Тема искусства в романе Айрис Мёрдок «Черный принц»
Журнал Научные высказывания

Тема искусства в романе Айрис Мёрдок «Черный принц»

В данной статье рассматривается тема искусства в романе «Черный принц» (1973) английской писательницы Айрис Мёрдок (1919-1999) с позиций идей неоплатонизма и экзистенциализма. Дан анализ художественных образов главных героев произведения.

художественные образы главных героев
Айрис Мёрдок
роман «Черный принц» (1973)
экзистенциализм
неоплатонизм
тема искусства

Джин Айрис Мёрдок – английская писательница ирландского происхождения, одна из ведущих деятелей литературы в послевоенной Великобритании, лауреат Букеровской премии за 1978 год. Королева Елизавета II удостоила Айрис Мёрдок звания дамы-командор ордена Британской империи за заслуги в области литературы в 1987 году. А. Мёрдок является автором 26 романов.  По версии газеты «The Times», в 2008 году она заняла двенадцатое место в списке «50 величайших британских писателей с 1945 года» [1].  

Среди романов Айрис Мёрдок особое место занимает роман «Чёрный принц» (1973), в котором ярко отразились взгляды самой писательницы на философию, искусство и литературу в современном мире [2].  В своем творчестве  А. Мёрдок опиралась на идеи древнегреческого философа Платона [3], австрийского психотерапевта и родоначальника психоанализа З.Фрейда [4], а также французского писателя и мыслителя  XX века Ж.-П. Сартра [5].

Общим эстетическим кредом для всех романов А.Мёрдок становится требование «единства истины, красоты и доброты» [6], что созвучно с идеями великих русских писателей Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. Также в своем творчестве автор ориентировалась на такого гения художественной литературы, как У. Шекспир: само название произведения «Черный принц» имеет прямую отсылку к образу Гамлета (Черного принца)  из его одноименной пьесы. Писательница считала, что только классическая литература может дать человеку ощущение нравственной свободы. Однако сама А. Мёрдок не была сторонником реализма в своем творчестве, а являлась ярким представителем позднего экзистенциализма [1] и неоплатонизма [3] в литературе.

В романе А. Мёрдок «Черный принц», написанном в форме «роман в романе», поднимается сразу несколько важных для автора тем. Это темы семьи, дружбы, ревности, которые часто рассматриваются с точки зрения «Эдипова комплекса» или «комплекса Электры» [4] у главных героев, а также вопросы гениальности, творчества, любви, преступления против человеческой личности.  

Тема искусства в романе «Черный принц» становится одной из важнейших, так как главный герой произведения – писатель Брэдли Пирсон – работает над созданием своего «шедевра». В произведении главному герою противопоставлен образ другого писателя – Арнольда Баффина. Данная антитеза должна подчеркнуть главную проблему в романе – проблему истинного и ложного искусства. Брэдли считает себя истинным гениальным художником, а своего друга Баффина – лишь известным молодым писателем, страдающим популизмом. Убийство Арнольда Баффина становится краеугольным камнем содержания всего произведения, той загадкой, которую должен разгадать читатель.

В произведении подробно раскрывается сознание творческого человека на примере образа главного героя – писателя Б. Пирсона, который дожидается суда в тюрьме по обвинению в убийстве своего друга  Арнольда Баффина из-за ревности к его писательскому таланту и успеху. Сама А.Мёрдок верила, что искусство не столько раскрывает писателя, сколько его скрывает. Эта мысль звучит в словах главной героини Джулиан Баффин (Беллинг) в конце романа в «Послесловии Джулиан»: «Слова существуют, чтобы скрывать, искусство – это сокрытие…» Именно таким «сокрытием» и стало произведение («шедевр»), написанное в тюрьме главным героем Б.Пирсоном. Каждой строчке его романа мы верим на протяжении всего повествования, вплоть до  послесловий, которые разрушают образ «невиновного» Брэдли, созданный им самим. Именно послесловия проливают свет на происходящее.  Всего послесловий в произведении шесть: самого Б. Пирсона, его бывшей жены Кристиан, его шурина Фрэнсиса Марло, Рейчел Баффин (жены убитого А.Баффина), Джулиан Баффин (дочери А.Баффина), а также  послесловие издателя Ф.Локсия. Каждый из этих героев по-своему интерпретирует убийство Арнольда Баффина, выдвигает свои гипотезы, обвинения, в которых ярко отражается личность каждого из них. В романе создается некий калейдоскоп мистификации [2], требующий разгадки.     

 Единственный свидетель описываемых событий, которому может доверять читатель, – это Феб Локсий – издатель. Характерно, что издатель тоже «художник», а его имя полностью совпадает с римским именем античного бога искусства Аполлона. Также можно вспомнить, что в древнегреческой трагедии Эсхила «Орестея» героиня Кассандра называет Аполлона Локсием, что в переводе с древнегреческого означает «тёмный», «скрытный». Автор намекает читателю, что именно Фебу Локсию можно верить, его повествование несет истину: Феб утверждает, что А. Баффина убил именно Б.Пирсон по причине творческой ревности. Можно вспомнить афоризм А. Мёрдок, представленный в романе словами Б.Пирсона,  что «настоящее искусство выражает правду, оно и есть правда, быть может, единственная правда…Это в особенности относится к художникам, которые, воображая, будто прячут, в действительности обнажают себя на протяжении своего творчества…»[7].

Если убрать послесловие издателя Феба Локсия, то останется лишь примитивный конфликт художника и толпы, а так проблема романа становится более философской: конфликт искусства и действительности. По мнению А.Мёрдок, искусство выше действительности, но оно [искусство] «питается» им. Основой любого искусства является воображение, творчество, любовь [6]. Отсюда вытекает и философская проблематика романа – единство искусства, творчества и любви, основанная на идеях Платона [3] и его последователей.  Писательница через монологи Брэдли Пирсона дает читателям понять, что искусство может быть как «светлым», так и «темным» (вспомним перевод с древнегреческого языка прозвища античного                  бога света, покровителя искусств Аполлона – Локсия как «темного», «скрытного»).  В романе автор анализирует образ Гамлета, Черного принца, олицетворяющего собой темные силы, которые гнетут сознание героя. А эти силы напрямую связаны с черным Эросом. Любовь может и творить, и уничтожать, как и искусство в целом (вспомним миф об Аполлоне, который содрал кожу со своего соперника по творчеству – музыканта Марсия) [8].

Образ Чёрного принца, олицетворяющего темный Эрос, также связан с темой любви.  Главные герои романа, согласно экзистенциализму [5], обретают свою суть, проходя через «пограничные ситуации»: любовь, ревность, зависть, убийство, смерть, творчество [9]. Но для А.Мёрдок важен не сам выбор, который делает человек, а то, чтобы выбор был нравственным. Любовь Б.Пирсона к юной Джулиан нравственна и искренна, поэтому она рождает творчество и истинное искусство. А влюбленная Рейчел (самый «стертый» образ в романе) не может вдохновить писателя, так как она «потеряла свое лицо», свою суть, «экзистенцию». Еще один женский образ в романе – бывшей жены писателя А. Баффина Кристиан – также не вдохновляет главного героя: она излишне давит Пирсона – Брэдли даже «боится» Кристиан – а значит, это чувство не дает ему свободы воображения, любви, необходимые для творчества. Кристиан олицетворяет собой идею всеобщей американизации общества, которое в целом утрачивает духовность и ценит только материальное. Такое общество может быть сильным, но оно всегда тяготеет к определенной жестокости и безнравственности, лишено свободы творчества. Это чувствует и сама Кристиан, поэтому убегает от «материальной Америки» Арнольда Баффина к «духовному» Брэдли Пирсону.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что, по мнению А. Мёрдок, настоящая любовь всегда ведет к гениальному творчеству, которое, в свою очередь, раскрывает истинную суть человека. Именно в этом заключается главная идея  романа «Черный принц», удостоенного в 1973 году мемориальной премии Джеймса Тейта Блэка в области художественной литературы. 

Список литературы
  1. 50 лучших британских писателей по версии The Times  (2008) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://weekend.rambler.ru/read/38908574-50-luchshih-britanskih-pisateley-po-versii-the-times/ (дата обращения 10.11.2023)
  2. Мердок А. Экзистенциалисты и мистики (1970). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knigogid.ru/books/443543-existentialists-and-mystics/toread?update_page (дата обращения: 10.11.2023)
  3. Платон. Сочинения в трех томах, т. 2. – Москва., «Мысль», 1970, С. 137-138
  4. Фрейд З. Книги онлайн.  [Электронный источник]. – Режим доступа:  https://open-resource.ru/spisok-literatury (дата обращения: 13.11.2023)
  5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989. — С. 319–344
  6. Мёрдок А. Суверенность блага (пер. Е.Востриковой и Ю.Кульгавчук).  – «Логос»,  2008 . - №1
  7. Мёрдок А. Черный принц. [Электронный источник]. – Режим доступа:https://www.100bestbooks.ru/files/Murdoch_Chernyi_prints.pf (дата обращения: 14.11.2023).    
  8. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции. — М.: «Издательство Альфа книга», 2016. – С. 27–28
  9. Ясперс К. Введение в философию. [Электронный источник]. – Режимдоступа:http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/yasp/vvedfil.php. (дата обращения: 14.11.2023).