Правовые категории и юридические конструкции в арсенале юриста
Журнал Научные высказывания

Правовые категории и юридические конструкции в арсенале юриста

Рассмотрены и проанализированы некоторые позиции понимания правовых категорий. Автором отмечено, что их наличие само по себе позволяет повысить эффективность правотворческой и правореализационной деятельности, а также процесса толкования права. Сформулирована точка зрения о том, что юридические конструкции являются специфической формой существования правовых категорий.

правовые категории
юридические конструкции
дефиниции
юридическая техника

В теории права, как и в любой науке, есть ряд дискуссионных вопросов, по которым до сих пор не выработано единого мнения. К таковым относится понятие и сущность правовых категорий.

Еще в 1970-х годах А. М. Васильев предложил рассматривать правовые категории с нескольких позиций. Во-первых, они могут трактоваться как философское понятие, означая, прежде всего, логическую структуру, «предназначенную для доказывания, выведения, обоснования, развития результатов своих исследований» [1, с. 77]. Во-вторых, правовые категории можно рассматривать как научные понятия. То есть, в правовых категориях «подытожены», объективированы и обобщены все знания о правовой действительности. В-третьих, этот вопрос может быть рассмотрен с точки зрения понимания юридических категорий как результата абстрагирования. Имеется ввиду, что категории, наравне с понятиями являются результатом обобщения и абстрагирования – то есть правовые категории отражают стороны или моменты правовой реальности без привязки их к чему-либо. При данной трактовке юридические категории могут быть определены как средство достижения истинного понимания права – его сущности, формы и структуры.

А. М. Васильев отмечает, что: «правовые категории предполагают наличие в составе теории права определенных соподчиненных понятий, суждений и умозаключений, в которых фиксируются те или иные моменты, стороны, связи изучаемого объекта» [1, с. 95].

Наличие правовых категорий является непременным условием успешной правотворческой и правореализационной деятельности, а также эффективного толкования права. Четкость и ясность понятий устраняет многие дискуссионные вопросы, позволяет сосредоточиться на сущности изучаемых явлений и феноменов [2, с.195].

Кроме того, в правовых категориях заложен теоретический, более глубокий смысл. Правовые категории, сама их совокупность и содержание способны отражать ценности права прошлой и настоящей действительности.

Правовые категории могут существовать в различной форме. Наиболее распространенной и, как следствие, привычной является дефинитивная форма. Она подразумевает освоение правовой реальности посредством формирования понятийного аппарата юриспруденции, причем такого, который не является отраслевым.

Другой формой существования юридических категорий является форма описательная. Она сводится к формированию общего представления о рассматриваемом объекте, указанию его общих черт и свойств. Часто описательная форма может применять расплывчатые, субъективные понятия. Подобная юридическая техника была осознанно выбрана законодателем при составлении Германского гражданского уложения (далее – ГГУ). Немецкие юристы считали, что нельзя «загонять понятие в жесткие рамки». ГГУ отличается почти полным отсутствием норм-дефиниций. Сложный юридический язык ГГУ и описательные правовые категории были предназначены для специально подготовленного читателя. Предполагали не обыденное, а профессиональное толкование.

Представляется, что специфической формой существования правовых категорий можно считать юридические конструкции. Развитие и становление учения о юридических конструкциях можно условно разделить на несколько основных этапов.

Первый разумно связать с такими именами как Р. фон Иеринг, О. Эрлих и Н. М. Коркунов – эти, и некоторые другие ученые положили начало формированию понятия «юридические конструкции», считали их средством познания права. На втором этапе происходит переосмысление значения юридических конструкций – преимущественно его начинают употреблять в качестве средства правотворческой техники.

В рамках третьего этапа развития учения расширилось понимание термина, В. М. Горшенёв предложил рассматривать юридические конструкции не только применительно к правотворчеству, но и трактовать их как одно из средств реализации права – в том числе и правоприменительной деятельности [3, с.117].

Вне этих трёх этапов возможно сформулировать отдельные положения современного подхода к пониманию юридических конструкций. Думается, что юридические конструкции как таковые являются базовыми построениями, отражающими и формирующими правовую реальность. Кроме того, их можно рассматривать как комплекс правовых средств, образующих типовые модели общественных отношений. В целом, юридические конструкции могут восприниматься как идеальная модель построения общественных отношений, урегулированных правом.

Юридические конструкции – сложное явление правовой действительности, которое можно рассматривать с нескольких позиций. Во-первых, они могут изучаться как средства юридической техники, так как с их помощью в процессе правотворчества формируется содержательная часть позитивного права. Во-вторых, юридические конструкции являются одним из средств толкования правовых актов. В-третьих, они используются в области правового познания, занимая промежуточное положение между теорией и реальной действительностью. Именно в этой роли юридические конструкции можно рассматривать как форму существования правовых категорий.

В определенном смысле их допустимо воспринимать как очередную ступень развития юридической техники, олицетворяющую ее эволюцию в переходе от казуистичности к дефинициям, и далее — к юридическим конструкциям.

Мыслится, что для современного «кликового» мышления, свойственного молодёжи, применение правовых категорий в форме юридических конструкций является наиболее доступным и полноценным способом понимания права. Для юристов-практиков их грамотное использование выступает повсеместной необходимостью. В целом же, изучение правовых категорий развивает и сохраняет абстрактное мышление, препятствуя профессиональной когнитивной примитивизации.

Список литературы
  1. Васильев А. М. Правовые категории: методологические аспекты разработки системы категорий теории права: монография / А.М. Васильев. – Репр. изд. – Москва: Норма: ИНФРА-М, 2026. – 264 с. – ISBN 978-5-00156—068-5. – Текст: непосредственный.
  2. Цинцадзе Н. С. Категории правовой аксиологии: значение и содержание // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – № 6 (122). – С. 195-200. – Текст: непосредственный.
  3. Горшенёв В. М. Нетипичные нормативные предписания в праве // Советское государство и право. – Москва: Наука. – 1978. – №3. С. 113-118. – Текст: непосредственный.
международный научный журнал

Научные высказывания #83

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 15 октября по 30 октября
Остался 1 день до окончания
Размещение электронной версии
13 ноября
ISSN № 2782-3121
eLibrary № 302-10/2021
СМИ ЭЛ ФС77-79727
Следующий выпуск
с 30 октября по 13 ноября