Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия
Журнал Научные высказывания

Особенности осмотра места дорожно-транспортного происшествия

В статье рассматривает важность и особенности проведения такого следственного действия как осмотр места происшествия. В частности, рассматриваются тактические особенности производства осмотра места дорожно-транспортного происшествия.

осмотр места происшествия
следственные действия
неотложные следственные действия
осмотр дорожно-транспортного места происшествия

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (ТС) и с его участием, вследствие которого погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб [1].

При осмотре места дорожно-транспортного происшествия, должны устанавливаться какие были обстоятельства, кто из водителей и пассажиров пострадал, кто виновник при ДТП. При расследовании уголовных дел по факту дорожно- транспортных происшествий первым, должностное лицо следователь (дознаватель) обязан провести такое следственное действие, как осмотр места происшествия, в котором должны быть выявлены все обстоятельства, характер ущерба и следы преступления при расследовании данных категорий преступлений.

Если обратиться к самим задачам осмотра места дорожно-транспортного происшествия, то их можно выделить на несколько групп.

  1. Во-первых, нужно установить место, время, и выяснить всю обстановку ДТП.
  2. Во-вторых, какое последствие привело ДТП, какова была их скорость в момент аварии и до аварии, каков был механизм ДТП, имеются ли пострадавшие, погибшие в результате ДТП.
  3. В-третьих, в каком техническом состоянии находились транспортные средства до происшествия, в обязательном порядке должны быть изъяты следы и вещественные доказательства при осмотре места дорожно-транспортного происшествия, выявить всех очевидцев столкновения и т.д.

Следователь должен выдвигать свои версии, умело и грамотно анализировать правила дорожного движения, а также выдвигать те версии события, при котором произошло ДТП.

При расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях весь ряд необходимых сведений должен быть получен при осмотре места происшествия. Кроме того, специфика данных категории дел требует от лица, производящего расследование, неплохого знания того, какие сведения полезны для удачного расследования наступившего события, а также овладения кое-какими техническими приемами для получения необходимых данных.

Само место столкновение можно удостовериться такими фактами: осколки стекол, вмятин и царапин транспортных средств, следы скольжения резин и т.д.

При производстве осмотра места дорожно-транспортного происшествия, должностные лица должны подробно осмотреть и изучить, все повреждения (вмятины, царапины, разбитые стекла, фары и т.д.) транспортных средств на месте столкновения. Так же нужно обратить внимание и на краску кузова транспортных средств, так как при столкновении, переносятся краски с одной машины на другую, при этом нужно изучить сам цвет краски, его маркировку, так как при ДТП цвет оставленной краски, может вовсе принадлежать другой машине [3, С.206].

Осматривая скользящую резину на дороге, можно узнать, какого размера была резина, ее марку, была ли резина зимняя или же летняя, легковому ли транспорту она принадлежала или же грузовому и т.д. Если лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, то согласно очевидцам, и камерам видео наблюдения, видеорегистратора можно разыскать данное лицо.

Следы торможения при осмотре места дорожно-транспортного происшествия играют не малую роль, так как по следам торможения можно определить приблизительную скорость столкнувшихся транспортных средств, их техническое состояние, их остановочный путь и т.д. [4, С.34]

Подобие процессуальных действие при ДТП (КоАП) и процедур осмотра (УПК), по нашему мнению, позволяет идентично действенно использовать тактические приемы (рекомендации) осмотра места ДТП, разработанные в криминалистике. и, в частности, в такой отрасли криминалистики как «Транспортная трасология».

Проводя осмотр места дорожно-транспортного происшествия, можно разделить на три этапа: а) подготовительный, б) рабочий, в) заключительный.

На первом этапе, до того, как произвести осмотр ДТП, и составить протокол, нужно: если имеются пострадавшие, то оказать им первую помощь, вызвать скорую медицинскую помощь, произвести охрану места происшествия, и определить их границы, при образовании затора, нужно обеспечить другие транспортные средства объездом.

Следователю как руководителю осмотра места происшествия требуется выяснить, не изменялась ли обстановка происшествия до правонарушения, а если изменялась, то, кем, и для чего.

При осмотре места ДТП, используются технические средства чтобы в полном объеме раскрыть место ДТП. Теперь перейдем к следующему этапу.

На втором этапе, следователю (дознавателю) необходимо найти следы и зафиксировать их на месте происшествия путем тактических приемов, которые разработаны в криминалистике. Тактические приемы применяются по-разному, в зависимости от конкретной ситуации. Самый популярный тактический прием, это «осмотр по квадратам», вся территория осмотра места ДТП разбиваются на квадраты, и каждый квадрат исследуется отдельно. Для данного тактического приема используются максимальное число специалистов. Вторым тактическим приемом используется «узловой осмотр», в котором осматриваются отдельные места совершения правонарушения, например, участки обломок, само место столкновение и т.д.  Так же при осмотре места ДТП целесообразно применять и другие тактические приемы, такой как «линейный осмотр», при котором осмотр происшествия (столкновения) проводится по траектории, что не требует полностью перекрывать движения транспортных средств. Применяются так же и другие виды тактических приемов.

Кроме перечисленных тактических приемов осмотра места ДТП, осуществляются так же и следующие методы: эксентрический; концентрический; фронтальный; детальный.

На рабочем этапе осмотра места ДТП следователем (дознавателем) производится фиксация следов, а также показания очевидцев и других участников места происшествия.

От дорожного покрытия так же может изменяться ситуация столкновения, так как при мокрой или снежной дороге шансы заноса транспортного средства увеличиваются. В момент осмотре места ДТП, необходимо учитывать и погоду на улице, и само дорожное покрытие.

Можно так же и наблюдать за тем, что от скольжения транспортного средства могут блокироваться передние или задние колеса, или даже передние и задние вместе.

Производя осмотр места ДТП, следователь (дознаватель) должен грамотно выяснить, какое транспортное средство первым выехало на перекресток, при помощи тормозных следов на асфальте. Обычно при перекрёстном столкновении первое транспортное средство будет иметь вмятины на лобовой стороне, а вторая-сбоку.

В момент, когда два транспортных средства без какого-либо торможения выехали на перекресток, то следователь обязан измерить точку места столкновения. Эти данные необходимы для того чтобы рассчитать время, и какой автомобиль выехал раньше, а какой позже, или же рассчитать постоянную скорость транспортных средств при их столкновении. Но если при этом они одновременно выехали на перекресток и оба затормозили, то длина тормозного пути укажет кто из них выехал на перекресток первым.

Осматривая место дорожно-транспортного происшествия, при столкновении транспортных средств, нужно внимательно осмотреть повреждения ТС. Особому вниманию уделяется все повреждения кузова автомобиля, на следы крови, краски, обрывков одежд и т.д. При этом следователь обязан осмотреть шасси, состояние колес, рулевое управление, тормозную систему и т.д.

При административном правонарушении, осмотр места происшествия так же фиксируется в протоколе, который регламентируется в КоАП. В данном протоколе так же делается запись о применении фото или видеосъемки, а также и изъятые вещественные доказательства.

Измерительные данные в осмотре места происшествия играют ключевую роль, так как полностью воссоздается картина события правонарушения. Измерительные данные так же используются в доказывании по уголовным делам.

Как и при осмотре места происшествия по факту убийств, применяется такой способ фиксации как фотографирование. При осмотре места ДТП используются те же виды фотосъемки, которые были перечислены и в предыдущем пункте: ориентирующая, обзорная, узловая и детальная.

При ориентирующей съемке главное зафиксировать место ДТП. Чтобы зафиксировать отдельные участки, или же отдельные фрагменты то в этом случаи применяется узловая съемка, при которой так же и фиксируется примерное расстояние между автомобилями. Для детальной фотосъемки зачастую используется масштабная линейка, чтобы зафиксировать, и определить размеры отдельных следов и объектов при осмотре места ДТП [2, С.49].

Осматривая место ДТП, проводят различные способы фотосъемки, такая как панорамная съемка при ориентирующей фотосъемке. Панорамная съемка предназначена, когда в один кадр не помещаются все объекты на месте осмотра ДТП. Фотографируются объекты крупным и мелким планом. Для фотографирования так же могут устанавливаться штативы.

Так же при осмотре места ДТП могут использоваться такие виды фиксации как: составление схем, планов, чертежей и т.д. При составлении протокола осмотра места происшествия, следователь (дознаватель) обязан грамотно и подробно закрепить всю информацию полученной в ходе осмотра ДТП, иначе, в противном случае оно потеряет доказательственную базу при расследовании уголовного дела.

На наш взгляд, наиболее полно результаты осмотра места ДТП можно отразить в специальном бланке протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия. Данным протоколом предусмотрены определенные значения характеристики дорожных условий, наличие дорожных знаков и разметки, зоны их действия, видимости и обзорности с места водителя и т.д. [4, С.41]

Изъятые следы и объекты описываются, затем упаковываются в бумажные или полиэтиленовые пакеты (каждый объект в отдельный пакет, исключается смешение объектов и следов). Не следует забывать, что изымать необходимо только объекты, которые могут иметь значение для уголовного дела.

Специфическими моментами при осмотре места ДТП является как можно быстрее восстановить поток движения транспортных средств. Данная проблема актуальна в крупных городах. Но при этом рассматривая данную проблему нужно учитывать, что после основного осмотра места ДТП, повторный осмотр будет бессмысленным, т.к. обстановка места совершения происшествия не останется прежней, как при начальном осмотре. Сюда относиться такие действия как изменение или исчезновение следов, которые могут быть случайными или же преднамеренными. Нужно учитывать и тот факт, что при восстановлении движения транспортных средств, вещественные доказательства могут быть уничтожены движением других транспортных средств или пешеходов.

В некоторых случаев чтобы выяснить все обстоятельства ДТП необходимо провести автотехническую экспертизу. При автотехнической экспертизе, эксперту могут быть поставлены следующие примерные вопросы: состояние ТС, было ли исправно ТС, если нет, то какие были неисправности, и могла ли она повлиять на развитие ДТП, каковы были причины заноса и т.д.

Для ответов на эти вопросы, экспертам предоставляются материалы уголовных дел: протокола осмотра места происшествия, вещественных доказательств, допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, заключение судебно-медицинской экспертиз. Так же для наглядного воспроизведения совершения правонарушения, экспертам предоставляются фото, видеозаписи обстановки места ДТП и т.д.

Большую часть времени при осмотре мета ДТП уходит на измерительные данные. Благодаря современным технологиям, используются трехмерная компьютерная модель места ДТП, данный метод называется «наземное лазерное сканирование». При помощи данного метода, можно очень быстро провести все необходимые измерения.

Производя осмотр место дорожно-транспортного происшествия можно перечислить следующие недостатки:

  • неправильное составление протокола осмотра места дорожно- транспортного происшествия. Зачастую следователи (дознаватели) не фиксируют самую важную информацию при составлении протокола.
  • не все вещественные доказательства изымаются с места ДТП, особенно микрочастицы, следы крови, и т.д. Не охраняется само место правонарушения, что позволяет утрату всех следов.
  • схема ДТП зачастую так же не составляется, при этом приходится проводить другие следственные действия, такие как проверка показаний на месте или следственного эксперимента.
  • нет полных сведений об обстановке места столкновении:

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • использование в сфере административного процесса (ДТП без жертв) тактики криминалистики может значительно повысить качество производства по делам об административных правонарушениях;
  • осмотр места ДТП необходимо производить с учетом обстановки, предшествовавшей и сопутствовавшей возникновению аварийной ситуации;
  • для осуществления качественного осмотра необходимо обеспечить следователей комплектами технических средств осмотра места автодорожного происшествия и приборами точной фиксации данных.

 

Список литературы
  1. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2021. – №2. – Ст.465
  2. Бартенев Е. А. Типичные ошибки, допускаемые следователями при фотофиксации осмотра места происшествия и изготовлении фототаблиц // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2018. № 16-1. С. 49.
  3. Егерева О. А., Леонтьев Л. В. Особенности осмотра места происшествия при расследовании ДТП. Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. – №1 (5) – 2014. – С. 205-213.
  4. Кирюшин В. В., Силкин В. П. Проблемы квалификации и расследования дорожно-транспортных преступлений: учебное пособие /В.В.Кирюшин, В.П. Силкин; М-во обр. и науки РФ; Вологод. гос. ун-т.Вологда: ВоГУ, 2018. – С.34.
международный научный журнал

Научные высказывания #65

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 21 октября по 05 ноября
Сегодня - последний день приёма статей
Размещение электронной версии
18 ноября