Раскрытие темы «отверженности» в русской литературе конца XIX- начала XX века на примере творчества М. Горького и других писателей-реалистов
Журнал Научные высказывания

Раскрытие темы «отверженности» в русской литературе конца XIX- начала XX века на примере творчества М. Горького и других писателей-реалистов

В данной статье раскрывается тема «отверженности», отраженной в произведениях русских писателей-реалистов рубежа XIX-XX века. В работе представлен новый взгляд на толкование данного понятия и интерпретацию «отверженных» литературных героев.

«Отверженный» герой
изгой
интерпретация
антитеза
писатели-реалисты

Вопрос о теме «отверженности» в современных реалиях, также, как и на рубеже XIX-XX века стоит особенно остро. Одним из ключевых образов в литературе остается по-прежнему рядовой человек. Писатели-реалисты с помощью изображения мира, характеристики «отверженного» героя, транслируют миру о страшной судьбе и положении в обществе такой прослойки людей. Кризис, ощущение трагизма и неустроенность бытия показана в художественном творчестве писателей-реалистов конца XIX - начала XX века. С особой силой звучит в русской общественной жизни вопрос об «отверженности» человека мира и обществом. Эту проблему поднимали ранее в том числе русские писатели-реалисты (А.И. Куприн, К.И. Чуковский, М.А. Горький). 

Раскроем понятие «отверженный», проследим историю первых упоминаний данного слова, а также обратимся к примерам из произведений писателей-реалистов, которые затронули тему «отверженных» в своих работах.

«Отверженные» – это герои литературных произведений, которые по разным причинам оказались вне общества и не смогли найти свое место в жизни.

Толковый словарь Дмитрия Николаевича Ушакова дает такое определение термину «отверженный»: угнетенный, бесправный, лишенный жизненных благ (в капиталистическом обществе). «Радость приобщения отверженных к великой семье трудящихся всего мира светила всюду на улицах города.» М. Горький [6, с. 874]. Другие словари добавляют к этому пояснению еще следующую характеристику: «изгой, презираемый обществом».

Известно, что в библейские времена к «отверженным» относили мытарей и прокаженных. Позднее «отверженными» стали называть всех униженных и обиженных, бедных, часто погибших за веру людей. В эпоху Средневековья среди «отверженных» находились палачи и чужестранцы.

Например, в XIX веке, описывая палача А.И. Куприн в своей повести «Яма» отзывается так о герое: «Этот человек отверженный из отверженных, так низко упавший, как только может представить себе человеческая фантазия, этот добровольный палач…» [5, с. 31].

Но в Библии также написано об «отверженном»: «Все мы должны умереть; мы подобны воде, пролитой на землю, которую нельзя собрать. Но Бог не отнимает жизнь; напротив, Он мыслит о том, как бы отверженный Им не остался отвергнутым» [1], что более подробно раскрывает должное, образцовое отношение людей к «отверженным».

Но вместе с тем возникает и другая сторона вопроса, проявляющаяся веками позже. Социалисты в XIX веке заявляли, что «отверженными» нужно считать низшую прослойку рабочего класса в капиталистическом обществе. В это время писатели-реалисты и вносят новые оттенки смысла в тему «отверженности», что дает возможность проследить разнообразие интерпретаций данного явления.

Уже на рубеже XIX-XX века для «отверженного», изгоя, отщепенца типичен идеологический и поведенческий конфликт с социумом или общественно принятой системой взглядов.

Феномен «отверженности» фигурировал в русской литературе начала XX века. Так, например, обращается к этому понятию К.И. Чуковский. Он пишет: «Здесь он с первых же дней ощутил, что он не калека, не урод, не отверженный, а такой же человек, как и все» [7, с. 157]. Понятие «отверженный» здесь выступает антитезой «обычному человеку». 

Также неоднократно использует понятие «отверженный» и М. Горький в своих воспоминаниях и литературных произведениях.

Например, в «Старухе Изергиль» М. Горький, характеризуя литературного героя пишет: «А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, - юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его» [3, с. 203]. Так, мы видим, что не ведающий ничего о чести и справедливости человек несет наказание, становясь «отверженным», то есть за свои действия и поступки остается отвергнутым обществом.

В «Чужих людях» М. Горького понятие «отверженный» и «отвергнутый» контрастирую друг с другом: «Вы, конечно, думаете, что пред вами алкоголик, беспутный, отверженный человек? Вы ошибаетесь, если так. Я терпеть не могу водку, пью только вино, редко – пиво, и я не отверженный, а – отвергнувший» [4]. В данной работе М. Горького видна способность героя к самоидентификации, к возможности самому отказаться от всех мировых благ, то есть своевольно «отвергнуть» общество, а не быть «отверженным» социумом.

Так, продолжая данную трактовку С. Бушмин, говоря о феномене «отверженность», пишет: «Горьковские босяки – продукт брожения, выражение стихийного протеста, зреющего народной среде. Уход в босяки, в бродяги означал несмиренность, нежелание мириться с участью рабов. В изображении Горького, поразившем читателя современника, босяки не отвергнутые, а отвергавшие люди. Им противно стяжательство, мещанская тяга к сытости, суженность сферы проявления человеческой личности. Это вольнолюбцы, которым «хоть голодно, да свободно»» [2, с. 137].

Все вышеперечисленные писатели конца XIX – начала XX века раскрывают в своих произведениях тему «отверженности», критического положения «отверженных» людей в обществе. Обратившись к произведениям русских писателей-реалистов с целью выявления контекста и значения понятия «отверженный», мы нашли схожие моменты, такие, как общее признание «отверженного» как человека, угнетенного обществом, так и человека, сумевшего обществу противостоять (быть не «отверженным», а «отвергнувшим») или, даже быть отстраненным, наблюдающим лицом. На фоне вновь появляющихся катастроф в русской литературе становится актуальной и необходимой тема «отверженности», которая раскрывается в произведениях писателей-реалистов конца XIX- начала XX века (А.И. Куприна, К.И. Чуковского, М.А. Горького).

Список литературы
  1. Библия. Синодальный перевод. Иов. Глава 30. Книга священного писания ветхого и нового завета: канонические. М, 1994. 298 с.
  2. Бушмин А.С., Купреянова Е.Н, Лихачев Д.С. Литература конца XIX – начала XX века: Академия Наук СССР. Институт Русской Литературы (Пушкинский дом), 1981. 231 с.
  3. Горький М. Старуха Изергиль, Макар Чудра и др. / М. Горький. М.: АСТ: Астрель. Владимир: ВКТ, 2012. 412 с.
  4. Горький М. Чужие люди. Сайт М. Горького [Электронный ресурс] //gorkiy-lit.ru: образовательный ресурс на базе сайта Niv.ru М. 2000–2022. URL:http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/chuzhie-lyudi.htm  (дата обращения 03.03.2022).
  5. Куприн А.И. Яма: повесть. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2018. 384 с.
  6. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д.Н. Ушаков. Москва: Дом Славянской кн., 2008. 959 с.
  7. Чуковский К.И. Солнечная. // От двух до пяти. М.: Педагогика, 1990. 381 с.
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 12 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября