ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ В СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Современный бизнес-мир характеризуется динамичными изменениями, которые требуют нового подхода к управлению деловой карьерой. В условиях цифровизации, глобализации и повышенной конкуренции, как среди организаций, так и среди сотрудников, значение приобретает гибкость, непрерывное обучение и развитие персонала. Целью данной статьи является исследование основных тенденций и особенностей управления карьерой в современных организациях.
Меняющаяся экономическая среда, технологические инновации и связанные с ними трансформации в мире труда требуют от организаций и их сотрудников гибкости, способности к быстрой адаптации и постоянному обучению. Важность этих компетенций проявляется в новых форматах организации работы, разнообразии карьерных путей и увеличивающемся акценте на развитии soft skills.
Деловая карьера — это постепенное продвижение человека, которое связано с профессиональным ростом. Деловая карьера подразумевает рост и изменение способностей и навыков, профессиональных возможностей и размеров мотивации, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. Деловая карьера — это не только вид определенного занятия человека, но и достижение его целей, улучшение его положения и социального статуса в обществе. Иногда в это понятие включают будущие изменения в работе, которые будут происходить с приобретением опыта.
Карьера складывается из желания работника реализовываться в профессиональной сфере и заинтересованности организации в продвижении вперед именно этого сотрудника.
Управление карьерой — это совокупность всех мероприятий, которые проводят кадровые службы по организации, планированию, контролю, мотивации и росту работника в организации, исходя из целей работника, его потребностей, способностей и возможностей, а также исходя из целей организации и ее экономических условий.
Управление деловой карьерой в современных организациях имеет свои особенности, которые определяются быстро меняющейся бизнес-средой, технологическими инновациями, изменениями в структуре рабочей силы и ожиданиями работников.
Рассмотрим некоторые ключевые особенности управления деловой карьерой:
Современные организации отходят от традиционной модели продвижения по службе в пользу создания более гибких и индивидуализированных карьерных путей. Работники стремятся к развитию навыков, которые помогут им быть конкурентоспособными, и ищут работодателей, готовых поддержать их в этом.
Для удовлетворения потребностей быстро меняющегося рынка труда, современные организации вкладывают в программы переподготовки и повышения квалификации своих сотрудников. Непрерывное обучение становится ключевым компонентом стратегии управления карьерой.
Ценность гибких графиков работы и возможность работы удаленно становятся все более важны для современных работников. Организации, предлагающие такую гибкость, имеют лучшие шансы привлечь и удержать таланты.
Внедрение цифровых технологий и искусственного интеллекта трансформирует рабочие процессы и требует от сотрудников новых знаний и навыков. Адаптация к цифровой среде становится неотъемлемой частью управления карьерой.
Навыки, такие как критическое мышление, коммуникативные навыки, умение работать в команде, способность к решению проблем, становятся все более ценными. Организации ищут способы развития этих навыков у своих сотрудников.
Создание разнообразной и включающей культуры в организации становится приоритетом для привлечения талантов из различных социальных, культурных и профессиональных групп.
Увеличение внимания к вопросам психологического здоровья и благополучия работников. Организации внедряют программы по поддержке баланса между работой и личной жизнью, борьбе со стрессом и профилактике выгорания.
Управление деловой карьерой в современных организациях требует гибкого подхода как от работодателей, так и от сотрудников. Основной акцент делается на постоянное саморазвитие, приспособляемость к изменениям и развитие компетенций, которые будут востребованы в будущем.
Основа управления карьерой – это составление индивидуальных планов развития для каждого сотрудника. Эти планы включают в себя краткосрочные и долгосрочные цели карьерного роста, перечень необходимых обучений и курсов для приобретения новых компетенций, пути развития в компании и возможные проекты для участия.
Обучение и развитие играют ключевую роль в поддержке карьерного роста сотрудников. Современные организации предлагают множество образовательных программ: внутренние тренинги, онлайн-курсы, мастер-классы от внешних экспертов, корпоративные библиотеки и так далее. Важно, чтобы обучение было направлено на развитие тех компетенций, которые будут способствовать достижению как личных карьерных целей, так и целей организации.
Менторские программы и коучинг становятся все более популярными в управлении карьерой. Опытные сотрудники или внешние эксперты помогают младшим коллегам разобраться в корпоративной культуре, построить карьерный путь, развить необходимые навыки и преодолеть возможные трудности на пути к цели.
Карьерное развитие не всегда означает вертикальный рост внутри одного отдела. Современные организации стимулируют горизонтальную мобильность – переход сотрудников между различными подразделениями и проектами. Это позволяет работникам приобретать новый опыт, развивать разнообразные компетенции и расширять профессиональный кругозор.
Регулярный обратный связь является важным инструментом управления карьерой. Оценка работы, обсуждение успехов и ошибок помогает сотрудникам понимать, в чем именно следует совершенствоваться, и какие усилия необходимы для достижения следующих карьерных вех.
В современном мире кроме профессиональных знаний и навыков большую роль играют софт-скиллс – навыки межличностного общения, умение работать в команде, креативность, критическое мышление и так далее. Развитие этих качеств способствует успешному карьерному росту и востребованности на рынке труда.
Современные компании понимают важность поддержания эмоционального и физического здоровья сотрудников. Программы по велнесу, гибкий график работы, возможность удаленной работы – все эти инструменты способствуют поддержанию высокой продуктивности и мотивации карьерному росту.
Управление деловой карьерой в современных организациях на примере Google может быть интересным примером для анализа, поскольку компания является одним из лидеров технологической отрасли и обладает уникальной корпоративной культурой.
Google предоставляет своим сотрудникам возможности как горизонтального развития, так и вертикального продвижения. Сотрудники могут переходить между проектами в рамках компании, развивая новые навыки и расширяя свои компетенции.
Компания вкладывает значительные ресурсы в обучение и развитие своих сотрудников. Это включает в себя как внутренние тренинги и курсы, так и оплату внешних образовательных программ, мастер-классов и конференций.
Работа в Google часто организована в форме проектов, что позволяет сотрудникам брать на себя различные роли, экспериментировать и находить для себя наиболее подходящие направления развития.
Google поддерживает культуру открытости, в которой сотрудники могут легко обмениваться идеями и обратной связью как с коллегами, так и с руководством. Это способствует созданию инновационной среды, в которой ценится каждый вклад в общий успех. Компания старается создать условия, при которых сотрудники не чувствуют себя перегруженными и могут находить время для личной жизни. Это включает гибкий график работы, возможность временной удалённой работы и предоставление длительного отпуска.
Google поощряет своих сотрудников к инновациям и экспериментам. В рамках корпоративной культуры введен «право на ошибку», благодаря чему сотрудники могут пытаться реализовать смелые идеи, не боясь потерпеть неудачу.
Управление деловой карьерой в Google и подобных компаниях требует от сотрудников желания к постоянному обучению, готовности к изменениям и активного участия в корпоративной жизни. Компания создаёт благоприятные условия для развития и роста, но многое зависит от личной инициативы и амбициозности самого сотрудника.
Подводя итоги, стоит отметить, что управление деловой карьерой требует совместных усилий как со стороны самого сотрудника, желающего развиваться, и расти, так и со стороны организации, готовой предоставить ресурсы и поддержку для достижения карьерных амбиций.
- Абдуллина, А.Д., Рабцевич, А.А. Управление карьерой работника в современных организациях / А.Д. Абдуллина, А.А. Рабцевич // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 С. 87-89
- Абдулхаирова, Э.М. Мотивация персонала через управление деловой карьерой / Э.М. Абдулхаирова// Символ науки. 2021. № 5. С. 75-76.
- Березина, Е.С. Особенности управления деловой карьерой персонала в современных компаниях // Е.С. Березина // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LIV-LV междунар. науч.-практ. конф. № 10-11(53). Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2019.
- Майорова, И.Д. Управление карьерой персонала организации / И.Д. Майорова // Материалы Ивановских чтений. 2019. № 4 (16). С. 64-70.
- Миллер, А.И. Проблемы управления карьерой сотрудников / А.И. Миллер // Наука через призму времени. 2022. № 8 (8). С. 40-45.
- Рафикова, Р. Р. Управление трудовой карьерой молодых специалистов / Р.Р. Рафикова // Молодой ученый. -2019. -№2. — С. 178-180.