Медиация, как способ урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних
Журнал Научные высказывания

Медиация, как способ урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних

Освещена проблема усовершенствования процедуры разрешения конфликтов среди несовершеннолетних. Внедрение и развитие сети школьных служб по примирению предполагает изменение взглядов педагогов и учеников на разрешение конфликтов, предотвращение агрессии и насилия среди несовершеннолетних, а также повышение компетентности администраторов и учителей.

школьная медиация
медиативный процесс
медиация
принципы медиации
школьные конфликты

В настоящее время напряженность в обществе резко возрастает, и это находит яркое отражение в чрезмерной конфликтности современной молодежи. Одной из самых серьезных проблем на сегодняшний день являются различные формы девиантного поведения детей и подростков, такое может выражаться в самых разных поступках, начиная с того, что подросток убегает из дома, и заканчивая разбойными нападениями или убийствами.

Психология подросткового возраста — одна из наиболее сложных и наименее изученных областей психологии развития человека. Подростковый возраст — это конец детства и начало длительного перехода во взрослую жизнь, характеризующегося интенсивными процессами психического и личностного развития, а также физического созревания детского организма. Возрастные особенности, формирующиеся в этот период, отражают устойчивый характер и особенности личности и имеют важные последствия для взрослой жизни. [1, с.127-129]

Актуальность проблемы, связанной с конфликтами между несовершеннолетними, является свидетельством не столько низкой эффективности существующих мер профилактики подростковой преступности, сколько изменений в самом обществе, которые делают эти меры неэффективными.

В последние годы новая социально-психологическая технология - медиация - завоевала популярность как социально полезный метод минимизации конфликтов между членами общества посредством мирных переговоров. Существует множество определений этого термина, и все они отражают посредническую функцию процесса с разных точек зрения и подходов.[2]

В соответствии с ежегодным докладом Уполномоченного по правам ребенка в Кабардино-Балкарской Республике, цель которого обратить внимание общества и всех заинтересованных на актуальные проблемы соблюдения прав и наилучшего обеспечения интересов ребенка, был выделен основной блок проблем в отношении защиты прав несовершеннолетних. В данный блок входят нарушение прав и законных интересов детей в процессе образования. [3]

Анализ рассмотренных по этому блоку заявлений позволяет заметить, что школьные конфликты носят весьма разнообразный характер, а это в свою очередь свидетельствует о слабом контроле со стороны законных представителей и работников образовательных учреждений. В большинстве случаев возникающие проблемы, стороны пытаются разрешить непедагогическими методами, еще больше усугубляя сложные отношения между участниками конфликта. Основными причинами, провоцирующими конфликты в школьном сообществе, являются угрозы, унижения со стороны учителей, открытая демонстрация негативного отношения к учащимся, несправедливость и предвзятость учителя, взаимные оскорбления обучающихся.  Это определяет основные задачи школьной медиации: обеспечение безопасной обстановки, способствующей развитию личности с активным общественным статусом, способной принимать решения и отвечать за свои действия; формирование культуры конструктивного поведения в ситуациях конфликта, основанной на принципах медиативного подхода, который уделяет внимание ценности человеческой жизни, уникальности каждой личности, уважению прав других на удовлетворение своих потребностей и защиту своих интересов (но не за счет интересов других); повышение качества жизни всех участников образовательного процесса.[4, с.95-100]

К примеру, достаточно серьезным и имевшим значительный общественный резонанс можно считать конфликт между учащимся и педагогом, имевший место в Лицее №2 г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики. Предвзятое отношение педагога к ученику и систематические унижения привели к разбирательствам с родственниками с применением огнестрельного оружия в образовательной организации.[5] В ходе расследования, помимо изучения материалов соответствующих служб и органов, следует сделать вывод, что, хотя конфликт и был затяжным, ни директор, ни заместитель директора по воспитательной работе не контролировали ситуацию, а классный руководитель ограничился лишь безрезультатными разговорами, также в ходе проверочных мероприятий выяснилось, что школьные службы посредничества и примирения не функционируют, но формально они существуют, однако за последние 2 года ни одно дело не было рассмотрено. Таким образом, действенных мер по предотвращению конфликта с последствиями предпринято не было, это событие еще раз подтверждает, что школьные конфликты нельзя игнорировать.

В случаях, когда конфликты возникают непосредственно между несовершеннолетними, уровень подростковой преступности также можно в некоторой степени снизить. Необходимо разрешать споры и конфликты, не вызывая более серьезных последствий, такой подход предполагает, что можно помочь детям на ранних этапах, чтобы они не попали в трудные жизненные ситуации и в последствии, не стали преступниками. Федеральным Уполномоченным подчеркивается, что необходимо уделять большее внимание развитию школьных служб медиации (примирения), поскольку это качественный инструмент разрешения конфликтов как между детьми, так и взрослыми (например, педагогами и родителями). [6, с.435-440]

В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, может рассчитывать на то, что его выслушают, попытаются понять, смогут выразить свою позицию и видение ситуации, а также могут предложить альтернативы решения конфликта. Создание школьных служб примирения, членами которых становятся сами учащиеся, в настоящее время не вызывает достаточного энтузиазма, однако, если работа школьных служб примирения будет налажена через наставничество старшеклассников и студентов, то процесс медиации позволит несовершеннолетним избавиться от обиды, ненависти и другого негативного опыта, кроме того, дети будут учиться на примере других и не повторят таких ошибок в будущем.[7, с.18-28] Процесс медиации также помогает разобраться в себе, своих отношениях с родителями и друзьями, помогает приобрести навыки конструктивного взаимодействия с людьми, что особенно важно в подростковом возрасте. У детей появляется возможность расширить свое сознание: научиться осознавать, как легко выходить из ситуаций, которые раньше казались трудными и неразрешимыми. [8, с.256-258]

Для того чтобы усилить возможности «Школьной медиации», в нее стоит интегрировать еще два важных блока. Это блок юридического образования (правового просвещения), ориентированный на всех участников образовательного процесса и блок юридических знаний, предоставляющий информацию родителям, детям и всем работникам системы образования. Необходимость создания такой образовательной программы обусловлена ​​тем, что очень часто сложные конфликты могут перерастать в правовые конфликты, что в свою очередь может нанести детям психологические травмы. В настоящее время психологическая поддержка подростков сведена к минимуму, для того чтобы помочь подростку, недостаточно выявить причину ее возникновения, необходимо разработать индивидуальные алгоритмы поведения для изменения ситуации и определения курса поведения сторон конфликта с целью создания комфортной обстановки.

Для реализации данного проекта можно выделить этапы реализации технологии школьной медиации.

  • Выявление несовершеннолетних, нуждающихся в проведении медиации, формирование целевой аудитории.
  • Предварительные встречи медиатора с каждой из сторон конфликта по отдельности.
  • Примирительные встречи конфликтующих сторон. Заключение примирительного соглашения.
  • Разработка плана индивидуальных мероприятий, обеспечивающего выполнение участниками примирительных соглашений.
  • Разработка концепций правового просвещения, выпуск просветительских брошюр и тд.
  • Организация мероприятий, предусмотренных индивидуальными планами, примирительных программ, установление контроля за исполнением намеченных мероприятий.

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что процедуры школьной медиации должны стать одним из основных столпов обеспечения защиты детей и их прав, создания необходимых условий для формирования безопасного пространства, в котором происходит развитие личности. Медиация является одной из наиболее эффективных альтернатив разрешения споров с участием несовершеннолетних, поскольку создание безопасной среды в образовательной сфере с использованием метода «школьной медиации» и медиативного подхода – это право и возможность каждого человека защищать и отстаивать свои интересы, признавая равное право оппонента на реализацию своих интересов, прежде всего, без причинения вреда детям.

Список литературы
  1. Елисеева Е. Ю., Юхин К. Е., Рачковская Н. А. Информационно-методическое обеспечение профессиональной переподготовки педагогических кадров в сфере профилактики деструктивных форм поведения. Отчет о НИР № 5061-11/15 от 23.10.2015 (Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Созвездие»)». - 127 -129c.;
  2. Азарова, А. Н. Медиация: искусство примирять: технологии посредничества в урегулировании конфликта / А. Н. Азарова. – М. : Медиа, 2015; 
  3. Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Кабардино-Балкарской Республике в 2022 году»;
  4. Как создать службу примирения: сборник материалов / авт.-сост. : Д. В. Рогаткин, С. Я. Гладких, Н. В. Чиркова и др. – Петрозаводск, 2014. – 95-100 с.;
  5. Информационное агентство «РИА Новости», от 27.11.2020 г. [электронный ресурс] https://ria.ru/20201127/nalchik-1586669561.html;
  6. Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка Российской Федерации в 2023 году»;
  7. Карнозова, Л. М. Восстановительная медиация: базовые идеи и направления развития (заметки к обсуждению темы) / Л. М. Карнозова // Вестник восстановительной юстиции. – 2010. – No 7. – С. 18–28.;
  8. Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство /под общей редакцией Л. М. Карнозовой. -М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012. – 256-258 с.;