Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога
Журнал Научные высказывания

Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога

Статья посвящена применению научно обоснованного подхода сенсорной интеграции (СИ) в коррекционной работе с детьми с нарушениями развития. Цель — обосновать необходимость и раскрыть методику использования СИ для преодоления сенсорных дисфункций, лежащих в основе поведенческих, эмоциональных, когнитивных, моторных и коммуникативных трудностей. Методология включает комплексную оценку сенсорного профиля, создание адаптированной среды, целенаправленные вестибулярные активности и стимуляцию проприоцептивной системы. Применение СИ позволяет стабилизировать состояние ребенка, развить моторные навыки и координацию, создать основу для речи и когнитивных функций, повышая комфорт и эффективность коррекции. Владение принципами СИ — неотъемлемый компонент квалификации дефектолога для преодоления сенсорных барьеров и раскрытия потенциала ребенка.

сенсорная интеграция
коррекционная педагогика
дети с ОВЗ
сенсорная обработка
сенсорный профиль
адаптированная сенсорная среда
вестибулярная стимуляция
проприоцептивная стимуляция
дефектология

В сфере специальной педагогики, где каждый ребенок уникален, поиск эффективных методов является постоянной задачей специалиста. Одним из научно обоснованных и признанных подходов заслуженно считается сенсорная интеграция. Ее приемы стали неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса для детей с самыми разными особенностями развития, такими как расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, детский церебральный паралич, задержки психического и речевого развития, интеллектуальные нарушения и другие.

Теория сенсорной интеграции, разработанная Э. Джин Айрес, объясняет, как нервная система обрабатывает информацию не только от пяти основных органов чувств, но и от вестибулярного аппарата, отвечающего за чувство равновесия и движения, и проприоцепции, обеспечивающей ощущение положения тела в пространстве и мышечных усилий [1, с. 17].

У многих детей с нарушениями развития процесс обработки сенсорной информации бывает затруднен. Это может проявляться в различных формах. Сенсорная гиперчувствительность выражается в болезненной реакции на обычные стимулы, например, избегание определенных звуков, света, прикосновений, запахов, вкусов или движений. Сенсорная гипочувствительность характеризуется постоянным стремлением к интенсивным ощущениям, таким как кружение, прыжки, сильное давление на предметы. Сенсорная дезориентация приводит к плохой координации, неуклюжести и нарушению схемы тела. Нарушение сенсорной модуляции проявляется в неспособности адекватно регулировать интенсивность реакции на стимул, что ведет либо к перевозбуждению, либо к игнорированию важной информации [2, с. 6; 3, с. 67].

Эти трудности комплексно влияют на все сферы развития ребенка. В эмоционально-волевой сфере это может быть повышенная тревожность, страхи, истерики и трудности с саморегуляцией. Познавательная деятельность страдает из-за невозможности сосредоточиться, вызванной сенсорными отвлекающими факторами или их недостатком, что создает проблемы в обучении. Речевое развитие часто нарушается вследствие проблем обработки слуховой информации или оральной чувствительности. Моторное развитие задерживается, проявляясь проблемами с крупной и мелкой моторикой, координацией и графомоторными навыками. Социальная коммуникация затрудняется из-за неадекватных реакций ребенка на сенсорные стимулы в группе [4, с. 34; 5, с. 87].

Учитель-дефектолог, владеющий приемами сенсорной интеграции, целенаправленно включает их в свои занятия, создавая оптимальную сенсорную среду. Первоочередной задачей является комплексная оценка сенсорного профиля ребенка. Она начинается с тщательного наблюдения в различных ситуациях, включая занятия, свободную игру и рутинные процедуры. Ключевую информацию предоставляет структурированное анкетирование родителей или воспитателей с использованием валидизированных опросников, таких как «Сенсорный профиль». Для объективизации данных проводятся диагностические пробы с контролируемым предъявлением разных видов сенсорных стимулов. Синтез данных наблюдений, анкет и проб позволяет составить полную картину сильных сторон и трудностей ребенка и служит научной основой для разработки строго индивидуальной коррекционной программы [6, с. 36; 7, с. 148].

Следующим ключевым аспектом является создание оптимальной сенсорной среды на занятии, которая должна быть одновременно безопасной и обогащенной. Это требует тщательной организации пространства, включая продуманное зонирование для выделения тихой зоны отдыха и активной зоны для игр. Критически важно минимизировать отвлекающий визуальный и слуховой шум за счет спокойной цветовой гаммы, приглушенного освещения, звукопоглощающих материалов и доступности наушников с шумоподавлением для детей с аудиальной гиперчувствительностью. Обеспечение предсказуемости достигается через визуальное расписание, неизменные ритуалы начала и завершения занятия, а также подготовку к переходам между видами деятельности. Уважение к индивидуальным потребностям реализуется через предоставление ребенку осознанного выбора инструментов, места для сидения или уровня освещенности. Такая гибкая, отзывчивая и предсказуемая среда минимизирует дистресс и способствует раскрытию потенциала ребенка [5, с. 127; 8, с. 109].

Целенаправленное включение специально подобранных сенсорных активностей служит мощным инструментом как для немедленной регуляции состояния ребенка, так и для развития базовых нейрофизиологических функций. Особое внимание уделяется работе с вестибулярной системой как ключевой. Для детей с гипочувствительностью или сенсорным поиском предлагаются интенсивные, разнообразные движения, такие как использование качелей, контролируемое вращение, прыжки на батуте, упражнения на балансировочных досках и движения на фитболе. Для детей с гиперчувствительностью вестибулярной системы критически важны медленные, ритмичные, предсказуемые и линейные виды активности, например плавное покачивание или работа в устойчивых позах. Систематическое применение этих активностей нормализует мышечный тонус, улучшает координацию, пространственную ориентацию, схему тела, внимание и эмоциональную саморегуляцию [9, с. 105].

Стимуляция проприоцептивной системы является еще одним мощным регуляторным инструментом. Основные методы включают так называемую «тяжелую работу» — толкание или перенос предметов, ползание с сопротивлением, сжимание эспандеров, использование утяжеленных жилетов или одеял, жевательные аксессуары — а также техники глубокого давления, такие как создание «бутерброда» подушками, прокатывание массажными мячами или обертывание в тяжелое одеяло. Эти воздействия успокаивают нервную систему, повышают осознанность тела, улучшают моторный контроль, снижают тревожность и организуют поведение. Применение этих методов требует строгой индивидуализации и дозировки нагрузки [10, с. 8].

Сенсорная интеграция представляет собой фундаментальный подход, позволяющий дефектологу выявить первопричины поведенческих и развивающих трудностей ребенка. Грамотное применение ее приемов стабилизирует состояние, снижая тревожность и улучшая саморегуляцию и внимание, развивает моторные навыки и координацию, создает основу для речи и когнитивных функций, повышая тем самым комфорт и эффективность коррекции. Владение принципами и методами сенсорной интеграции является неотъемлемым компонентом профессиональной квалификации современного дефектолога, стремящегося максимально раскрыть потенциал ребенка, преодолевая сенсорные барьеры.

Список литературы
  1. Садовская Ю.Е., Блохин Б.М., Троицкая Н.Б., Проничева Ю.Б. Нарушения сенсорной обработки у детей // Лечебное дело. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-sensornoy-obrabotki-u-detey (дата обращения: 08.08.2025).
  2. Балюкова И.Б. Сенсорная интеграция как направление психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN123.pdf (дата обращения: 08.08.2025).
  3. Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М. : Просвещение, 1975. 192 с.
  4. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход. СПб. : Питер, 2008. 160 с.
  5. Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учеб.-метод. пособие. М. : Форум, 2017. 270 с.
  6. Варенова Т.В. Метод сенсорной интеграции в профилактике специфических расстройств школьных навыков // Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25–26 окт. 2018 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: В.В. Хитрюк [и др.]. Минск: БГПУ, 2018. С. 35–38.
  7. Мамина Т.М., Карпинская В.Ю., Шилов Ю.Е. Принципы сенсомоторной интеграции в развитии детей: обзор теоретических подходов // Психология XXI века: актуальные вызовы и достижения: сб. ст. участников междунар. науч. конф. молодых ученых. СПб. : Скифия-принт, 2020. С. 144–155.
  8. Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / пер. с нем. К.А. Шарр; под ред. Е.В. Клочковой. М. : Теревинф, 2010. 240 с.
  9. Андриевская О.А. Особенности психокоррекционной работы с детьми с задержкой психоречевого развития // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. материалов ежегод. междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 105-106.
  10. Сакаева А.Н., Боброва В.В., Сагадиева Т.К. Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС [Электронный ресурс] // Педагогикалык ылым жэне практика = Педагогическая наука и практика. 2022. № 2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-sensornoy-integratsii-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-ras (дата обращения: 08.08.2025).
международный научный журнал

Научные высказывания #81

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 31 июля по 31 августа
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
15 сентября