районе СОТ "Нептун", "Строитель", "Коммунальник", "Зодчий" и дачи в районе Нижнего Чова, СОТ "Тюльпан", "Эжва", "Ягодка", "Весна", "Дорожник" к югу от п.г.т. Верхняя Максаковка также имеют ограниченную доступность к общественному транспорту. В этих районах следует рассмотреть возможности для улучшения транспортной инфраструктуры и обеспечения удобства передвижения для жителей.
Рис. 3. Карта доступности остановок общественного транспорта в Эжвинском районе
г. Сыктывкара
В ходе проведенного анализа доступности автобусных остановок в г. Сыктывкар были получены ценные результаты, которые позволяют оценить ситуацию с общественным транспортом в городе. В целом, городской округ обладает хорошей доступностью остановок, особенно в центральном районе, где жители могут достичь ближайшей остановки всего за несколько минут. Однако, были выявлены районы на окраине города и некоторые заводские районы, где доступность остановок оказалась недостаточной. Также были выявлены районы с плохой доступностью, где находятся СНТ, дачи и частный сектор.
Основываясь на полученных выводах, рекомендуется принять следующие меры для улучшения транспортной ситуации в г. Сыктывкар:
Развитие инфраструктуры на окраинах города: необходимо предусмотреть строительство дополнительных автобусных остановок и маршрутов, чтобы улучшить доступность транспорта для жителей этих районов. Это может включать расширение сети автобусных маршрутов и установку новых остановочных пунктов в удобных местах. [3, c. 56]
Улучшение транспортной инфраструктуры в заводских районах: следует рассмотреть возможность организации специальных транспортных маршрутов для работников предприятий, которые обеспечат удобный и эффективный доступ к месту работы. Это позволит сократить время и усилия, затрачиваемые на поездки на работу. [4, c. 16]
Приоритетное внимание к районам с плохой доступностью: необходимо провести более детальное исследование районов с ограниченной доступностью остановок, таких как СНТ, дачные поселки и частный сектор. На основе этого анализа можно разработать и реализовать планы по улучшению транспортной инфраструктуры в этих районах, например, путем добавления дополнительных маршрутов или остановок. [5, c. 10]
Внедрение технологических решений: стоит рассмотреть возможность внедрения современных технологий в транспортную систему, таких как системы умного города и мониторинга транспорта в реальном времени. Это поможет оптимизировать маршруты, улучшить планирование и предоставить более точную и актуальную информацию о доступности остановок для пассажиров.
- Мамажакыпова Г. Т., Алиев А. У. Оценка обеспеченности населения общественным транспортом города ош с применением гис-анализа //Бюллетень науки и практики. – 2022. – Т. 8. – №. 5. – С. 418-424.
- Сомов Э. В. Геоинформационное картографирование обеспеченности населения общественным транспортом на примере г //Москвы. Дисс.... канд. геогр. наук/МГУ имени МВ Ломоносова. – 2015.3. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX–XX в.
- Федорович Е. Д., Курлович Д. М. Использование ГИС-технологий для оценки транспортной доступности центра города (на примере г. Гродно). – 2016.
- Сомов Э. В. Геоинформационное моделирование при оценке качества транспортного обслуживания городского населения (на примере Юго-Запада Москвы) //Вестник Московского университета. Серия 5. География. – 2013. – №. 1. – С. 42-46.
- Гребенников М. В., Высоцкая А. Н., Колодезная А. С. Оценка пешеходной и транспортной доступностей с помощью геоинформационных систем //Инновационная наука. – 2020. – №. 1. – С. 14-16.
- Гантимурова Ю. О., Гозбенко В. Е., Ермолина В. С. Оценка доступности сети общественного транспорта с целью установления связанности городских территорий //Электронный научный журнал" Молодая наука Сибири". – 2023. – №. 1 (19).
- Дегтярева Д. А., Попова И. В. Опыт применения геоинформационных систем в анализе и планировании доступности общественного транспорта //комплексные проблемы техносферной безопасности. – 2021. – с. 186-190.
- Капитонова Е. А., Будрина Е. В., Рыкова И. С. Оценка транспортной доступности территорий Санкт-Петербурга с помощью геоинформационных технологий //транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник. – 2020. – №. 10. – С. 52-57.