Габриеле Д'Аннунцио – путь к захвату Фиуме: политические противоречия на фоне личностных устремлений
Журнал Научные высказывания

Габриеле Д'Аннунцио – путь к захвату Фиуме: политические противоречия на фоне личностных устремлений

Статья посвящена анализу исторического пути Габриеле Д’Аннунцио к громкой политической авантюре по захвату г. Фиуме и провозглашению «республики поэтов», которая явится апогеем его военно-политической карьеры и во многом станет предтечей прихода к власти в Италии фашистов во главе с Муссолини.

авантюра
Фиуме (Риека)
Италия
Габриеле Д’Аннунцио
Первая мировая война
фашизм

Первая мировая война, беспощадная и многими забытая, не прошла бесследно, по окончанию породив множество необычайных феноменов и тенденций в мировой истории, среди которых Республика Фиуме: провозглашенная путем военного захвата эксцентричным итальянским графом Габриеле Д'Аннунцио как «государство поэтов» и вошедшее в историю в качестве политической авантюры открывшей путь к власти итальянским фашистам во главе с Муссолини.

Знаменитый в своё время поэт, герой первой мировой войны и кумир многих итальянских граждан Гаэтано Рапаньетто-д’Аннунцио родился в 1863 году в итальянском городе Пескара. Уже в 15 лет он издал несколько сборников стихов, успех которых был необычаен. Критики предсказывали поэту большую популярность. В 18 лет он поступает в университет в Риме и последующие годы, благодаря своему обаянию и творческому таланту, живёт в бурной славе своих литературных и светских успехов. Немалую долю своей славы Д'Аннунцио получил благодаря эпатажу, которым были наполнены его литературные труды, наполненные необычай откровенностью ощущений и несдержанностью языка и вызвавшие резкие протесты критиков. «Я шел от триумфа к триумфу, не оглядываясь» впоследствии с гордостью напишет сам Д'Аннунцио [1, с. 58].

Во второй половине XIX века раздробленная Италия в ходе процесса прозванного самими итальянцами «рисорджименто» (итал. il risorgimento возрождение, обновление) с трудом объединилась в единое государство в форме конституционной монархии. Политическое пространство в Италии в то время было очень неоднородным, даже в пределах одной и той же партии люди часто имели противоположные взгляды [2, с. 239]. Возможность повлиять на судьбу страны заинтересовала и Габриеле Д'Аннунцио, тем более он уже имел популярность, которая повысила его шансы на успех в этом нелёгком деле.

Особое внимание следует обратить на политические взгляды Габриеле Д'Аннунцио. Он активно выступал против демократии и парламентаризма, считая что народ должен вести за собой сильный лидер. Также поэт романтизировал дух войны и жестокости, опираясь на идеи Ницше о «Сверхчеловеке». По мере жизни отличавшиеся эклектичностью политические взгляды Д'Аннунцио часто менялись [3, с. 84]

В 1890-е годы Д'Аннунцио предпринимает первые попытки заняться общественной деятельностью, которые, однако, не увенчались успехом. Он пытается донести до общественных масс свои идеи, построенне на синтезе различных трудов и учений, которые он толковал исходя из своих эстетических предпочтений. В своих выступлениях Д'Аннунцио активно использовал художественные образы, которые помогали очаровать публику, но был в этой манере и существенный минус: часто люди просто не понимали его [3, с. 85].

В 1897 году Д'Аннунцио делает первые шаги в сторону серьёзной политики и избирается в итальянский парламент от крайне правой партии, хотя сам себя он правым не считает. «У нас больше нет времени для спокойного сна в тени лавров и миртов. Интеллектуалы, объединив свои силы, должны, исполнившись воинственного духа, выступить на стороне рассудка против варварских орд»,   обращался поэт к избирателям. В 1900 году он избирается в парламент уже от левого крыла. Этот период можно объяснить тем, что Д'Аннунцио не являлся приверженцем какой либо идеологии, а лишь искал себя на политическом поприще, скорее всего это было связано с его неопределенностью в этой сфере, ну и конечно отчасти это был очередной акт эпатажа от столь необычной личности. Такую же тенденцию можно отследить и в действиях будущего диктатора фашистского Рима Бенито Муссолини, который позднее конкурировал с Габриеле Д'Аннунцио за репутацию и политическое влияние [3, с. 85-86].

 Габриеле славился своим вычурным гедонизмом и роскошным образом жизни. Он ни в чём себе не отказывал. Многие безумные идеи, родившиеся в голове, Габриеле воплощал в жизнь, вне зависимости от затрат необходимых на это. «Не отказывай себе ни в чем, потворствуй всем своим инстинктам», одно из главных правил эксцентричного поэта. И конечно для осуществления своих амбиций поэт влезал в кредиты. Суммы, полученные с выпуска произведений, не всегда были способны покрыть все затраты [4]

В 1910 году Д'аннунцио под гнётом своих кредиторов переезжает во Францию и не возвращается в Италию на протяжении 5 лет. В эмиграции поэт не теряет обороты, по прежнему он пользуется большой популярностью, общается со светской интеллигенцией, занимается творчеством. В этот период он особенно увлекся двумя новомодными течениями: авиацией и кинематографом. Авиация заинтересовала его ещё в Италии, даже главным героем одного из своих романов «Быть может — да, быть может   нет» он сделал авиатора. Это увлечение сыграет свою роль в дальнейших событиях [4].

Во Франции Д'Аннунцио продолжает заниматься политикой и вступает в Итальянскую националистическую ассоциацию, которая в будущем вольется в фашистскую партию Италии. В своих трудах он начинает восхвалять политику силы (в будущем она ляжет в основу  идеологии фашистской партии Бенито Муссолини), продолжает грезить о сильном итальянском государстве без пацифизма и демократии. Уже в данных тенденциях заметно формирование жестких политических взглядов поэта.

Накануне первой мировой войны Италия стояла перед выбором: примкнуть к Антанте, предав Тройственный Союз или же остаться в нейтральном статусе. В то же время в итальянском обществе процветала популярная идея «ирредентизма»: это движение означало борьбу за территории, преимущественно с итальянским населением (итал. irredentismo, от terre irredente – неосвобождённые земли, которые находились под гнетом австрийцев), поэтому нейтралитет в предстоящей войне, явно не отвечал интересам итальянского народа. В конце концов Италия сделала свой выбор. 23 мая 1915 года Италия вступает в первую мировую войну на стороне Антанты [2, с.249].

Незадолго до этого, узнав о войне, которая вот-вот начнется, Габриеле Д'Аннунцио возвращается в Италию. Влиятельного, популярного поэта встречают с ликованием. В городе Генуе, на площади Кварто, 5 мая 1915 года он произносит свою знаменитую воинственную речь на праздновании в честь «Тысячи Гарибальди». Речь поэта была выдержана в сложнейшем барочном стиле и изобиловала цитатами, маньеризмами и изысканными метафорами – обратись современный политик к слушателям в подобном стиле – его сочли бы сумасшедшим, но магия и пассионарность Д'Аннунцио сделали свое дело: восторженная толпа скандировала «Да здравствует война!», а уже 12 мая в России печатают стихотворение Николая Гумилева «Ода Д'Аннунцио», где русский поэт вслед за итальянским графом воспевает «прекраснейшую войну» [1, с. 286-288].

Вскоре после вступления своей родины в войну Д'Аннунцио вступает в ряды армии добровольцем. Несмотря на свой почтенный возраст (52 года) он становится военным лётчиком, и в этом возрасте он становится самым пожилым лейтенантом в Италии. Авиация – в то время самый почётный и опасный род войск. Благодаря своей медийной популярности он обладал привилегиями, которых не было у других солдат и офицеров. На фронте Д'Аннунцио проявлял храбрость на грани с безрассудством, многие командиры жаловались на его неуправляемость, часто он отправлялся в полёт, не уведомляя об этом своих командиров, ругался с ними и выступал перед другими солдатами с речами. Но тем не менее Д'Аннунцио был весьма неплохим пилотом. Бесстрашие в полёте обернулось последствиями, Д'Аннунцио при неудачной посадке самолёта ослеп на один глаз. С тех пор Габриеле начал носить повязку, которая стала дополнять его образ безумного авантюриста. Эта травма мешала его вылетам, из-за неё угол обзора во время полёта был значительно снижен.

Именно Д'Аннунцио ближе к концу войны в паре с капитаном Палли, первый в истории Италии совершил бомбардировку вражеской столицы, сбрасив на Вену множество листовок, с изображением итальянского флага и пылким посланием. Подвиг произвел огромное впечатление в Италии и во всем мире. К концу войны писатель был награжден множеством орденов и офицерским крестом Военного Савойского ордена [1, с. 334]

Войну Д'Аннунцио закончил в статусе подполковника, приобретя опыт военных действий в воздухе, на земле и на море, а также славу национального героя. Груз мирной жизни давил на азартного и рискованного мужчину. Однако судьба дарит поэту возможность осуществить главную авантюру в его жизни [4].

По итогам первой мировой войны Италия оказалась в списке стран победительниц, но большую часть итальянцев исход этого конфликта не впечатлил. По Сен-Жерменскому мирному договору [5] целый ряд территориальных требований итальянского государства не были удовлетворены, а потери в данной войне для Италии в общей сумме составляли 2 миллиона человек. Идеи национализма и реваншизма из-за этого цвели в государстве ярким цветом. Последствия такого расклада не заставили себя ждать [6, с. 115-116].

Между Италией и Королевством сербов, хорватов и словенцев последствии переименованое в Югославию) возник конфликт за город Риека (Фиуме). В нём на 25 тысяч итальянцев проживало 15 тысяч славян и не более 6 тысяч венгров [7, с. 34]. Фиуме являлся одним из наиболее важных портовых терминалов на Адриатическом море и буквально стал заложником своего стратегического положения [8, с. 56].

До военного конфликта этот территориальный спор не дошел, политические элиты двух стран в результате переговоров в Париже, под мощным давлением крупных мировых гегемонов, имевших свои интересы в регионе пришли к вынужденному соглашению [2, с.252] Город заняли оккупационные войска Антанты и из-за этого Италия была вынуждена была принять решение о выводе из города бригаду гренадёров, но солдаты не повиновались и остались на спорной территории. Офицеры бригады поклялись что не оставят город и добьются его присоединения к Италии. Они послали несколько писем с предложением захватить город влиятельным политическим деятелям на родину, в их числе был даже будущий итальянский диктатор, Бенито Муссолини, но никто не отозвался. Тогда было принято решение послать письмо Д'Аннунцио [1, с. 349]

Д'Аннунцио выступал за аннексию города Италией, но государство, сильно зависящее от своих политических союзников, не решилось на такой шаг. 5 сентября 1919 года Габриеле получил письмо, посланное офицерами. 10 сентября поэт в небольшой компании своих боевых товарищей на красном кабриолете выехал к ожидающему его отряду. После этого группа из опытных ветеранов выдвинулась к Фиуме. На протяжении всего похода к ним присоединялись всё новые военные, вопреки приказаниям высшего командования. Во время этого грандиозного действия произошел показательный случай, Д'Аннунцио и толпу офицеров и солдат встретил итальянский генерал Пеллуга и выказал желание арестовать поэта, но он не растерялся и распахнул свою шинель, за которой скрывались военные ордена, после произнёс: «Вы узнаете меня? Стреляйте!». Растерянный генерал пожал ему руку и отступил [1, с. 351]. Фактически неожиданный поход Д'Аннунцио на г. Фиуме станет прообразом для последующего марша чернорубашечников Муссолини на Рим [9, с. 277]. 12 сентября 1919 года Д'Аннунцио с 2500 своих сподвижников входит в город без единого выстрела [10, с. 157-158].  Итальянское население встречало его с ликованием, в городе царила атмосфера праздника, это сопровождалось салютами военных кораблей. Вскоре Д'Аннунцио сообщают, что он становится губернатором и военным комендантом города.

Данная авантюра по плану Д'Аннунцио и остальных участников марша должна была закончиться присоединением Фиуме к Италии, с этой целью королю Италии послали письмо, с просьбой  вернуть город в «родную гавань», но Италия тогда, сильно зависела от своих союзников, была вынуждена ответить отказом. С этого момента Республика Фиуме стала независимым государством и была прозвана самим поэтом-команданте Д'Аннунцио «республика красоты». Туда активно стекалась  националисты со всей Италии, участники элитных боевых подразделений, простые солдаты. Матросы на кораблях и катерах вопреки приказаниям «сверху» приплывали в порт Фиуме [4].

Республика Фиуме на протяжении своей краткой но яркой истории была страной «неоднозначности и контрастов». Кабинет министров (он назывался Итальянский национальный совет Фиуме) состоял из людей небычных для столь важных должностей. Министром иностранных дел был бельгийский поэт-анархист Леон Кохницкий, пост министра культуры в государстве соглашается занять знаменитый дирижер Артуро Тосканини, Министр финансов запомнился главным образом прежними судимостями за кражи. Конституцию республики Д'Аннунцио написал в стихах, хотя позже премьер-министр социалист Де Амбрис сделал свою версию в прозе. Она была наполнена вычурными метафорами и представляла из себя свод различных, иногда совсем неоднородных принципов и законов. В хартии смешивались идеи анархизма, социализма, национализма, но одно в ней оставалось неизменным: ориентирование на культуру, поэзию и творчество. Например, по конституции в республике музыкальное образование было обязательным для всех детей. Общественная жизнь города представляла из себя ежедневные перформансы и карнавалы. На улицах проводились симфонические оркестры, которые устраивал министр культуры Артуро Тосканни и даже коллективные занятия йогой, их организовывал близкий друг Д'Аннунцио Гвидо Келлер [4].

Культура Республики Фиуме выражалась в нестандартном и, порой, в агрессивном стиле. Флаг республики представлял из себя пёстрое полотнище с созвездием Большой Медведицы на алом фоне, окольцованном змеем Уроборосом, который кусает свой собственный хвост. А надпись в нижней части флага “quis contra nos?” переводится на русский как: «кто против нас?». Уроборос символизировал бессмертие республики, а вопрос «кто против нас?» отсылал к изречению святого Павла в послании к римлянам: «Если Бог с нами, кто против нас?» [10, с. 163]

Д'Аннунцио первый в истории ввёл тенденцию на использование «римского салюта», переняв этот вид приветствия у легионеров Древнего Рима. Помимо этого поэт частенько ссылался на Древний Рим в своих речах, он активно использовал латинизмы, отсылающие к римской культуре [10, с. 163-164]. В будущем многие атрибуты эстетики «Республики красоты» будет использовать фашистский диктатор Италии Бенито Муссолини, даже если просто взглянуть на флаг фашистской Италии, на тот же «римский салют» фашистов, можно увидеть явные сходства с символикой Д'Аннунцио.

Муссолини позаимствует у Габриеле ещё и идею корпоративизма, на которой де-юре базировалась фиумская экономика. Население делилось на корпорации по роду занятий. Каждый в зависимости от рода занятий должен быть членом одной из десяти корпораций. Каждая из корпораций имеет номер и представляет собой определенный класс общества. В связи со спецификой государства вверху иерархии, находились философы, поэты и прочие творческие личности. Несмотря на то что политика корпоративизма Муссолини была гораздо строгой и развитой, в связи с различиями в численности населении и территории данных государств, суть её всё равно оставалась прежней и базировалась на жестком контроле и иерархии в социально-экономической сфере.

Но на деле же фиумское население часто испытывало голод, так как сама республика находилась в изоляции и не имела всеобщего признания до конца своих дней, а порты были блокированы итальянским флотом. Показательно, что признали «Республику красоты» лишь РСФСР (республика Фиуме в свою очередь в числе первых признала страну Советов), а так же никем непризнанная Каталония [9, с. 277-278]..

Созданное Д'Аннунцио государство было взращено на поприще  международного конфликта, Фиуме существовало в кольце врагов, агрессивных держав, претендующих на захват этого города. Было ясно, что страна в конце концов падёт, вопрос стоял лишь в том: когда это случится?

12 ноября 1920 года Италия подписывает договор, по которому территория Фиуме и большая часть Далмации отходят Королевству сербов, хорватов и словенцев. Страна была обречена на захват. В конце концов 26 декабря Д'Аннунцио объявил совету об своей отставке. 30 декабря 1920 года город подвергся обстрелу со стороны итальянского флота (этот день впоследствии был назван «Кровавым Рождеством») [10, с. 156]. 31 декабря был подписан пакт о сдаче города. Эксперимент и бесконечный перформанс, продолжающийся больше года, в конце концов подошёл к концу [4]

Д'Аннунцио возвращается в Венецию в подавленном состоянии. Хотя в глазах народа поэт остаётся героем, ему больше не придется заниматься общественной деятельностью: пришедший к власти Бенито Муссолини видит в нём серьезного конкурента и предоставив  Габриеле Д'Аннунцио всё для «красивой» жизни, до политики пожилого команданте не допускает.

19 сентября 1938 года поэт уходит из жизни, оставшись героем для целого поколения итальянцев [4]. Представленная ниже таблица позволяет понять и систематизировать причины фиумской авантюры Габриеле Д’Аннунцио, которая стала апогеем его военно-политической карьеры и жизненного пути.

Таблица 1

Причины фиумской авантюры Габриеле Д’Аннунцио

 

Столкновение национальных интересов

 и территориальных претензий

Личностные особенности и устремления Габриеле Д'Аннунцио

 

Унизительный статус Италии как «побежденной среди победителей» после I мировой войны. «Империализм бедняков»

 

Личный военный опыт в годы I мировой войны

Неудолетворенность итальянского общества итогами I мировой войны

 

Болезненное восприятие итогов I мировой войны для Италии

Столкновение территориальных претензий Италии и будущей Югославии

 

Патриотизм (национализм или великодержавный шовинизм???)

Ирредентизм итальянцев и южных славян на фоне сложного национального состава населения г. Фиуме (Риека)

 

Великое прошлое Италии (величие Римской империи)

Давление великих держав на Италию

Огромные амбиции гениальной личности помноженные на увлечение теорией Ницше

 

В ИТОГЕ:

1) политическая авантюра и попытка реализации утопического военно-политического проекта

 

 

2) решающий импульс к развитию итальянского фашизма, которым воспользуется Муссолини

В заключении следует отметить, что весь жизненный путь Габриеле Д’Аннунцио к громкой политической авантюре по захвату г. Фиуме и провозглашению «республики поэтов» представляется нам как итог сложнейшего переплетения как проявлявшихся в то время политических противоречий (столкновения несовместимых национальных интересов и территориальных претензий) так и сложных личностных особенностей и интересов мятежного графа-поэта – все это во многом станет предтечей прихода к власти в Италии фашистов во главе с Муссолини.

Список литературы

1. Шварц Е. Габриэле Д'Аннуцио Крылатый циклон. СПб: Вита Нова,  2010.  528 с.

2. Линтнер В. Италия. История страны. М. СПб.: Эксмо; Мидгард, 2007. 384 с.

3. Сушков Д.Д. Габриеле Д’Аннунцио как «предтеча» итальянского фашизма // Локус: люди, общество, культуры смыслы. 2021. Т. 12. №4. С. 81-97.

4. Кормильцев И. Три жизни Габриэле Д’Аннунцио // Иностранная литература. 199. № 11. С. 138-153. URL: https://magazines.gorky.media/inostran/1999/11/tri-zhizni-gabriele-d-annunczio.html

5. Treaty of Peace between the Allied and Associated Powers and Austria; Protocol, Declaration and Special Declaration  URL: http://www.austlii.edu.au/au/other/dfat/treaties/1920/3.html

6. Яхимович П. Происхождение итальянского фашизма и его путь к власти // Берегиня.777. Сова. 2014. №4 (23). C. 110-118.

7. Устрялов Н.В. Италия – колыбель фашизма. М.: Алгоритм, 2012. 240 с.

8. Кисельникова Н.В. Истоки «Проблемы Фиуме» в международных отношениях после завершения Первой мировой войны // Научный диалог. 2013. №1 (13).

9. Чубарова Л.А. Республика Фиуме или авантюра одного поэта и ее последствия // Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского. Сер. «Гуманитарные науки». Калуга, 2020. С. 275-279.

10. Соколова О.В. Республика Фьюме: между эстетической кампанией и политическим произведением искусства // Коммуникативные исследования. 2018, № 3(17), с. 155-171.

 

 

международный научный журнал

Научные высказывания #68

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 12 декабря по 27 декабря
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
10 января