Обеспечение доступности правосудия при проведении примирительных процедур
В статье раскрываются виды примирительных процедур с точки зрения их простоты, эффективности и доступности.
Осуществление правосудия, безусловно, является одной из важнейших функций судебной власти. Традиционно осуществление правосудия чаще всегда достигалось путем защиты прав и законных интересов лиц, обратившихся в суд. Однако с развитием общества, судебной практики и законодательства, появились различные альтернативные способы урегулирования конфликтов между сторонами споров. В настоящее время наблюдается тенденция перехода от традиционного способа урегулирования разногласий к урегулированию путем осуществления процедур медиации, арбитража, примирения и т.п.
Эта тенденция видится логичной, так как при разрешении споров в судебном порядке сторонам часто приходится сталкиваться с различными проблемами, такими как: загруженность судов, затягивание процесса, увеличение судебных расходов. Помимо этого, очень важным преимуществом примирительных процедур возможность сохранения дружественных или деловых отношениям между сторонами, так как подразумевается приемлемое разрешение спора для обеих сторон.
Итак, что же собой представляют примирительные процедуры? В Российской Федерации не существует легального определения понятия примирительных процедур. Важно подчеркнуть, что рассматривать примирительные процедуры в арбитражном и гражданском процессах можно вместе, так как правовое регулирование и их виды идентичны. Согласно статье 153.1 ГПК и статье 138 АПК суд принимает меры для примирения сторон, содействует им в урегулировании спора, руководствуясь при этом интересами сторон и задачами судопроизводства в арбитражных судах[2].
Если рассматривать законодательство Российской Федерации с точки зрения разработанности и доступности для сторон, то в вопросе примирительных процедур можно сказать, что оно находится в стадии развития и в то же время в должной мере позволяет обратиться к данным способам разрешения споров.
Процессуальное законодательство Российской Федерации выделяет следующие виды примирительных процедур: переговоры, посредничество(медиация), судебное примирение. При этом данный перечень является открытым и предусматривает возможность прибегать к другим не запрещенным законом способам примирения. Из этого перечня видно, что примирение может осуществляться как на стадии до принятия дела к производству, так и после.
Рассматривая каждый вид отдельно, можно сделать вывод, что законодательство в должной мере регулирует порядок проведения процедуры медиации и судебного примирения. При этом процедура примирения путем проведения переговоров хоть и является традиционной, представляется недостаточно конкретно раскрытой с точки зрения рядового человека, который может обратиться в суд. Для более полного понимания процедуры переговоров следует обратиться к иным источникам, в том числе сайту арбитражных судов. В целом примирительные процедуры очень подробно раскрываются на данном ресурсе.
Итак, переговоры представляют собой вид примирительной процедуры, посредством которой стороны урегулируют возникшие разногласия непосредственно или при содействии своих доверенных лиц без привлечения независимой третьей стороны. В итоге стороны самостоятельно разрешают конфликт. Переговоры по праву считаются очень распространенным видом примирительных процедур, что обусловлено их простотой, эффективностью и безусловной доступностью. Переговоры могут быть проведены как в устной, так и в письменной форме. В ходе переговоров стороны самостоятельно занимаются поиском оптимальных решений, что способствует как сохранению между ними деловых отношений, так и принятию решения, приемлемого для обеих сторон. Переговоры могут проводится до и после принятия дела к производству. К слову, одной из разновидностей переговоров является претензионный порядок, который предполагает обязательную попытку разрешения разногласий без обращения в суд. Таким образом, можно сделать вывод, что примирительная процедура в виде переговоров может быть как добровольной, так и обязательной в некоторых случаях.
Медиация представляет собой процедуру урегулирования конфликта, в которой участвуют равноправные субъекты спора на основе сотрудничества, а также нейтральное и независимое лицо (посредник), оказывающее помощь сторонам в урегулировании конфликта, желаемым результатом которой является достижение субъектами взаимовыгодного соглашения. Стоит отметить, что в последнее время наблюдается существенный рост количества споров, при разрешении которых стороны прибегают как раз-таки к процедуре медиации. Это неудивительно, так как, во-первых, медиация, как и переговоры способствует сохранению отношений между сторонами, во-вторых, законодательство Российской Федерации в полной мере регулирует данный вопрос. Еще в 2010 году был принят Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» [1]. Данный Федеральный закон в должной мере регулирует как порядок проведения примирения, так и требования, предъявляемым к профессиональным участникам процедуры(медиаторам)[1].
Третьим видом примирительных процедур является примирение с участием судебного примирителя. Судебным примирителем в данном случае выступает судья в отставке, согласно п.3 ст. 153.6 ГПК РФ[2]. Данная процедура является доступной каждому участнику спорных правоотношений, позволяет без проведения лишних процессов разрешить спор, используя при этом опыт судей в отставке, что способствует принятию оптимального для сторон решения.
В целом, говоря о примирительных процедурах с участием медиатора или судебного примирителя, важно сказать, что они проводятся на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности. Это обусловлено необходимостью максимальной эффективности процедуры для обеих сторон спорных правоотношений.
Таким образом, можно сделать вывод, что примирительные процедуры в Российской Федерации нашли широкое распространения благодаря несомненным преимуществам, которые они имеют над разрешением споров в обычном порядке. Примирительные процедуры достаточно подробно регламентируются российским законодательством, направлены на наиболее оптимальное разрешение спора, с сохранением между участниками дружественных или деловых отношений. Тенденции в обществе и правилах ведения бизнеса создают предпосылки к тому, что в дальнейшем институт примирительных процедур будет еще более востребован при возникновении спорных отношений.
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с посл. изм. и доп. от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ) // Российская газета. № 168.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 02 марта 2021 г.) // Российская газета. №0.