Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога
Статья посвящена применению научно обоснованного подхода сенсорной интеграции (СИ) в коррекционной работе с детьми с нарушениями развития. Цель — обосновать необходимость и раскрыть методику использования СИ для преодоления сенсорных дисфункций, лежащих в основе поведенческих, эмоциональных, когнитивных, моторных и коммуникативных трудностей. Методология включает комплексную оценку сенсорного профиля, создание адаптированной среды, целенаправленные вестибулярные активности и стимуляцию проприоцептивной системы. Применение СИ позволяет стабилизировать состояние ребенка, развить моторные навыки и координацию, создать основу для речи и когнитивных функций, повышая комфорт и эффективность коррекции. Владение принципами СИ — неотъемлемый компонент квалификации дефектолога для преодоления сенсорных барьеров и раскрытия потенциала ребенка.
В сфере специальной педагогики, где каждый ребенок уникален, поиск эффективных методов является постоянной задачей специалиста. Одним из научно обоснованных и признанных подходов заслуженно считается сенсорная интеграция. Ее приемы стали неотъемлемой частью коррекционно-развивающего процесса для детей с самыми разными особенностями развития, такими как расстройства аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, детский церебральный паралич, задержки психического и речевого развития, интеллектуальные нарушения и другие.
Теория сенсорной интеграции, разработанная Э. Джин Айрес, объясняет, как нервная система обрабатывает информацию не только от пяти основных органов чувств, но и от вестибулярного аппарата, отвечающего за чувство равновесия и движения, и проприоцепции, обеспечивающей ощущение положения тела в пространстве и мышечных усилий [1, с. 17].
У многих детей с нарушениями развития процесс обработки сенсорной информации бывает затруднен. Это может проявляться в различных формах. Сенсорная гиперчувствительность выражается в болезненной реакции на обычные стимулы, например, избегание определенных звуков, света, прикосновений, запахов, вкусов или движений. Сенсорная гипочувствительность характеризуется постоянным стремлением к интенсивным ощущениям, таким как кружение, прыжки, сильное давление на предметы. Сенсорная дезориентация приводит к плохой координации, неуклюжести и нарушению схемы тела. Нарушение сенсорной модуляции проявляется в неспособности адекватно регулировать интенсивность реакции на стимул, что ведет либо к перевозбуждению, либо к игнорированию важной информации [2, с. 6; 3, с. 67].
Эти трудности комплексно влияют на все сферы развития ребенка. В эмоционально-волевой сфере это может быть повышенная тревожность, страхи, истерики и трудности с саморегуляцией. Познавательная деятельность страдает из-за невозможности сосредоточиться, вызванной сенсорными отвлекающими факторами или их недостатком, что создает проблемы в обучении. Речевое развитие часто нарушается вследствие проблем обработки слуховой информации или оральной чувствительности. Моторное развитие задерживается, проявляясь проблемами с крупной и мелкой моторикой, координацией и графомоторными навыками. Социальная коммуникация затрудняется из-за неадекватных реакций ребенка на сенсорные стимулы в группе [4, с. 34; 5, с. 87].
Учитель-дефектолог, владеющий приемами сенсорной интеграции, целенаправленно включает их в свои занятия, создавая оптимальную сенсорную среду. Первоочередной задачей является комплексная оценка сенсорного профиля ребенка. Она начинается с тщательного наблюдения в различных ситуациях, включая занятия, свободную игру и рутинные процедуры. Ключевую информацию предоставляет структурированное анкетирование родителей или воспитателей с использованием валидизированных опросников, таких как «Сенсорный профиль». Для объективизации данных проводятся диагностические пробы с контролируемым предъявлением разных видов сенсорных стимулов. Синтез данных наблюдений, анкет и проб позволяет составить полную картину сильных сторон и трудностей ребенка и служит научной основой для разработки строго индивидуальной коррекционной программы [6, с. 36; 7, с. 148].
Следующим ключевым аспектом является создание оптимальной сенсорной среды на занятии, которая должна быть одновременно безопасной и обогащенной. Это требует тщательной организации пространства, включая продуманное зонирование для выделения тихой зоны отдыха и активной зоны для игр. Критически важно минимизировать отвлекающий визуальный и слуховой шум за счет спокойной цветовой гаммы, приглушенного освещения, звукопоглощающих материалов и доступности наушников с шумоподавлением для детей с аудиальной гиперчувствительностью. Обеспечение предсказуемости достигается через визуальное расписание, неизменные ритуалы начала и завершения занятия, а также подготовку к переходам между видами деятельности. Уважение к индивидуальным потребностям реализуется через предоставление ребенку осознанного выбора инструментов, места для сидения или уровня освещенности. Такая гибкая, отзывчивая и предсказуемая среда минимизирует дистресс и способствует раскрытию потенциала ребенка [5, с. 127; 8, с. 109].
Целенаправленное включение специально подобранных сенсорных активностей служит мощным инструментом как для немедленной регуляции состояния ребенка, так и для развития базовых нейрофизиологических функций. Особое внимание уделяется работе с вестибулярной системой как ключевой. Для детей с гипочувствительностью или сенсорным поиском предлагаются интенсивные, разнообразные движения, такие как использование качелей, контролируемое вращение, прыжки на батуте, упражнения на балансировочных досках и движения на фитболе. Для детей с гиперчувствительностью вестибулярной системы критически важны медленные, ритмичные, предсказуемые и линейные виды активности, например плавное покачивание или работа в устойчивых позах. Систематическое применение этих активностей нормализует мышечный тонус, улучшает координацию, пространственную ориентацию, схему тела, внимание и эмоциональную саморегуляцию [9, с. 105].
Стимуляция проприоцептивной системы является еще одним мощным регуляторным инструментом. Основные методы включают так называемую «тяжелую работу» — толкание или перенос предметов, ползание с сопротивлением, сжимание эспандеров, использование утяжеленных жилетов или одеял, жевательные аксессуары — а также техники глубокого давления, такие как создание «бутерброда» подушками, прокатывание массажными мячами или обертывание в тяжелое одеяло. Эти воздействия успокаивают нервную систему, повышают осознанность тела, улучшают моторный контроль, снижают тревожность и организуют поведение. Применение этих методов требует строгой индивидуализации и дозировки нагрузки [10, с. 8].
Сенсорная интеграция представляет собой фундаментальный подход, позволяющий дефектологу выявить первопричины поведенческих и развивающих трудностей ребенка. Грамотное применение ее приемов стабилизирует состояние, снижая тревожность и улучшая саморегуляцию и внимание, развивает моторные навыки и координацию, создает основу для речи и когнитивных функций, повышая тем самым комфорт и эффективность коррекции. Владение принципами и методами сенсорной интеграции является неотъемлемым компонентом профессиональной квалификации современного дефектолога, стремящегося максимально раскрыть потенциал ребенка, преодолевая сенсорные барьеры.
- Садовская Ю.Е., Блохин Б.М., Троицкая Н.Б., Проничева Ю.Б. Нарушения сенсорной обработки у детей // Лечебное дело. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-sensornoy-obrabotki-u-detey (дата обращения: 08.08.2025).
- Балюкова И.Б. Сенсорная интеграция как направление психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/39PSMN123.pdf (дата обращения: 08.08.2025).
- Лурия А.Р. Ощущения и восприятие. М. : Просвещение, 1975. 192 с.
- Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей обучения: нейропсихологический подход. СПб. : Питер, 2008. 160 с.
- Варенова Т.В. Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями: учеб.-метод. пособие. М. : Форум, 2017. 270 с.
- Варенова Т.В. Метод сенсорной интеграции в профилактике специфических расстройств школьных навыков // Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 25–26 окт. 2018 г. / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол.: В.В. Хитрюк [и др.]. Минск: БГПУ, 2018. С. 35–38.
- Мамина Т.М., Карпинская В.Ю., Шилов Ю.Е. Принципы сенсомоторной интеграции в развитии детей: обзор теоретических подходов // Психология XXI века: актуальные вызовы и достижения: сб. ст. участников междунар. науч. конф. молодых ученых. СПб. : Скифия-принт, 2020. С. 144–155.
- Кислинг У. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / пер. с нем. К.А. Шарр; под ред. Е.В. Клочковой. М. : Теревинф, 2010. 240 с.
- Андриевская О.А. Особенности психокоррекционной работы с детьми с задержкой психоречевого развития // Воспитание и обучение детей младшего возраста: сб. материалов ежегод. междунар. науч.-практ. конф. 2018. С. 105-106.
- Сакаева А.Н., Боброва В.В., Сагадиева Т.К. Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционной работе с детьми с РАС [Электронный ресурс] // Педагогикалык ылым жэне практика = Педагогическая наука и практика. 2022. № 2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-priemov-sensornoy-integratsii-v-korrektsionnoy-rabote-s-detmi-s-ras (дата обращения: 08.08.2025).