Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательского проекта
Статья отражает проблему развития интеллектуальных способностей детей с помощью исследовательского проекта, автор раскрывает ее актуальность, характеризует основные особенности процесса проведения исследовательского проекта.
Каждый ребёнок – это целый мир, внутри которого сокрыто множество вопросов, а также непреодолимое и огромное внутреннее желание всё исследовать и познавать. В дошкольном возрасте большое внимание уделяется всестороннему развитию. Особенность дошкольного возраста, а именно до 7 лет у ребёнка особенно повышена потребность к изучению нового и исследованию окружающего мира. Это является неотъемлемой частью его роста и интеллектуального развития.
Интеллектуальные способности в дошкольном возрасте – это одна из основных и чаще всего обсуждаемых проблем. Наиболее эффективным методом работы с дошкольниками выступает исследовательская деятельность, а конкретнее проектная деятельность. Чем разностороннее и качественнее организован процесс исследования в ДОУ , тем быстрее темпы развития интеллекта.
При написании ВКР и исследовании мы выяснили, что исследовательские проекты с дошкольниками могут использоваться в разных видах детской деятельности и соответсвовать разным целям, но мы изучали аспект развития интеллектуальных способностей в процессе блока занятий с применением исследовательских проектов и подготовки к ним. Дошкольникам доставляет огромное удовольствие совместная деятельность со взрослыми – первые исследованиия, в которых дети учатся постепенно что-то объяснять и доказывать, а также опровергать и создавать новое. Работа в сфере исследовательской деятельности пробуждает интерес у ребёнка дошкольного возраста к изучению окружающей среды, а также в процессе развития у дошкольника интеллектуальной деятельности усложняются и преобразуются в новые формы мыслительные операции, а также стимулируется познавательная активность и повышается уровень любознательности и открываются новые дорожки к знаниям.
Одним из достоинств исследовательского проекта можно выделить, что, он помогает ребёнку получить реальные представления о различных гранях изучаемого объекта, а также о их взаимоотношениях и взаимодействии с реальными объектами и окружающего мира, а также живой и неподдельный интерес. В процессе исследовательского проекта дошкольники могу получить верную дорожку к знаниям и развить свои интеллектуальные способности.
Важно сделать общий вывод, что для дошкольника на уровне с игрой стоит – исследование, а также оно считается одним из ведущих видов детской деятельности. Также, детские исследовательские проекты открывают новую возможность закрывать важные потребности детей в получении новых знаний, а также впечатлений, и также способствует развитию интеллектуальных способностей и повышают уровень любознательности.
Интеллектуальные способности – это индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условием успешности выполнения различных видов интеллектуальной деятельности. [3]
М.А. Холодная
Технология проектной деятельности является одной из самых эффективных и востребованных в системе дошкольного образования как инструмент познания, а также выявления интереса к явлениям окружающего мира и развития интеллектуальных способностей детей. В процессе непосредственно проведения исследовательского проекта происходит не только познавательное развитие ребёнка, а также активное становление психических процессов (ВПФ), у детей возникает потребность анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать объекты и явления, а также выдвигать гипотезы и делать выводы о проделанной работе.
Исследовательский проект – это один из видов проектной деятельности, направленный на совместный со взрослыми либо самостоятельный поиск решения вопросов, возникающих у дошкольников, включающий в себя все этапы научной деятельности: выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования), выработку гипотез, поиск и предложение возможных вариантов решения, сбор материала, анализ и обобщение полученных данных, подготовку и защиту итогового продукта (сообщение, доклад, макет и др.) [2].
Важным условием организации исследовательской деятельности в детском саду является использование системы стимулов. Функция педагога: разъяснять возникшие у детей вопросы и стимулировать деятельность дошкольника. Дошкольники же выполняют активную поисковую деятельность. Педагог проводит анализ своей педагогической деятельность, учитывая интересы и запросы детей. Дошкольники осуществляют рефлексию текущего процесса [1].
Помимо непосредственной реализации исследовательских проектов с дошкольниками важно проведить подготовительную работу. Перед выполнением основной части работы с ними необходимо проводить совместную деятельность, в процессе которой дошкольники будут готовить пространство для проведения самих проектов. Педагог помогал подопечным подготовить кабинет для тематических проектов, мягко и плавно подходил к вопросу предстоящей темы.
Совместная подготовка и использование различных элементов совместной исследовательской деятельности до непосредственного процесса исследовательских проектов, позволила дошкольникам наиболее полноценно погрузиться в процесс и получить наиболее обширные знания по изучаемым темам. По завершению проектов с детьми также велась работа для закрепления результатов и повторения изученного материала.
Это очень важно для того, чтобы дошкольники смогли постепенно развивать свои интеллектуальные способности и были готовы для дальнейшего развития в будущем, ведь их ждёт общество с повышенными запросами к эмоциональной гибкости и устойчивости психики.
Современным детям через время предстоит:
- работать по многим профессиям, которых ещё нет,
- решать задачи, о которых современное общество можем только догадываться и предполагать,
- использовать технологии, которые будут созданы в будущем.
Именно исходя из вышеперечисленного, важно отметить, что сегодня дошкольное образование должно соответствовать целям опережающего развития, дошкольники должны изучать технологии, которые пригодятся в будущем и развиваться всесторонне.
- Ильюшина М. А., Борщева М.В., Фомичева Л. Н. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2017. – № 1. – С. 38–40.
- Земсков Ю. П. Основы проектной деятельности: учебное пособие / Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 184 с.п1
- Холодная М.А., Хазова С. А. Феномен концептуализации как основа продуктивности интеллектуальной деятельности и совладающего поведения / Психологический журнал. – Т. 38. – № 5. – 2017. – С. 5–17.