Особенности организации пространства и времени в произведении «Камские поэмы» челнинского поэта Мансура Сафина
Журнал Научные высказывания

Особенности организации пространства и времени в произведении «Камские поэмы» челнинского поэта Мансура Сафина

Статья посвящена анализу четырех небольших поэм татарстанского поэта, переводчика, краеведа Мансура Сафина. Поэмы объединены общим заголовком «Камские поэмы» и представляют собой размышления о поэтическом творчестве, о судьбе и памяти. В связи с этим обоснованным является выбор основного аспекта анализа поэм – анализ с точки зрения пространства и времени. Цель работы – показать особенности использования такого приема, как хронотоп (время-пространство), его значение для понимания внутренних связей содержания произведений. В первой, теоретической части работы дается общее представление о понятии «хронотоп», введенном в литературоведение еще М. Бахтиным, во второй, практической части исследуются функции, которые выполняет хронотоп, раскрывая понимание автором роли поэта и поэзии. Анализ поэм с точки зрения пространства и времени позволил прийти к следующим выводам: во –первых, именно эти категории определяют идейно – художественное и стилевое единство поэм; во – вторых, категория времени оказалась особенно значимой составляющей художественного текста, определяющей временной вектор, ход и развитие событий, а также структурирующей сюжет произведений.

хронотоп
поэтическое творчество
Мансур Сафин
категория пространства и времени

Введение

Мансур Сафин относится к той категории писателей, которые могли уловить веяние времени и отразить его на страницах своих произведений. Многие его произведения посвящены городу Набережные Челны и заводу «КамАЗ», с которым связано начало творческой деятельности поэта. С возрастом тематика его стихов усложняется, стремление запечатлеть широкую панораму действительных событий уступает более зрелому стремлению осмыслить прошлое и настоящее, решить для себя вечные проблемы, определить роль поэзии и поэта, опираясь на опыт любимых авторов и свой собственный. Мучительные раздумья о судьбе поэта, об истоках его творчества, о памяти, которую он оставляет в этом мире, дали жизнь четырем небольшим поэмам под общим заголовком – «Камские поэмы, рожденные под сенью музы АВТОГРАДА».

Поэмы посвящены четырем авторам, каждый из которых по-своему любим Мансуром Сафиным. Итак, это «Державин. Званка. Вдохновение» (одическая поэма), «Август. Чистополь. Цветаева» (драматическая поэма), «Явление Велимира» (ладомирная поэма о Хлебникове), «Пастернак. Тихогорье. Война» (поэма: репортаж из 1917 года).

Помимо общего содержания, в глаза бросается нарочитая, подчеркнутая общность и в форме. Это выражается даже графически: эллиптические предложения в названиях поэм построены по одному принципу. Подзаголовки к поэмам, кажется, говорят об отличиях, хотя на самом деле – об общности замысла и исполнения. Именно сопоставляя названия этих произведений, приходишь к выводу, что их сближает еще одно – образ времени и пространства. Цель нашего исследования – показать особенности использования такого приема, как хронотоп (время-пространство), в анализе небольших поэм М. Сафина, его значение для понимания содержания произведений.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • Рассмотреть в общих чертах явление «хронотоп», его выражение в литературе, определить позиции некоторых ученых лингвистов по изучаемому вопросу.
  • Проанализировать произведение «Камские поэмы» с точки зрения времени и пространства, найти сходства и отличия, показать, как автором используется данный прием.
  • Сделать выводы по проведенному исследованию.

Актуальность исследования. Пространство и время - важнейшие идейно-художественные характеристики литературы. Их исследование имеет существенное значение для раскрытия особенностей художественного отражения действительности, специфики внутреннего мира произведения.  

В работе выдвигается следующая гипотеза: именно организация пространства и времени в «Камских поэмах» выступает как средство формирования и сообщения наиболее значимых компонентов художественного замысла.

Часть 1. Теория вопроса.

С точки зрения теории, время и пространство – это формы существования, изображенного в произведении (так же, как и реального) мира, своего рода условность. Категории времени и пространства достаточно хорошо изучены в современном литературоведении. В теоретической части своей работы мы даем только самое общее представление об этих категориях, скорее объяснение терминов, на которые нужно будет ссылаться в практической части. В первую очередь необходимо остановиться на понятии «хронотоп». По мнению известного литературоведа М. Бахтина, хронотоп не что иное, как неразрывная связь пространства и времени, пространство и время не могут существовать отдельно друг от друга. Можно сослаться также на мнение исследователя проблемы художественного времени и пространства Н.В. Березину, которая пишет: «Человек способен переживать ощущение времени только при наличии данных о происходящих в окружающем мире изменениях, и наоборот, — любое движение в пространстве связывается с определенным (затраченным на это движение) отрезком времени».(6;41) Такая же неразделимость прослеживается и в искусстве слова, так как «пространство и время тесно связаны друг с другом и образуют единое пространственно-временное многообразие»(4; 97) , эти универсальные понятия образуют «своего рода модель мира» — ту «сетку координат», при посредстве которых люди воспринимают действительность и строят образ мира, существующий в их сознании.

Как в жизни, так и в литературе пространство и время не даны нам в чистом виде. О пространстве мы судим по заполняющим его предметам (в широком смысле), а о времени – по происходящим в нем процессам. Для практического анализа художественного произведения важно хотя бы качественно («больше – меньше») определить наполненность, насыщенность пространства и времени.

Интенсивность художественного времени выражается в насыщенности событиями, причем для литературы как динамического вида искусства организация художественного времени более важна, чем организация пространства. В литературе зачастую возникают довольно сложные отношения между реальным и художественным временем. Для категории пространства наиболее важной является возможность разделить его на абстрактное и конкретное. Абстрактное обладает высокой степенью условности и не влияет на художественный мир произведения, конкретное, напротив, привязывает изображенный мир к топографическим реалиям и активно влияет на всю структуру произведения.

Вполне очевидно, что художественное время и пространство, являясь важнейшими составляющими художественного текста, играют существенную роль в раскрытии особенностей художественного изображения мира и человека. Неслучайно Н.К. Гей, известный советский и российский литературовед, называл хронотоп «каркасом произведения», «одним из действенных средств организации его содержания».(6;29)

С учетом этих теоретических обобщений мы можем сказать, что пространство и время понимаются как лингвокогнитивные категории, которые включают представления, знания о мироустройстве, месте и роли человека в нем, дают основания для описания и анализа способов их речевого выражения. «Понимаемые таким образом пространство и время могут рассматриваться как своего рода методологическая база интерпретации художественного текста в его структурно-смысловой целостности». (8;34)

Часть 2. Анализ поэм.

Итак, если взять за основу, что анализ взаимодействия мира и человека в художественном тексте привел к осмыслению пространства и времени в качестве универсальных текстовых категорий, мы можем отметить некоторые особенности «Камских поэм». Прежде всего, это касается поэм «Державин. Званка. Вдохновение» и «Пастернак. Тихогорье. Война». В них особенно хорошо видно, как время и пространство структурируют сюжет, определяют композицию, что позволяет им стать в тексте своего рода субстратом смысла произведения. Время здесь представлено как сопоставление прошлого, настоящего и будущего, противопоставление таких аспектов, как статика – динамика, временность – вечность, длительность – моментальность, цикличность – необратимость…

В поэме «Державин. Званка. Вдохновение» читаем:

Сколько разных эпох здесь прошло!

Но в державинский окоём

Погружая вновь строчек весло,

Мы о славном Пиите поём. (9;80)

Это в первой главе, и почти сразу же во второй:

Пастуший рог, сзывающий ветра

В светлицу дня

На пир поюнных теней,

Где в зеркало времен стекут с пера

Слова и звуки золотых мгновений. (9;80)

Мгновения и эпохи сопоставляются неслучайно. Мгновения жизни великого поэта столь значительны, что уже неважно, сколько пройдет эпох. Время жизни Державина в родном поместье насыщено конкретными деталями, это конкретное прошлое перетекает в абстрактное настоящее и будущее – время хранит память о поэте, и приметы времени здесь неважны.

…В краю, где сердца компасом ведом,

Бреду богобоязненно, в дрожанье

Росинок, что хотят ко мне в ладонь. (9;82)

Тот же принцип организации сюжета видим в поэме «Пастернак. Тихогорье. Война»: из настоящего, насыщенного предельно конкретными деталями биографии поэта, в бессмертие, в будущее, где «Тихогорье почти – Святогорье…».

В пространственных характеристиках здесь главное – это противопоставление «провинция – столица». Причем пространство конкретно, «привязывает» предметный мир поэмы к топографическим реалиям, активно влияет на структуру произведения. Мы встречаем «Бандюга – камский Манчестер», «вот Елабуга», «вот Мамадыш», «вот Казань» - названия мест сменяется с такой скоростью, что мы можем говорить, пожалуй, о стремлении к контаминации временных и пространственных пластов. Жизнь в провинции для Б. Пастернака, его ежедневные занятия – это вклад в будущее, оттачивание поэтического стиля, копилка впечатлений.

И работа, шальная работа.

В полной мере, не как-нибудь!

И над храмом Богоявленья -

Птицей Белою вьюга разлук

Вновь дарует

Зарю вдохновенья,

Ритуальный свершая круг…(9;90)

Не случайно в последней шестой главе поэмы появляется образ автора – это стирает временные рамки между прошлым и настоящим.

Вновь у храма Богоявленья

День – во власти

 февральских грез:

 в Пастернаковские виденья

Я сегодня по сердце врос. (9;92)

Лексемы с пространственной и темпоральной семантикой («день», «сегодня» - «у храма Богоявленья», «февральских грез»), образ автора в обращении к поэту (прошлое –настоящее) – это создает особый временно – пространственный континуум. Подчиненный философской концепции автора, он переносит нас в абстрактное будущее: вчера – сегодня - всегда…

Поэма «Явление Велимира» отличается от остальных, объемом, стилистическим своеобразием, обилием окказионализмов, хотя принцип построения сюжета узнаваем. Сюжет, как и в других поэмах цикла, развивается по тем же законам организации пространства и времени. Внешнее развитие сюжета – следование за этапами биографии поэта – футуриста В. В. Хлебникова: Астрахань – детство поэта, Казань – годы учебы в университете, Петербург связан с творческой деятельностью, с футуризмом, Санталово – место упокоения великого бессребреника и мученика за поэтическую идею.

«Я умер и засмеялся»,- это поэт сам про себя написал незадолго до смерти. Отчего засмеялся? Знал, что утонет в пространстве, но не во времени. Именно эта мысль стала центральной в поэме.

Здесь счастье покоя подарено свыше.

Вели – не вели: мир спокоен и тих.

Здесь в каждом Июне санталовском

Слышен

Природой самой свелемиренный стих.(9;89)

«Санталовский июнь» - преобразование словарной полисемии приводит к пересечению пространственных и временных смыслов. Место и время предельно конкретны и предельно контрастны, потому что говорят не о месте и времени, а о самом поэте: «Мы знаем твердо, что мы не повторимся на земном шаре. Чтобы оставить по себе памятник, … мы основали государство времени…».  Журналист Игорь Вирабов в статье о В. Хлебникове пишет: «… Его государство не в пространстве приобретателей – в вечном времени изобретателей». (3)

Анализируя поэмы «Пастернак. Тихогорье. Война» и «Державин. Званка. Вдохновение», можно было развести категории пространства и времени, то в поэме «Явление Велимира», это сделать практически невозможно, здесь можно говорить о концепции континуума, понимаемого как единство пространственно- временного планов, «нерасчлененный поток движения во времени и пространстве». Только благодаря этому создается образ поэта, передается отношение к нему автора, формируется читательское восприятие его жизни и творчества.

Еще больше оснований говорить о хронотопе при анализе поэмы «Август. Чистополь. Цветаева». Напомним подзаголовок - драматическая поэма. Содержание небольшое – короткие 5 глав, вступления нет, первые строчки передают драматизм и динамизм всего произведения:

Всего два дня

Десятилетьям равные,

Марина здесь в надеждах провела…(9;83)

Реальная основа – короткая поездка Цветаевой из Елабуги, где определили ей место жительства в эвакуации как поэту второстепенному, в Чистополь – местечко тоже провинциальное, но там остановились Б. Пастернак, К. Паустовский, Н. Асеев, А. Ахматова и многие другие литераторы. М. Цветаева нашла работу, но в Чистополь так и не переехала. Что привело поэта к трагическому концу? Какое влияние на ее решение оказали эти короткие два дня? Что происходило в душе М. Цветаевой? Много вопросов, но нет ответов. Можно создать поэтическую реальность и предположить ответы. Это мы и видим в поэме. Отсюда значимость координат места и времени: Чистополь – два дня – десятилетьям равные.

Чистополье, ах, Чистое Поле,

Счастья жить и писать

Дай поболе,

Вдохновенья – как хлеба и соли! (9;84)

Пространство расширяется за счет экскурса в прошлое, упоминаются Москва, Таруса, село Усень - Ивановское, Елабуга. Вряд ли случайно. Драма Марины Цветаевой в поиске вечных истин, в том, что она «не видит рядом с собой того мира, того пространства, где бы ей было уютно, хорошо…» (8;118)

По уездным, по узеньким улочкам

В этот миг, что тоской напоен,

Шла Марина по августа струночкам, -

И звенели с душой в резонанс

Склянки дюжин судов чистопольских,

И судьба ей давала шанс

Вечных истин продолжить поиск. (9;84)

Пространство внутреннее и географическое преломляется, объединяется со временем (шла по августа струночкам), характеризует психологическое состояние героини.

Говоря о времени, отметим сопряжение нескольких временных плоскостей: время реального события (лето 1941года), время автора (лето 2002 года) и психологическое время лирического героя. Если учесть это пересечение времен, то пойдем, почему так трагически звучит финал поэмы:

Разрыдался протяжный гудок

Черным всхлипом

В черный годок:

- Ах, куда-а-а ты, куда-а-а,

Мари-и- ина-а-а?!

Пароход белый – будто льдина…(9;84)

С другой стороны, мы можем отметить еще одну деталь: пространство и время в поэме не меняются, но хронотоп не статичен. Это происходит из-за того, что изменяется отношение лирического героя и автора к этим категориям. На наш взгляд, это можно рассматривать как средство развития сюжета.

Заключение

В целом, лингвистический анализ текстов «Камских поэм» Мансура Сафина с точки зрения их пространственной и временной обусловленности, средств и способов актуализации авторской модели хронотопа в произведениях позволяет прийти к следующим выводам:

1. Время и пространство – функционально – семантические макрокатегории текстовой системы, которые интерпретируют окружающий мир на текстовом уровне. Именно эти категории определяют идейно – художественное и стилевое единство поэм. Среди структурно – композиционных средств организации текста особо следует выделить заглавие как конструктивный элемент текста и как абсолютно сильную его позицию.

2. При анализе сюжета чрезвычайно важны языковые средства и способы временной организации текста, поскольку темпоральная структура – особенно значимая составляющая художественного текста, которая передает в нем временной вектор, ход и развитие событий.

3. Пространственные и временные лексемы могут отражать эмоциональное состояние автора или лирического героя произведения, а также вызвать у читателя эмоциональную реакцию или спровоцировать на уход от такой реакции, что говорит о том, что автор моделирует текст, уменьшая или увеличивая значение функциональных единиц пространства и времени.

Таким образом, нарочно разводя понятия пространства и времени либо объединяя их в хронотоп, мы можем говорить, что пространство и время активно задействованы в системе смыслов всего художественного целого, организуют сюжет, влияют на композицию и обладают собственной эмоционально – смысловой цельностью.

Список литературы
  1. Формы времени и хронотопа в романе / М.М. Бахтин (Электронный ресурс) Режим доступа:http://philologos.narod.ru/bakhtin/hronotop/hronmain.html
  2. Википедия – Свободная энциклопедия. http: // www. ru. wikipedia. org/.
  3. Почему у поэта Велимира Хлебникова две могилы /И.Н. Вирабов (Электронный ресурс) Режим доступа: rg. ru- 2015/10/29/ kh
  4. Есин, А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения /А.Б. Есин. М.: Наука, 2008. -245с.
  5. Есин А.Б. Пространство и время // Литературоведение. Культурология: избранные труды / А.Б. Есин. - М.: Флинта, Наука, 2002. - С. 82.
  6. История русской советской литературы (40-80годы) учебное пособие для студентов / под ред. А.И. Метченко, С.М. Петрова. – М.: Просвещение,1980. -496с.
  7. Николина, Н.А. Филологический анализ текста / Н.А. Николина. М.: Академия, 2003. -254с.
  8. Салимова, Д.А. Время и пространство как категории текста: теория и опыт исследования /Д.А. Салимова, Ю.Ю. Данилова – М.: Наука, 2004. -196с.
  9. Сафин М.Г. Челны мои былинные / М.Г. Сафин. Набережные Челны, 2007. -96с.
международный научный журнал

Научные высказывания #62

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 31 августа по 14 сентября
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
28 сентября