Династия как феномен педагогического успеха
Журнал Научные высказывания

Династия как феномен педагогического успеха

В статье рассказывается о большой педагогической династии Лукиных-Тришкиных, которая много лет трудится в различных образовательных организациях нашей страны и учителе математике гимназии №7 г. Чехов, Алевтине Ивановне Лукиной, которая поделилась с школьниками секретами педагогического успеха, вывела формулу «7 слагаемых педагогического успеха».

Педагогические династии
формула педагогического успеха
учитель математики
любовь к детям
феномен педагогической династии

Проблема профессионального самоопределения встает перед человеком в том возрасте, когда он до конца не осознает всех отдаленных последствий своего выбора. Важно сделать этот выбор правильным.

Цель нашего исследования: представление профессии учителя и выяснение слагаемых успеха на конкретном примере педагогической династии Лукиных-Тришкиных.

Методы исследования: библиографический, исторический, анкетирование, работа с семейными архивами, встречи и интервью с родственниками и друзьями семьи, анализ, сравнение, документирование.

Профессия «учитель» относится к одним из самых важных и постоянно востребованных в обществе. Каждый учитель сам выбирает себе образ, с которым он живет всю учительскую жизнь. [2] Семья педагогов Лукиных - Тришкиных выбрала себе девиз много лет назад: «Школа – это не просто работа, это образ жизни».

Сто восемнадцать лет отдала семья Лукиных - Тришкиных учительству, любимой работе, главному делу жизни. Из них сто одиннадцать лет проработали они в Чеховском районе, где продолжают трудиться до сих пор. 

    

Рис. 1 Родоначальник педагогической династии В.А. Лукин

Родоначальником педагогической династии является Лукин Василий Александрович - учитель церковно-приходской школы г. Тула. Именно от него достались семье принципы: беззаветная преданность своему делу – учить детей так, будто это твои собственные дети, относиться к школе как к родному дому, и всячески поддерживать своих учеников, видеть в них успешных, способных людей, которых просто нужно научить быть целеустремленными людьми.  [1]

Сам Василий Александрович никогда не жалел для своей работы своего личного времени. За его трудолюбие, уважение к ребенку, недюжинный ум, блестящую память и удивительный оптимизм своего учителя очень любили все ученики и их родители. Такие же традиции и продолжают его потомки – педагоги разных специальностей.

Дочери Василия Александровича посвятили свою жизнь воспитанию детей в детском саду. Племянница - Толкунова Любовь Григорьевна стала учителем физики.  Это один из самых уважаемых физиков района, учитель с 50-летним стажем. Вторая племянница - Кошкина Евдокия Фёдоровна, доцент, кандидат биологических наук, в 50-60-е годы зав. кафедрой Мичуринского педагогического института. Внучка Пчелинцева Г.И. – преподаватель ГПТУ (Орловская обл. г. Ливны).  Правнук Киселев М.Н. (г. Серпухов) - учитель истории и английского языка, кандидат наук. Другой правнук Орлов С.В. (г. Сафоново) - учитель физкультуры.  

Больших успехов в педагогическом труде достигла внучка Лукина В.А. – Лукина Алевтина Ивановна (наш учитель математики, гимназия №7, г. Чехов).         

Алевтина Ивановна родилась в 1937 предвоенном году. Несмотря на свой ранний для войны возраст, хорошо помнит военные годы - как маршировали по деревне роты солдат, как тряслась земля от разрывов фашистских бомб, сброшенных на Чудиновское поле, как прятались семьями в подвале во время боев под Стремиловым, помнит свой первый класс в суровом сорок четвертом году в маленькой деревенской школе, построенной А.П. Чеховым. Эта школа так поразила девочку, что она еще тогда, первоклашкой выбрала для себя дело на всю жизнь – стать учительницей.

И не просто учительницей. Высоко грамотным педагогом, которого будут уважать и любить дети, за то, что он безупречно знает свой предмет – и главное, учит не только предмету, учит жизни.  Чтобы получить пенсию по выслуге, учителю нужно проработать с детьми 25 лет, уже 2009 году стаж Алевтины Ивановны уже составлял 200% от нормы – 50 лет! И практически все эти годы она выпускала медалистов, призеров олимпиад, абитуриентов, выбравших дорогу учителя математики. Это самый успешный учитель нашей гимназии за всю её историю, Заслуженный учитель России, Отличник просвещения, Учитель - методист.

Выпускница Тамбовского Государственного педагогического института Алевтина была распределена в далекую Бурятию, где провела три замечательных года среди уникальной природы и интересных людей.

В ГПТУ № 24 города Климовска начинал свою преподавательскую деятельность Алексей Иванович Тришкин, будущий супруг Алевтины Ивановны.  Судьба свела их в месте именно на чеховской земле в поселке Столбовая. Создав семью, оба стали работать в средней школе, связав надолго свою судьбу с этим поселком. «Здесь прошла жизнь» любят повторять Алевтина Ивановна и Алексей Иванович.

Пятьдесят лет трудового стажа у главы семьи Тришкина Алексея Ивановича. Тридцать семь лет отдано им преподаванию технического труда. К сожалению, в 2007 году Алексея Ивановича не стало.

Дело родителей и всей династии продолжила в педагогике старшая дочь Лукиных-Тришкиных – Ольга Алексеевна Макар, она учитель начальных классов, которую очень любят и уважают ее ученики.

Более 30 лет педагогического стажа у дочери - Ольги Алексеевны, а влюбленность в свою профессию она сохранила до сих пор.  А разве могло быть иначе?  Когда понятия «школа», «дом» всегда были одним и тем же. Когда родители так свято относились к своей профессии, что считали ее самой нужной и важной на Земле.

Рис. 2 Семья Лукиных-Тришкиных – достойное продолжение педагогической династии

За время работы в школе Ольга Алексеевна попробовала себя во многих направлениях педагогической деятельности: внедряла в практику преподавания в начальной школе «уроки здоровья», увлёкшись народной культурой, вела специфический предмет «Введение в народоведение», с большим вдохновением организовывала занятия кружка по изучению русской народной культуры, работала заместителем директора школы по воспитательной работе,  являлась руководителем школьного музея Боевой Славы.               

Часто встречаясь с школьниками, интересующимися выбором педагогической профессии, молодыми специалистами, только еще начинающими свою работу в школе, ребятами, посещающими школьный музей, Алевтина Ивановна делилась секретами педагогического мастерства, не утаивая плюсов и минусов профессии, старалась привлечь к работе педагога, особенно к математике серьезных и вдумчивых людей.  Именно она рассказывала нам как важна работа учителя для создания благополучной основы общества, для прорыва науки и техники, для формирования достойного будущего государства.

На вопрос «Алевтина Ивановна, какую формулу педагогического успеха на основе выводов в Вашей педагогической династии Вы можете порекомендовать будущим и сегодняшним учителям претворять в жизнь?» наш учитель говорила:

Думаю, в формуле педагогического успеха (а это глубокие и прочные знания учеников, их познавательная активность, твердые жизненные убеждения, умение общаться с людьми, выбор важной и нужной профессии) 7 слагаемых:

  • Во-первых, учителю нужно быть хорошим учителем, тщательно готовиться к урокам.
  • Во-вторых, стараться использовать методы, которые помогут охватить больше учащихся при опросе, работе у доски, задействовать их в учебном процессе.
  • В-третьих, стараться дать возможность каждому ученику раскрыться.
  • В-четвертых, изучать разные методики и выбирать наиболее удобные методы, но не просто выбрать определенную - а экспериментировать с разными, может выбирать что-то оптимальное, подходящее учителю и школе, классу, ученику.
  • В-пятых, постоянно посещать повышать квалификацию, педагогическое мастерство, посещать курсы (съезды, семинары, конференции и т.п.), стараться быть в курсе последних событий, достижений, изучать опыт передовых педагогов.
  • В-шестых, уделять время внеклассной работе с учениками. Уроки – конечно, это самое главнее в работе учителя, но не все можно ими измерить.
  • И, в-седьмых, надо не просто знать свой предмет, а любить его.

«Алевтина Ивановна, а к каким трудностям должен быть готов молодой учитель, стоящий на пороге своей новой педагогической жизни?» - еще спросили мы.

Не стоит бояться своей профессии, учеников, родителей, администрации. У учителя интересная, нужная, богатая по содержанию и эмоциям работа. А трудности, конечно, будут. Очень, хорошо, если семья учителя будет его поддержкой и опорой в его работе, как это было и есть у нас, но как, женщина, жена, мать, я бы хотела сказать, что работа должна быть любимой, интересной, нужной, но она не должна заменить семью, прежде всего мы нужны своим близким.

 Еще один вопрос: «Есть ли что-то что в школе Вас пугает и печалит?»

То, что «школу покинули учителя -мужчины», и профессия, которая всегда была более мужской чем женской, стала практически женской. В большинстве школ 90% работников – дамы. В школу надо привлекать талантливых учителей - мужчин. Потому что педагог – это ключевая фигура в образовании, и слишком во многом от него зависит будущее. [2]

Несколько лет назад Алевтины Ивановны Лукиной не стало. Прожив почти 80 лет, никогда не унывая и бесконечно любя свою профессию, она стала для нас, учеников школы, где она много проработала, для педагогов гимназии, жителей нашего города, образцом преданности своему делу, эталоном безупречной службы образованию, достойным продолжением большой педагогической династии; человеком, дети которого эту династию продолжают так же ответственно и серьезно.

Выбирая будущий профессиональный путь молодой человек может смело идти по педагогической дороге, осознавая как важна работа педагога для благополучного будущего страны, для развития и восполнения интеллектуального потенциала общества, формирования человека, думающего, активного и культурного, готового много учиться и работать. [3]

Список литературы
  1. Прокин А.М., Соловьев Ю.Ф. Город Чехов и его окрестности. – М.: Московский рабочий, 1977. - 151с.
  2. Верин - Галицкий Д. Почему мужская профессия стала женской.  //Народное образование. 2008, №8.
  3. Пасс Ю. 45 дней для выбора профессии. -М.: Солон-пресс. 2021. – 196с.
  4. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Профессиограмма учителя. – СПб.: Питер, 2020.
  5. Поздравление – открытка для Лукиной А.И. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/239313/