Проблемы активности граждан Российской Федерации в избирательном процессе
Журнал Научные высказывания

Проблемы активности граждан Российской Федерации в избирательном процессе

Активное избирательное право обладает рядом проблем: проблема нарушения тайного голосования и проблема абсентеизма. Эти проблемы приводят к недоверию и негативному отношению к власти, конфликтам между обществом и государством. В данной работе рассмотрены указанные проблемы и приведены предложения по их решению. Использован анализ, синтез, сравнение. Приведена статистика, подтверждающая наличие абсентеизма в Российской Федерации. Сделаны выводы о последствиях применения предлагаемых решений.

абсентеизм
избирательное право
электоральная обязанность
принцип тайного голосования

Конституция Российской Федерации 1993 года в ст. 3 объявляет многонациональный народ источником власти, который осуществляет свою власть либо непосредственно, либо через своих представителей. Конституция гарантирует гражданам активное и пассивное избирательное право. В Российской Федерации непосредственная власть реализуется через выборы и референдум. Однако, активное избирательное право не все граждане используют.

Ученые Авакьян С. А. [1, с. 23–27], Савоськин А. В. [2, с. 99–103] в активном избирательном праве выделяют некоторые проблемы, среди которых:

  • проблема нарушения прямого, тайного голосования;
  • проблема абсентеизма.

Принцип тайного голосования означает исключение возможностей какого-либо контроля за волеизъявлением граждан. Ученые приходят к выводу, что для реализации данного принципа необходимо соблюдать его механизм [3].

Во-первых, проект решения или кандидатуры вносятся в бюллетень для голосования. Все бюллетени для голосования одинаковы по размеру и цвету. Это было сделано для того, чтобы исключить возможность отследить бюллетени граждан, тем самым нарушая тайность голосования [4].

В 2020 г. на сайте «Российская общественная инициатива» под номером 28Ф70352 была предложена инициатива о введении нумерации бюллетеней. Автор данной идеи утверждал, что это поможет избирателям иметь возможность убедиться, что его голос учтен верно, и как следствие, это позволит:

  • полностью исключить подтасовку голосов избирателей;
  • укрепить веру граждан в избирательное право;
  • сохранить принцип тайного голосования [5].

Однако юристы на это ответили, что нумерация бюллетеней противоречит принципу тайны голосования, который предполагает полное обезличивание «голоса» избирателя.

Во-вторых, в месте голосования выделяется помещение или устанавливаются кабины, где голосующий заполняет бюллетень и куда никто, кроме него и приглашенного им для помощи лица, заходить не вправе.

В-третьих, выйдя из помещения или кабины, голосующий, никому не показывая бюллетень, опускает его в ящик (урну) для голосования.

В Уголовный Кодекс Российской Федерации была введена ст. 141, которая установила уголовную ответственность за нарушение тайны голосования и воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме. За период с 2018 по 2024 г. в сфере активного избирательного права были совершены как административные правонарушения, так и уголовные преступления. В сфере уголовного права: в 2018 г. было возбуждено 13 уголовных дел, которые так или иначе затрагивали вопросы избирательной кампании [6]; в 2024 г в течение трех дней голосования было возбуждено 61 уголовное дело. В основном по статье о воспрепятствовании осуществлению прав избирателей (ст. 141 УК РФ) и о заведомо ложном террористическом акте (ст. 207 УК РФ) [7]. В сфере административного права: в 2018 году было возбуждено 775 административных дел [6]; в 2024 г. было составлено 155 административных протоколов, преобладающее большинство по ст. 5.14. Кодекса об административных правонарушениях, то есть за умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму [7].

Рассмотрим основные причины нарушения тайны голосования. Начнем с неспособности лица осуществить свое избирательное право, так как оно не может самостоятельно явиться в помещение для голосования. При этом гражданин лично или через других лиц подает заявление или обращается в Участковую избирательную комиссию о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования.

Следующая проблема – невозможность в случае инвалидности или по состоянию здоровья самостоятельно расписаться в бюллетене или заполнить его, что вызывает необходимость обратиться за помощью к другому избирателю, участнику референдума, который не является заинтересованным в этом лицом. Центральная Избирательная комиссия Российской Федерации (далее – ЦИК РФ) устанавливает рекомендации по обеспечению избирательных прав таких граждан, однако они не всегда реализуются [8]. Невыполнение данных рекомендаций приводит к тому, что граждане голосуют вне помещения для проведения голосования, а значит, создается список лиц, у которых таким образом нарушается тайна голосования, так как сотрудники Участковой избирательной комиссии часто нарушают субординацию, убеждают голосовать за других кандидатов и т. д.

Предлагается внести изменения в Постановление ЦИК РФ от 29.07.2020 № 262/1933-7 «О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации», изменив название Постановления ЦИК РФ с «рекомендациях» на «требования».

В частности, это изменение в наименовании должно сильнее всего коснуться раздела 8, который отвечает за наличие оборудования для обеспечения возможности проголосовать на избирательном участке. Следовательно, такие фразы как «рекомендуется», «должны», «должны быть» следует заменить на «требуется», «обязаны», «обязаны быть» по всему тексту акта.

Еще одной проблемой является электронное голосование. В электронном голосовании выделяются свои проблемы. Во-первых, динамичность законодательства. Как пример, в 2021 г. ввели возможность поменять свое решение, которое было исключено [9], так как возможность изменить голос могла привести к рискам недостоверности результатов голосования по причинам возможного влияния на избирателей и т. д.

Во-вторых, идентификация личности, то есть не ведется видеосъемка, нельзя быть точно уверенным, что проголосовавшим гражданином был именно тот человек, учетная запись которому она принадлежит. В то время как при обычном голосовании есть наблюдатель, который следит, чтобы именно этот гражданин проголосовал.

В-третьих, отсутствие уверенности в анонимности. Устройства могут быть взломаны, данные – видны другим лицам, присутствует риск опознания избирателя. Способы решения данной проблемы можно проследить в иностранных государствах. Например, в Эстонии все население страны обеспечено специальными индивидуальными картами, которые оснащены электронными подписями каждого гражданина. Избиратель, решивший проголосовать, должен в специально установленные дни зайти на сайт Национального Избирательного Комитета Эстонии и подтвердить личность при помощи специального кода своей карты[10, 106–116].

В-четвертых, территориальная протяженность России и разные часовые пояса. Все данные загружаются в систему в одно и то же время по всей России и выносятся результаты голосования в одно и то же время, то есть Камчатка и Москва получали результаты с разницей в 9 часов. Следовательно, получить доступ к результатам голосования в установленный срок до 14.06.2024 г. могли не все. С этой даты итоги дистанционного электронного голосования устанавливаются по часовым поясам, но это пока новое явление [11].

Указанные вторая и третья проблемы предлагается решить на примере Эстонской Республики, присвоив всем гражданам, выбравшим проголосовать через дистанционное электронное голосование, индивидуальные номера. Предлагается дополнить подпункт 2 п.13 ст. 64.1 следующим образом: «порядок аутентификации и идентификации избирателя, участника референдума для участия в дистанционном электронном голосовании, предусматривающий проверку данных избирателя, участника референдума путем присвоения индивидуального номера, предоставляемого в течение 30 дней, предшествующих первому дню голосования, но не менее 3-х дней до начала срока проведения голосования, и их сопоставление с данными регистра избирателей, участников референдума. Индивидуальный номер является обновляемым, то есть при каждой новой подаче заявления на дистанционное электронное голосование номер меняется. Повторное изменение индивидуального номера не допускается». Обновляемость необходима тем, чтобы третьи лица не могли получить доступ к волеизъявлению граждан. В связи с этим, предполагается, что номера должны приходить в виде обычного СМС, а не в приложение, поскольку приложение, имеющее доступ к интернету, можно взломать.

Еще одна многолетняя проблема в активном избирательном праве – абсентеизм. Абсентеизм – это уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах, равнодушное отношение населения к политической жизни, недоверие к избирательным системам.

Это можно проследить через анализ данных, взятых с официального сайта ЦИК РФ.

Таблица 1

Явка на выборы в Российской Федерации в 2024 г. от общего числа граждан, обладающих активным избирательным правом

 

Таблица 2

Явка на выборы в Российской Федерации в 2025 г. от общего числа граждан, обладающих активным избирательным правом

Как видно из показателей, в разных регионах страны низкий процент явки.

Абсентеизм связан с принципом добровольности. Пока участие граждан в выборах является правом, а не обязанностью, то это приводит к отсутствию у них политического сознания, понимания важности использования своего права избирать своих представителей, что приводит к негативному отношению к власти и к конфликтам между не участвующим в выборах обществом и государством.

В странах, где участие в выборах – это обязанность, таких проблем меньше. К таким государствам относятся: Люксембург, Боливия, Австралия и др. Особенность таких стран – наказание за не явку на голосование. В Боливии за отказ от волеизъявления появляется запрет на любые банковские операции на 90 суток, невозможность поступить на работу в государственные учреждения, запрет на получение загранпаспорта на три месяца. Однако, в 2020 году явка на выборы (одновременно избирались президент страны, вице-президент и все места в сенате и палате депутатов) составила 87%.

В Люксембурге избиратели платят штраф за неисполнение электоральной обязанности, который составляет от 100 евро (9 683 руб.) за первое нарушение до 1000 евро (9 6830 руб.) для «рецидивистов». Такая ответственность не распространяется на зарубежных люксембургских избирателей, для которых участие в голосовании – право, а не обязанность. Однако, несмотря на такие санкции, на Парламентские выборы в Люксембурге в 2023 г. явка составила 87,2% избирателей.

В Австралии на парламентские выборы в 2022 г. процент явки избирателей составил 89,82%, а ведь за неявку платят штраф от 20 австралийских долларов за первое нарушение (1 094,2 руб.) до 180 долларов (9 847,8 руб.).

Данные этих стран показывают, что при установлении обязанности участия в выборах, 100% явку все рано не получить, но это улучшает ситуацию в целом.

Проблему абсентеизма предлагается решить путем внесения поправки в п. 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации, а именно: «Граждане Российской Федерации имеют право быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Граждане Российской Федерации обязаны голосовать и участвовать в референдуме». А также Кодекс об административных правонарушениях дополнить ст. 5.70 «Неисполнение гражданами Российской Федерации электоральной обязанности без уважительной причины» сформулировав следующее: «Неисполнение гражданами Российской Федерации электоральной обязанности без уважительной причины,

влечет наложение административного штрафа в размере полутора тысяч рублей за однократное нарушение, трех тысяч рублей – за повторные нарушения».

 Предполагается, что внесенные изменения позволит усилить систему ответственности граждан Российской Федерации через непосредственное участие в делах государства, сравнить результаты неиспользования права и выполнения обязанности, понять, что участие в политической жизни с помощью выборов и референдумов – это необходимость, ведь тот, кого выберут граждане, будет впоследствии представлять наши интересы. Наш выбор – наша дальнейшая жизнь.

Хотелось бы выразить благодарность доктору юридических наук Фомичевой Ольге Анатольевне за развитие интереса и предоставленную базу знаний в изучении конституционного права. Благодарим и Труханкину Елену Анатольевну за предоставленную возможность поучаствовать в ХХ Всероссийском конкурсе молодежи образовательных и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».

Список литературы
  1. Авакьян, С. А. Обеспечение прав и свобод граждан в контексте совершенствования избирательного законодательства / С. А. Авакьян // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – 2020. – № 2. – С. 18-32.
  2. Савоськин, А. В., Руколеев, В. А., Лубина, Д. С. Проблемы и перспективы развития электронного голосования в Российской Федерации / А. В. Савоськин, В. А. Руколеев, Д. С. Лубина // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2023. – № 4 (40). – С. 99-103.
  3. Российская Федерация. Законы. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон № 67-ФЗ : [принят Государственной думой 22 мая 2002 года : одобрен Советом Федерации 20 мая 2002 года] //  Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253.
  4. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 15.012018 № 127/1063-7 «О формах избирательного бюллетеня для голосования на выборах Президента Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – Москва. – 2018. – № 3.
  5. Российская общественная инициатива : официальный сайт. – 2013. – URL: https://www.roi.ru/70352/ (дата обращения: 30.09.2025).
  6. МВД возбудило 13 уголовных дел с начала избирательной компании [Электронный ресурс] // РБК : [официальный сайт]. – 1995-2025. – URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5aae85479a79472e2a066a5b (дата обращения: 06.09.2025).
  7. МВД сообщило о возбуждении 61 уголовного дела в период выборов [Электронный ресурс] // РБК : [официальный сайт]. – 1995-2025. – URL: https://www.rbc.ru/politics/17/03/2024/65f73b959a7947cb146becd1 (дата обращения: 06.09.2025).
  8. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29.07.2020 № 262/1933-7 «О Рекомендациях по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов в Российской Федерации» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – Москва. – 2020. – № 6.
  9. Российская Федерация. Законы. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон № 60-ФЗ : [принят Государственной думой 11 марта 2022 года : одобрен Советом Федерации 11 марта 2022 года] //  Собрание законодательства Российской Федерации. – 2022. – № 12. – Ст. 1787.
  10. Сбитнев В. С., Ладиков Я. С. Электронное голосование в Российской Федерации: проблемы и перспективы / В. С. Сбитнев, Я. С. Ладиков // Вопросы российской юстиции. – 2020. – № 6. – С. 106-116.
  11. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14.06.2024 № 172/1345-8 «О внесении изменений в Порядок дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – Москва. – 2024. – № 11.
международный научный журнал

Научные высказывания #83

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 15 октября по 30 октября
Осталось 10 дней до окончания
Размещение электронной версии
13 ноября
ISSN № 2782-3121
eLibrary № 302-10/2021
СМИ ЭЛ ФС77-79727
Следующий выпуск
с 30 октября по 13 ноября