Международная академическая мобильность студентов анализ проблем организации этого процесса
Процессы глобализации охватили все сферы деятельности, в том числе и образование. Это новая форма коммуникации на уровне экономики, финансов, информационного пространства и образования в том числе. Активное изменение производственных отношений создало необходимость в унифицирующих подходах для обеспечения качества высшего образования. Устранение государственных границ и возможность свободного перемещения трудовых ресурсов являются причиной формирования общих принципов образования, которые должны быть понятны студентам, представительствам университетов и работодателям.
Академическая мобильность, которая включает в себя мобильность студентов и персонала, как для преподавания, так и для профессиональной подготовки, всегда рассматривалась как ключевой, если не определяющий элемент интернационализации. Это было так, прежде всего, в Европе, где выездная мобильность для студентов считалась приоритетом с точки зрения политиков, а также институциональных лидеров. Это было наглядно продемонстрировано поддержкой Европейским союзом программы Erasmus. С 1987 года программа Erasmus позволила миллионам людей учиться и проходить стажировки на срок от 3 месяцев до учебного года в другой европейской стране. Студенческая мобильность, безусловно, является важной частью и фокусом стратегии интернационализации большинства вузов. Это деятельность, финансирование которой за последние годы увеличилось во всех регионах мира. Международная известность, которую это влечет за собой, является важным фактором влияния на образование студентов. Существует множество исследований, посвященных положительному влиянию мобильности на развитие навыков межличностного общения, личностной зрелости и когнитивных навыков в целом. Студенты не только взрослеют во время своего пребывания в другой стране, но и приобретают компетенции, которые часто обобщаются как мягкие или ключевые навыки, такие как межкультурная осведомленность, адаптивность, гибкость, инновационность, продуктивность, мотивация, выносливость, способность решать проблемы и способность продуктивно работать в команде.
На сегодняшний день остро стоит вопрос в необходимости обучения конкурентоспособного работника, который владеет теми компетенциями в своей сфере деятельности, которые востребованы. «Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., Государственной программой «Глобальное образование» предусмотрено достижение высокого уровня качества высшего образования, удовлетворяющего потребностям международного рынка труда, задачам индустриально-инновационного развития страны, личности и всей системы образования, соответствующей лучшим мировым традициям» [2]. Реализация данной задачи может быть осуществлена благодаря интеграции российских вузов в международное образовательное пространство. Академическая мобильность студентов и педагогов содействует созданию высоких по качеству трудовых ресурсов. Академическая мобильность студентов вузов считается необходимой частью процессов интеграции, которые происходят по всему миру.
Результаты ЮНЕСКО указывают на то, что за последние двадцать пять лет международная академическая мобильность во всем мире увеличилась. Количество участников, которые принимают участие в данном процессе составляет 2 млн. человек, и эта цифра растет.
Такие европейские исследователи как A. Cacciagrano, B. Carapinha, V. Papatsiba и др. выявили факторы, которые обеспечивают беспрепятственное перемещение студента, педагога. Они считают, что академическая мобильность должна осуществляться на основе документов в сфере международных взаимоотношений вузов, научных школ и лабораторий [4,5]. Далее мы перечислим документы, которые к ним относятся: Лиссабонская конвенция о признании академических квалификаций в Европе, Сорбонская декларация, Болонская декларация, Великая хартия университетов, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации и др.
Анализируя документацию по Болонскому процессу, мы выделили некоторые признаки единого образовательного пространства: высокое качество образования (универсализация образовательных программ, процессов, уровень подготовленности бывших студентов). Мобильность обучающихся, педагогов в образовательном пространстве и свободное трудоустройство студентов. Разнообразие содержания и технологий реализации образовательных программ с учетом традиций, автономии и академических свобод вузов Европы. Доступность образования, «обеспечиваемые мобильностью, взаимным открытием филиалов вузов в различных странах, введением технологий, организационных структур дистанционного обучения» [3, с. 59]. Берлинское коммюнике выделяет академическую мобильность как базу формирования европейского пространства высшего образования, где существует ряд задач, которые перечислены ниже:
- Развитие знаний у участников образования о «европейском образовании» которая соответствует направлению подготовки.
- Субъекты образования обеспечены возможностью доступа в признанные центры знаний,
- Увеличение знаний у студентов о мировой культуре.
- Гражданское образование, где субъект академической мобильности формирует интегративные качества личности, «человек мира».
Что касается академической мобильности в России, то он заключается в нехватке финансовой поддержки, в неплановом характере деятельности. Также присутствует непроработанность тех методов и механизмов академической мобильности, которые обеспечивают эффективный обмен студентов и педагогов в международном образовательном пространстве. Еще одной актуальной проблемой является синхронизация программ обучения в образовательном пространстве в разных точках мира.
В исследовании «Bologna with Student Eyes» говорится, что существуют следующие проблемы, которые тормозят академическую мобильность студентов и педагогов:
- Недостаточная мотивация участника. По причине недопонимания основной выгоды, участник не вовлечен в процесс улучшения своих навыков и у него отсутствует желание разбираться в данной деятельности.
- Участник не понимает процесс академической мобильности, у него присутствует не полная картина о программе стажировки, получение грантов, и именных стипендий.
- Неспособность участника оценить международные программы.
- Существует дефицит опыта решения бытовых проблем в другой стране, мало знаний о другой стране, различие менталитета.
- Уровень владения языком, который препятствует эффективному образованию за рубежом.
- Уровень креативности на низком уровне: неумение генерировать идеи и предвидеть их последствия [1, с. 98].
Хотелось бы отметить, что главной основой в осуществлении академической мобильности является признание документов об образовании, оценка результативности академической мобильности без этого невозможна. Анализируя опыт академической мобильности в российских вузах, мы пришли к выводу, что для эффективного и качественного развития данного направления каждый вуз должен сформировать собственную стратегию развития академической мобильности, которая гармонировала бы с программой интеграции высшей школы России и с мировой системой образования.
- Бондырева, С.К. Образовательное пространство России: проблемы интеграции. С.К. Бондырева, А.П. Кураков, А.П.Лиферов, Н.Д. Никандров. М.: Вуз и школа. – 2004. – 117 с.
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295).
- Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград, 1994. – 150 с.
- Saunders, J.A. Cultural competence: A journey to an elusive goal / J.F. Saunders, M. Haskins, M. Vasquez // Journal of Social Work Education. – 2015. – Vol. 51. – P. 19–34.
- Nieto, S. Affirming Diversity: The socio-political context of multicultural education, 6-nd edition / S. Nieto, P. Bode. – Pearson, 2012. – 480 pp.