ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ
Журнал Научные высказывания

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ

Сегодня одной из наиболее актуальных проблем является проблема охраны здоровья подрастающего поколения – наиболее ранимой и незащищенной части населения. Подвергающаяся воздействию многообразных факторов риска развития неблагоприятных изменений в организме. По данным официальной статистики заболеваемость детей до 14 лет за последние 10 лет увеличилась на 50 %, что обусловлено высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом, гиподинамией и ухудшением качества питания, зависимостью от гаджетов [1].

охрана здоровья
неблагоприятные изменения в организме

Опираясь на статистику Всемирной организации здравоохранения, наиболее распространенным случаем заболевания среди детей является заболеваемость от болезней органов дыхания (54,8%), болезни органов пищеварения – 5,9%, болезни глаза – 5,4%, внешние причины – 4,7%, болезни кожи – 4,4% [3].

Заболеваемость является одним из критериев общественного здоровья. Общественное здоровье формируется из методов, направленных на охрану и повышение уровня здоровья населения. Одним из таких методов является профилактика наиболее распространённых заболеваний. Профилактические мероприятия способствуют укреплению здоровья, предупреждению заболеваний и удовлетворению качества жизни в современном обществе.

Сейчас обществу требуется новый тип личности, обладающий глубокими знаниями и ведущий здоровый образ жизни. Поведение каждого человека связано с объёмом знаний, имеющихся у него. Поэтому важно в воспитании полезных привычек и ведения здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста использовать современные методы: практические, наглядные, словесные, игровые. Наиболее эффективным средством для ознакомления, уточнения и систематизации знаний является игра.

Интерактивные игры – современный формат игры, который позволяет сделать процесс обучения легким и увлекательным, но и стимулируют развитие ребенка в самых разных сферах его деятельности. Такие игры воспринимаются детьми младшего школьного возраста непринужденно, ассоциируются с удовольствием и приятным времяпрепровождением. Вместо «скучных», а порой и принудительных занятий ребенок осваивает новую информацию, навыки или умения практически незаметно для себя, не испытывая давления или стресса [4].

Наглядный метод обучения является основным в этом возрасте. Показ движений должен быть прост по своему содержанию. Следует четко выделять нужные части и основные элементы движений, закреплять восприятие с помощью слова [2].

Цель исследования: повышение доступности информации о профилактике наиболее распространённых заболеваниях среди школьников с применением игровой формы обучения.

Задачи:

  1. Изучить источники литературы и интернет-ресурсы по теме дипломной работы.
  2. Провести анкетирование среди младших школьников с целью выявления их информированности о заболеваниях, проанализировать полученные результаты.
  3. Разработать информационный материал для профилактической работы – презентации, видеоролики, занятия в формате игры.
  4. Провести профилактические занятия для младших школьников.

Социальная значимость: Формирование у детей мотивации к ведению здорового образа жизни и приучению к систематичным профилактическим мероприятиям. 

Методы, применяемые при работе с проектом:

  • Теоретический метод;
  • Эмпирический метод;
  • Математический метод.

Исследование

Изучив источники информации, было выявлено, что у младших школьников нарушения осанки встречаются у 33% учащихся, заболеваемость органов дыхания 54,7%, проблемы со здоровьем глаз 10-12%.

Мы провели диагностическое исследование, в котором приняли участие 48 учащихся (1 и 3 классов) г. Екатеринбурга. Предметом нашего исследования стало выявление уровня информированности учащихся о факторах, неблагоприятно влияющих на здоровье.

Анкета №1 представляла собой задания тестовой формы из 9 вопросов. Первый вопрос был закрытого типа с выбором нескольких вариантов ответа. Как мы видим, по процентной диаграмме (рис.5) 29% и 22% информации школьники получают из интернета и ТВ соответственно, 18% – от родителей, 11% – из массовых мероприятий, 10% – от учителей и воспитателей и всего лишь 1% информации получается детьми от медицинского работника.

Со 2-го по 9-ый вопросы были закрытого типа с выбором ответов «Да» или «Нет». 92% респондентов имеют позитивное отношение к здоровому образу жизни, что говорит о готовности большинства к занятиям, а меньшинство подключилось в процессе обучающей игры. Большинство школьников не знают о законах правильного питания, такой вывод мы можем сделать исходя из ответов на 3ий и 4ый вопросы анкеты №1. Лишь 25% и 30% ответили, что знают про правильное ежедневное употребление фруктов/овощей, сахара/варенья/меда/сладостей. Пятый и 6ой вопросы были направлены на выявление уровня знаний школьников о средствах профилактики сколиоза и их применения на практике, результаты оказались ожидаемыми. Лишь 10% школьников знают о профилактике сколиоза и всего 6% выполняют упражнения. О риске развития миопии/близорукости знают 31%, 21% обучающихся проводит профилактические мероприятия, что является 1/5 из всех респондентов. Девятый вопрос дал понятие о том, что 33% уже имеют заболевания, именно поэтому важно обучать основам профилактики распространенных заболеваний.

Интерактивные игры помогают ребёнку лучше погрузиться в процесс, воспринимать информацию с помощью всех органов чувств. После проведения классных часов все разработки занятий мы рекомендовали классным руководителям самостоятельно проводить физминутки с детьми на уроках. В общей сумме было 8 занятий.

Для оценки результативности проекта мы провели повторное анкетирование по тем же вопросам, которые были даны школьникам на первом занятии. Респондентами являлись 48 человек.

Результаты оправдали ожидания. 34% ответов говорят о том, что детям были полезны занятия в игровом формате. Мы смогли донести до детей важность знаний о правилах ведения ЗОЖ и умения их применять в жизни.

2 по 9 вопрос анкеты №2 были закрытого типа с выбором ответов «Да» или «Нет». Из 48 респондентов 48, что является 100% результатом, имеют позитивное отношение к здоровому образу жизни, что говорит о готовности всех к занятиям, а также о позитивном влиянии занятий, ведь 4 школьника изменили своё негативное отношение к жизни на позитивное. Знания школьников о законах правильного питания и их применения повысились более чем на 60%, такой вывод мы можем сделать исходя из 3 и 4 вопросов. Пятый и шестой вопросы были направлены на выявление уровня знаний профилактики сколиоза и применения профилактических средств в повседневной деятельности. Сравнивая результаты анкетирования в прошлом учебном году, можно сделать вывод о том, что созданный нами проект достиг достаточного результата. При первоначальном анкетировании было выявлено, что лишь 5 школьников знают о профилактике сколиоза и всего 3 выполняют упражнения, что соответствует 10% и 6%. Про развитие миопии/близорукости знали 15 человек, теперь – 45, из них 34 используют средства профилактики ежедневно. При повторном проведении анкетирования ответы респондентов на 9 вопрос выявили, что сократилось число школьников, имеющих заболевания, на 6%. В результате эксперимента был сделан вывод, что важно обучать детей сохранению здоровья и профилактике заболеваний.

Выводы:

  • Изучены источники литературы и интернет-ресурсы по темам: АФО детей младшего школьного возраста, игры для детей, профилактика наиболее распространённых заболеваниях среди школьников;
  • Проанализированы статистические данные наиболее распространенных заболеваний среди школьников;
  • Проведено анкетирование для выявления информированности о заболеваниях;
  • Проанализированы результаты анкетирования;
  • При анкетировании школьников было выявлено, что школьники недостаточно информированы о наиболее часто встречающихся заболеваниях;
  • Разработан информационный материал для профилактической работы – презентации, видеоролики, тематические уроки в игровом формате;
  • Проведены профилактические мероприятия со школьниками с использованием разработанных материалов;
  • Интерактивные игры – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания и своеобразная практическая деятельность ребёнка по освоению окружающей действительности;
  • Уровень информированности школьников о профилактике заболеваний повышен, знания закреплены, изучение проходит по намеченному плану;
  • Ожидаемый результат подтвердился достигнутым – произошло повышение уровня информированности школьников о профилактике наиболее распространённых заболеваниях, как следствие – улучшение качества жизни;
  • Цель исследования достигнута, задачи выполнены.
Список литературы
  1. Кожухов М.В., Семикина Е.В., Заброда Н.Н. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст]// Современные наукоемкие технологии. – № 1. – С. 65-66;
  2. Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studfile.net/preview/6211894/page:4/ - Текст: электронный.
  3. Близорукость (миопия) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.excimerclinic.ru/myopia/ (Дата обращения 05.12.2020). – Текст: электронный.
  4. Как обучать детей через игру? [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.parents.ru/article/kak-obuchat-detei-cherez-igru/ – Текст: электронный.