Понятие и модель организации государственной службы в зарубежных странах
В данной статье рассматриваются такие вопросы, как понятие государственной службы и различные модели государственной службы на примере Франции, Германии, Великобритании, США и их основные черты.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов [1, с.9].
Главная цель государственной службы – исполнение лицами, стоящими на государственной должности своих должностных обязанностей, а именно работниками аппарата государственного управления – министерств и ведомств.
Отметим, что в различных странах государственная служба обусловлена историческим и национальным происхождением. Так же, в странах, состоящих в Европейском Союзе государственная служба имеет свою терминологию. Так, для Великобритании – «гражданская служба» (civil service), для Германии – «публичная служба» (staatsdiest), для Франции - «публичная служба» (service publique).
Важно отметить, что в настоящее время, в зарубежной практике государственной службы, используются 4 модели: централизованная закрытая модель и относительно децентрализованная открытая модель – для унитарных государств; относительно децентрализованная закрытая модель и децентрализованная открытая модель – для федеративных государств [2, с.94].
Наиболее структурированная классификация моделей государственной службы представлена А.В.Оболонским [1]. Рассмотрим кратко каждую зарубежную модель государственной службы из данной классификации:
К закрытым моделям государственной службы относят:
- Централизованная закрытая модель - применяется во Франции. Данная модель сформировалась во время Французской революции, её главными чертами являются служебная централизация, дисциплина и «кастовость» служащих.
Так же, данную модель характеризуют:
- высокий уровень централизации;
- конкурсный отбор кадров на госслужбу;
- учебные заведения подготавливают государственных служащих.
- Относительно децентрализованная закрытая модель - применяется в Германии. Данная модель сформирована под влиянием политических партий, которые были первостепенно важны при решении кадровых вопросов.
В настоящее время, данную модель характеризуют:
1) политические назначения влияют на государственную службу;
2) четкая иерархия в системе организации госслужбы;
3) многоступенчатая система отбора кадров;
4) высокий социальный статус госслужащего, институт почетного чиновника;
5) «пожизненное назначение», правовая и социальная защита госслужащих.
Обобщая, отметим, что для романо-германской системы госсужбы существенную роль играет административно-правовая система, т.к. она характеризуется тенденцией к кодификации норм, стремится к простоте и точности.
К открытым моделям государственной службы относят:
1. Относительно децентрализованная открытая модель – применяется в Великобритании.
После масштабной реформы унифицирования системы государственной службы 1854 г., кадровая политика претерпела изменения, а именно внедрение конкурсных экзаменов.
На исходе ХХ века, в период премьерства М.Тэтчер была сформирована концепция «следующие шаги», основной целью которой являлось внедрение «нового менеджеризма», иначе говоря, рыночных механизмов и стимулов в практику госслужбы. В целом, данная программа очевидно признана не соответствующей потребностям общества, современным требованиям к госслужбе и благоприятному общественному имиджу, по этим причинам она не вызвала должного энтузиазма у основной массы служащих.
2. Децентрализованная открытая модель – применяется в Соединенных Штатах Америки.
Данную модель госслужбы характеризуют:
- высокая роль политических назначений в системе госслужбы;
- «система заслуг»;
- децентрализация системы госслужбы;
- дифференциация в системе госслужбы.
Обобщая, отметим, что для англо-саксонской системы госсужбы существенную роль играет административное право, поскольку в этих странах юридические нормы развивались с превалирующим значением судебной практики и неписанных норм.
После реализации разнообразных реформ в социально-экономической сфере 60-90-х годов ХХ века, модели госслужбы так же претерпели значительные изменения. В период 70-х годов многие государства внедряли реформы для изменений государственной службы, которые были так же связаны с внедрением новых законодательных проектов. В основе этих реформ была идеология преодоления основных недостатков госслужбы. Так же основополагающими были адаптация государственного аппарата к управлению в изменяющихся условиях социально-экономических отношений и повышение его эффективности.
В результате проведенных реформ, наблюдаются изменения в правовой системе англо-саксонских стран, а именно - унифицирование госслужбы, формирование комплексности госаппарата, и повышается значимость законов в сфере государственной службы. Говоря о странах романо-германской правовой системы, наблюдается реструктуризация госаппарата, увеличивается открытость госслужбы и расширяется область применения конкурсных мероприятий при поступлении на государственную службу. Кроме этого, наблюдается переход к демократической системе, отказываясь от формальных подходов к предоставлению государственных должностей.
- Государственная служба (комплексный подход): Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Дело, 2000. — 440 с. Электронный ресурс: https://mysocrat.com/book-card/17849-gosudarstvennaya-sluzhba-kompleksnyj-podhod/ (дата обращения: 10.05.2021)
- Старовойтов А. В. Указ. соч. – с.94
- Правовое регулирование в зарубежных странах: информ. Обзор. М., 2015