Правовые основы деятельности Следственного комитета Российской Федерации в условиях мобилизации
В условиях современных вызовов, связанных с обеспечением национальной безопасности, особое значение приобретает эффективное функционирование органов, осуществляющих уголовное преследование. Одним из ключевых субъектов в данной сфере является Следственный комитет Российской Федерации (далее – СК России, Следственный комитет). Введение в стране режима частичной мобилизации, а также активизация военных и специальных мероприятий выявили необходимость адаптации деятельности Следственного комитета к особым условиям правового режима. В этой связи существенно возрастает значимость правового и организационного анализа функционирования данного органа в условиях мобилизации, а также необходимость своевременного реагирования на нарушения законодательства о мобилизации, обеспечения законности и правопорядка в особый период, усилением роли Следственного комитета в предупреждении и расследовании преступлений, угрожающих обороноспособности государства. Вопросы нормативной регламентации, межведомственного взаимодействия и реализации полномочий Следственного комитета в условиях мобилизационного правопорядка требуют научного осмысления и правового совершенствования по причине того, что действующее законодательство, на наш взгляд, недостаточно детализировано регулирует деятельность Следственного комитета в условиях мобилизации. На практике возникают сложности, связанные с подследственностью, спецификой доказывания, а также координацией с другими органами, в том числе с военными структурами. Кроме того, отсутствует комплексный научный анализ следственной работы в условиях особых правовых режимов, что снижает эффективность правоприменения.
Мобилизация как элемент государственной политики в условиях угрозы национальной безопасности предполагает не только военную и экономическую подготовку, но и особую организацию правоохранительной деятельности, включая уголовное судопроизводство. В этой связи формируется особый режим правового регулирования, направленный на обеспечение законности и правопорядка в условиях мобилизационного периода. СК России, осуществляя предварительное следствие по уголовным делам, связанным с нарушением законодательства о мобилизации и иными преступлениями, затрагивающими сферу обороны, реализует свою деятельность в рамках специально адаптированной нормативной правовой базы [7, с. 234].
Правовое регулирование мобилизационной деятельности в уголовно-правовой и уголовно-процессуальной сфере основывается на совокупности нормативных актов, включающих положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, нормативных актов Следственного комитета, а также подзаконных актов иных федеральных органов исполнительной власти.
Конституция Российской Федерации закрепляет основы введения военного положения и мобилизации, предоставляя Президенту Российской Федерации полномочия по принятию соответствующих решений в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии [1, ст.ст. 87, 88]. Данные положения образуют конституционную основу для введения мобилизационного правопорядка и функционирования правоохранительных органов в особый период.
Ключевым федеральным законом, регулирующим мобилизационную деятельность в целом, является Федеральный закон от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». В соответствии со статьёй 1 указанного закона, мобилизационная подготовка охватывает не только экономику и оборону, но и деятельность органов государственной власти, в том числе правоохранительных органов [5, ст. 1]. Статья 10 закона обязывает все органы государственной власти, включая СК России, обеспечить готовность к действиям в условиях мобилизации [5, ст. 10]. Однако данный закон носит преимущественно организационно-административный характер и не содержит специальных норм, регламентирующих проведение предварительного следствия.
Что касается регулирования уголовного судопроизводства, в условиях мобилизации сохраняет силу Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ). При этом он не содержит главы или норм, прямо посвящённых особенностям процессуальной деятельности в условиях мобилизации или военного положения. Вместе с тем отдельные положения законодательства позволяют осуществлять адаптацию уголовного процесса к требованиям особого периода. Так, в соответствии с частью 2 статьи 161 УПК РФ допускается ограничение разглашения данных предварительного расследования, что может приобретать особую значимость при расследовании дел, связанных с мобилизацией и военной тайной [2, ст. 161].
Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», который определяет правовой статус и полномочия данного органа. В соответствии с частью 1 статьи 1 закона, Следственный комитет является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства [4, ст. 1]. При этом в рамках правового режима мобилизации функции Следственного комитета могут быть расширены за счёт специальных актов Президента Российской Федерации или постановлений Правительства Российской Федерации, как это было в условиях частичной мобилизации в 2022 году. Несмотря на отсутствие прямых норм в законе о специфике деятельности комитета в мобилизационный период, на практике применяются специальные указания руководства СК России, приказы Председателя Следственного комитета, регламентирующие адаптацию следственной работы к условиям особого периода.
Одним из важных источников является Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации», которым были введены конкретные меры по обеспечению мобилизации [6]. Данный указ оказал прямое воздействие на деятельность правоохранительных органов, включая Следственный комитет, так как спровоцировал рост числа преступлений, связанных с уклонением от мобилизации, нарушением требований воинского учёта, самовольным оставлением частей, нарушением дисциплины и прочих деяний, требующих уголовно-правовой оценки.
Дополнительное значение приобретают подзаконные акты, в частности приказы Следственного комитета, регламентирующие внутренние аспекты следственной деятельности, в том числе в условиях особого периода. К примеру, внутренние инструкции и методические рекомендации, издаваемые аппаратом СК России, устанавливают особенности документирования, взаимодействия с военными органами, а также приоритетность дел, связанных с мобилизационным законодательством.
Также следует отметить, что уголовное и административное законодательство подверглось ряду изменений в связи с мобилизацией. Так, в сентябре 2022 года в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) были внесены поправки, усилившие ответственность за преступления, совершённые в условиях мобилизации, военного положения или военных действий. Появились квалифицирующие признаки для ряда составов, например, статьи 332 УК РФ (неповиновение), статьи 337 УК РФ (самовольное оставление части), а также была введена новая статья 337.1 об уклонении от мобилизации [3].
Таким образом, нормативное правовое регулирование мобилизационной деятельности в сфере уголовного судопроизводства носит комплексный и межотраслевой характер. Оно сочетает в себе общие нормы уголовного и уголовно-процессуального права, положения законодательства о мобилизации, а также специальные подзаконные акты. Вместе с тем отсутствие систематизированного блока норм, прямо регулирующих деятельность Следственного комитета в условиях мобилизации, определяет необходимость дальнейшего совершенствования правовой базы с учётом современных вызовов.
Следственный комитет является центральным федеральным органом государственной власти, наделённым исключительными полномочиями в сфере уголовного судопроизводства. Его деятельность в обычных условиях уже предполагает высокий уровень ответственности и организованности, однако в особый период — к которому, в соответствии с законодательством Российской Федерации, относится мобилизационное время, а также период военного положения или вооружённого конфликта — полномочия данного органа приобретают особое значение [7, с. 268].
Правовой режим деятельности органов государственной власти, включая Следственный комитет, в условиях мобилизации и иных чрезвычайных обстоятельств устанавливается на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, а также внутриведомственных актов, регулирующих порядок функционирования органов предварительного следствия.
Следственный комитет России действует на основании Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», в котором закреплены его основные функции и задачи. Согласно статье 1 данного закона, СК России осуществляет предварительное следствие по уголовным делам, отнесённым к его компетенции, а также реализует иные полномочия, направленные на обеспечение законности, правопорядка и защите прав и свобод граждан [4, ст. 1].
Особый период, наступающий при объявлении мобилизации, требует от органов предварительного расследования, в том числе от Следственного комитета, оперативного реагирования на преступления, угрожающие обороноспособности государства, устойчивости органов государственной власти и безопасности граждан. В этой связи деятельность СК России в мобилизационных условиях носит усиленно-функциональный и координационный характер.
Прежде всего, особенность правового режима в указанный период заключается в расширении следственного реагирования на новые категории правонарушений. В условиях мобилизации существенно возрастает количество уголовных дел по таким составам, как:
- Уклонение от прохождения военной службы по мобилизации (статья 328 УК РФ) [3, ст. 328];
- Самовольное оставление части или места службы (статья 337 УК РФ) [3, ст. 337];
- Дезертирство (статья 338 УК РФ) [3, ст. 338];
- Нарушение правил несения боевого дежурства, боевой службы, караульной или гарнизонной службы (статья 340–343 УК РФ) [3, ст.ст. 340-343];
- Нарушения, связанные с поставками, воинским учётом, мобилизационной подготовкой предприятий и граждан (в том числе по новым составам, введённым в УК РФ в 2022–2023 годах).
Расследование указанных преступлений отнесено к исключительной компетенции СК России в силу их особой социальной значимости и угрозы военной безопасности государства. Это отражено как в ч. 1 ст. 151 УПК РФ, так и в ведомственных указаниях Председателя Следственного комитета, в том числе в рекомендациях по приоритетности рассмотрения дел, связанных с уклонением от мобилизации [2, ст. 151].
Кроме того, в условиях особого периода изменяется режим межведомственного взаимодействия. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Федерального закона № 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации", СК РФ осуществляет взаимодействие с органами внутренних дел, Федеральной службой безопасности, органами военного управления, прокуратурой и иными государственными структурами [4, ст. 12]. В условиях мобилизации это взаимодействие приобретает планово-оперативный характер, что выражается в создании специальных координационных групп, обмене оперативной информацией в ускоренном порядке, участии следователей СК России в оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых с участием военной полиции или ФСБ.
Следующая особенность — применение упрощённых или ускоренных процессуальных форм, не отменяющих, однако, фундаментальных гарантий прав личности. В условиях массового поступления сообщений о преступлениях, связанных с мобилизацией, допускается концентрация следственных подразделений на отдельных категориях дел, ведение расследований по принципу «расследовательского потока», а также принятие решений в кратчайшие сроки. Это позволяет эффективно использовать ограниченные ресурсы, не снижая при этом уровня процессуальной легитимности [8, с. 217].
Также в особый период может применяться специальный режим следственной тайны и информационной изоляции, что вытекает из положений ст. 161 УПК РФ [2, ст. 161]. В связи с этим распространение данных предварительного расследования по делам, имеющим мобилизационную значимость, строго ограничивается и регулируется как федеральным законом, так и ведомственными нормативными актами, в том числе инструкциями по делопроизводству и защите государственной тайны.
Следует особо отметить, что правовой режим деятельности Следственного комитета в период мобилизации может включать элементы правового исключения, которые вводятся актами Президента Российской Федерации. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 сентября 2022 года № 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации", были введены меры по усилению административной и уголовной ответственности за нарушения мобилизационного законодательства [6]. В условиях действия указа следственные подразделения начали систематическое возбуждение дел в отношении граждан, уклоняющихся от мобилизации, а также в отношении должностных лиц, не обеспечивших исполнение мобилизационных предписаний.
Наконец, важным элементом полномочий Следственного комитета в особый период является контроль за соблюдением прав подозреваемых, обвиняемых и потерпевших в условиях ограниченного правового режима. Несмотря на особый порядок функционирования правоохранительных структур, основные принципы уголовного процесса — презумпция невиновности, право на защиту, недопустимость принуждения к даче показаний — сохраняют свою юридическую силу и обязательны к исполнению [7, с. 220].
Таким образом, специфика полномочий Следственного комитета в особый период заключается не столько в формальном расширении прав, сколько в трансформации приоритетов, методов и форм осуществления следственной деятельности, адаптированных к условиям ограниченного правового режима и повышенной угрозы национальной безопасности. Указанные особенности требуют не только высокого уровня профессиональной подготовки следователей, но и устойчивого нормативного механизма, обеспечивающего правовую определённость и защиту прав личности даже в чрезвычайных условиях.
Можно констатировать, что правовое и организационное обеспечение деятельности Следственного комитета в условиях мобилизации требует комплексного и системного подхода, направленного на совершенствование нормативной базы, улучшение межведомственного взаимодействия, модернизацию материально-технического оснащения и повышение профессионального уровня кадрового состава. Только при условии реализации этих мер возможно обеспечить эффективное, своевременное и законное расследование уголовных дел, связанных с нарушениями законодательства о мобилизации, что будет способствовать укреплению правопорядка и национальной безопасности Российской Федерации в период особого правового режима.
Дальнейшие научные исследования рекомендуется направить на детальную разработку специализированных методических рекомендаций и нормативных актов, адаптированных к условиям мобилизации, а также на изучение и адаптацию международного опыта организации следственной работы в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени, что позволит повысить уровень готовности Следственного комитета Российской Федерации к выполнению своих функций в экстремальных ситуациях.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 21.04.2025)
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.04.2025) (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.05.2025)
- Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ (ред. от 20.03.2025) «О Следственном комитете Российской Федерации»
- Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ (ред. от 23.03.2024) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации»
- Административное право Российской Федерации : учебник / А. В. Мелехин, Т. А. Диканова, И. Б. Кардашова [и др.] ; под ред. А. В. Мелехина. — Москва : Юстиция, 2024. — 615 с.
- Административное право. Краткий курс. : учебное пособие / А. В. Мелехин, Т. А. Диканова, И. Б. Кардашова [и др.] ; под ред. А. В. Мелехина. — Москва : Юстиция, 2025. — 490 с.



