Развитие краеведческих исследований в российской провинции на примере Зарайского уезда как Рязанской губернии конца XIX века (на материалах Н.В. Любомудрова)
Журнал Научные высказывания

Развитие краеведческих исследований в российской провинции на примере Зарайского уезда как Рязанской губернии конца XIX века (на материалах Н.В. Любомудрова)

Рассмотрено развитие краеведческих исследований в российской провинции на материалах приокских сёл Зараййского уезда Рязанской губернии.

краеведение
провинциальная интеллигенция
Рязань
исторические знания
Любомудров

Историография не может исчерпываться одной лишь столичной академической наукой, поэтому возникает необходимость обращения к истории на местах. Отличительной чертой таких провинциальных исследований является отдаленность их от Москвы и Петербурга, и стремление писать историю «снизу». Данная идея децентрализации исторической науки явилась основой теории «областничества», разработанной А.П. Щаповым. Он отводил особое место в русской истории работам провинциальных историков на изучение своего родного края.

Николай Васильевич Любомудров – русский историк, археолог, краевед, священник Православной Российской Церкви, занимался древней историей Рязанской губернии, оставил описание древних укреплений, городищ, курганов, сёл.

Родился он 26 июня [1, с. 55] 1830 года в селе Верхний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии в семье священника церкви Трёх Святителей Василия Любомудрова (с 1827 по 1837 гг.). Николай Васильевич приходился племянником святителя Гавриила (Городкова) и Надеждина Николая Ивановича, многостороннего учёного и критика. Вместе со своим братом Иваном Васильевичем [8] , преподавателем Рязанской Духовной Семинарии, Николай Васильевич был одним из первых исследователей Рязанской старины, написавшим более 50 работ.
В 1849 году Николай Васильевич окончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Санкт–Петербургскую духовную академию, которую заканчивает в 1853 году со степенью магистра богословия.
В 1854 году он был рукоположен во священника к церкви при доме Комитета для разбора и призрения нищих, а 3 февраля 1856 года перемещен к церкви покрова Пресвятой Богородицы в Большой Коломне. С 1856 по 1861 годы Н.В. Любомудров безвозмездно исполнял должность законоучителя, по предложению управляющего девичьими школами императорского человеколюбивого общества, сначала в 1–й, потом во 2–й означенных школ. В период с 1857 по 1861 годы безвозмездно преподавал Закон Божий в образцовом детском приюте; с 1858 по 1864 годы состоял законоучителем Коломенского женского училища; с 1859 по 1861 –  также и в 4–й частной патриотической школе. В 1860 году был избран членом–корреспондентом императорского Археологического Общества.
В 1864 году из–за разногласий, возникших в причте Покровско–Коломенской церкви, был назначен к перемещению в Мало–охтенскую Мариинскую церковь. За отказ перейти на новое место был отчислен из Санкт–Петербургской епархии и находился в арестантском отделении Суздальского Спасо–Евфимова монастыря. Через два года был перемещен в Рязанскую епархию с предоставлением ему священнического места по усмотрению местного преосвященного.

В 1868 году Н. В. Любомудров был причислен к Рязанскому кафедральному собору сверхштатным священником и определен учителем латинского языка в 1–е Рязанское духовное училище, но 22 сент. 1869 года был уже уволен от учительской должности. С 1869 года в г. Рязань он был «сверхштатным» священником кафедрального собора, преподавал латинский язык в Рязанской духовной семинарии. С 60 – 70 гг. благодаря таким энтузиастам, как Николай Васильевич, археология начинает делать значительные успехи – появляются губернские сводки археологических памятников, которые вызывают интерес у науки. В Рязани Любомудров продолжает труды Тихомирова и Ляликова, а также способствует успеху следующего поколения археологов А.В. Селиванова, А.И. Черепнина, В.А. Городцова.  Умер Николай Васильевич Любомудров 9 марта 1897 года.

Без стороны Рязанской невозможно представить историю Российского государства, его ратную славу и культуру, его быт, традиции и искусство. Время безжалостно стирает в пыль, превращает в пепел малые селения и большие города. Однако достославная Рязань выдюжила, выстояла в жесточайших битвах, суровых боях и всепожирающих пожарах. И это – несмотря на то, что земля Рязанская, будучи юго–восточной окраиной (а вернее – стражем) всей земли Русской, издревле первой встречала бесчисленные, опустошительные набеги кочевников. Сюда приходили за данью хазары. Сюда стремили бег своих коней печенеги и торки. Здесь проносились, сея смерть и разоры, привычные к многодневной скачке степняки–половцы. Здесь княжеские дружины вместе со всеми рязанцами бок о бок встали на пути диких орд Батыя... Недаром в народе бытовала горькая присказка: «Что ни год – то на Рязани рать, что ни десять лет – то нашествие» [7, с. 40]. Край Рязанский – край многострадальный.

Учёные долго не могли прийти к единому мнению о происхождении слова Рязань, несмотря на насыщенность историческими событиями, происшедших там. Первое наиболее обоснованное мнение было высказано в Н.В. Любомудровым в работе «О происхождении и значении имени Рязань». По его мнению, имя «Рязань» или «Резань» осталось и сохранилось от мордвы – эрзы или эрзянь [4, с. 7–8]. Он считает, что это имя не заимствовано откуда–либо, а принадлежит обитателям края – мордовскому племени. Н.В. Любомудров ссылается на тождество арабской эрзы с приокской мордвою. Рязань или Резань и арабское или мордовское эрзань имеют сходство в буквах, словоударении и произношении. «Начальную гласную букву слова – эрзань, – говорит Н. Любомудров, – ориенталисты пишут как А и как Э, например Арза, Эрза и Эрзань» [5, с. 28].

Таким образом, заметный вклад в накопление и развитие исторических знаний о Рязани внёс и Н.В. Любомудров, занимаясь краеведением в российской провинции конца XIX века.

Что же касается именно Земли Луховицкой, то ценную информацию мы получаем из статей, помещенных в прибавлениях к «Рязанским Епархиальным Ведомостям», в которых Николай Васильевич описывал уезды в «Местнографических древностях в рязанской губернии», способствуя своими публикациями привить еще больший интерес к истории родного края.

Список литературы
  1. Государственный архив Рязанской области (Далее: ГАРО). Ф. 627. Оп. 243. Д. 55.
  2. Карамзин, Н.М. История Государства Российского / изд. И. Эйнерлинга.Т.V. Стр.103.
  3. Касаткин В. Великий государь земли Рязанской. Рязанские ведомости 29 июня 2002 г. №122(1375).
  4. Любомудров Н. «О происхождении и значении имени Рязань». М., 1872, стр. 7–8.
  5. Любомудров Н. «О происхождении и значении имени Рязань». М., 1872, стр. 28.
  6. Любомудров Н. В. Гробница Великого князя Рязанского Олега Ивановича и супруги его Великой княгини Евфросиньи. [Санкт–Петербург]: тип. Акад. наук, ценз. 1859.
  7. Потапов, Александр Николаевич. Вековечный город. – Рязань: Новое время, 1995. – 40 с.: ил.; фот.
  8. Синельникова Т. П. Святитель Гавриил (Городков) – «архивист» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.history–ryazan.ru/node/5865 (Дата обращения 16.11.2017.)
  9. Троицкая летопись по Карамзину, т. V, прим. 190. Также «История России» Татищев, т. IV, стр. 411.
международный научный журнал

Научные высказывания #57

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 17 мая по 31 мая
Осталось 13 дней до окончания
Размещение электронной версии
14 июня
Рассылка печатных экземпляров
21 июня