Перспективы взаимодействия и развития в области таможенного сотрудничества
В рамках текущей статьи проводится исследование терминологического понятия «Общественный совет при Федеральной Таможенной Службе», в том числе описание основной цели его существования и обозначения круга решаемых задач. Кроме описания самого понятия рассматриваются некоторые аспекты его функционирования, такие как перечень предусмотренных услуг и сформированный механизм обратной связи получивший название «общественный контроль», при этом уделяется внимание сложившемуся порядку практического сотрудничества между действующими структурами отечественной таможни и непосредственными участниками экономической деятельности в рамках внешней торговли.
В процессе осуществления таможенной деятельности специализированными госструктурами актуализировалась необходимость организации продуктивного взаимодействия на уровне «декларант-таможня» путём выстраивания полноценного диалога между этими сторонами, что послужило поводом для создания Общественного совета при федеральной таможенной службе (далее по тексту ОСФТС).
С точки зрения госуправления, для эффективной работы любых структур находящихся под непосредственным управлением государства, необходимо создать адекватные инструменты обратной связи, которые позволят давать объективную оценку работе действующих госструктур, в том числе таможенных, именно для выполнения этой функции в рамках ОСФТС создаётся «общественный контроль», представляющий собой один из ключевых элементов взаимодействия между отечественным бизнес-сообществом и таможней.
В качестве основной цели создания ОСФТС следует обозначить решение вопросов, не рассматриваемых ранее и не подразумевающих однозначного толкования в рамках существующей отечественной законодательной базы и отраслевых норм, при этом для достижения обозначенной цели необходимо последовательное решение как стратегических, так и тактических задач следующего ряда:
- постоянный надзор за текущим состоянием таможенной инфраструктуры на предмет обеспечения актуальной информационно-технической базой;
- обеспечение соответствия существующей таможенной инфраструктуры новейшим решениям в данной сфере;
- разработка и реализация адекватных мер стимулирования ответственных сотрудников таможни, к дальнейшему усовершенствованию существующей системы.
Следует подчеркнуть, что данные задачи актуализируются в рамках ежегодных заседаний координационного совета, в частности на прошлогоднем декабрьском заседании был обозначен следующий круг задач на 2023 год:
- дальнейшее улучшение существующей системы госуслуг предоставляемых предпринимателям осуществляющим свою деятельность в сфере ВЭД;
- развитие и повышение эффективности действующих подразделений специализирующихся на пресечении коррупционных схем в таможенной сфере;
- сбор информации о текущих проблемах в вопросах работы таможни с дальнейшим оповещением её руководства;
- способствование оперативному решению возникающих проблем.
Результатом деятельности ОСФТС можно обозначить выход на такой уровень работы, при котором все решения принимаемые должностными лицами ФТС относительно выпуска товарной продукции, будут приниматься оперативно и обосновано, в том числе с учётом положений изложенных статьёй 121 действующего таможенного кодекса ЕАЭС [1, с. 138].
В качестве центрального направления взаимодействия таможенных и предпринимательских структур следует признать оказание специализированных услуг со стороны региональных подразделений ФТС различным юрлицам осуществляющим ВЭД, при этом специалистами выделяется следующий ряд услуг:
- создание и дальнейшее ведение реестра юрлиц, оформленных в качестве официальных таможенных представителей, включая поддержание актуальности отражаемой в нём информации;
- классификация товарной продукции и принятие предварительных решений о внесении отдельных видов в существующую номенклатуру;
- предоставление консультаций по вопросам действующего таможенного законодательства, в том числе информационная поддержка по вопросам, имеющим отношение к ТД [3, с. 1].
Результатом оказанной услуги со стороны таможни может являться как издание специального приказа исходящего от ГУФТД и ТР, к примеру в случае включения или исключения юрлица из текущего реестра ТП, так и определённые мероприятия административного характера, к примеру в области классификации товарной продукции таковыми могут быть принятие и рассмотрение заявлений, а также вынесение или напротив отмена предварительных решений и т.д. [2, с.4-7].
Необходимо отметить, что при изучении информации предоставленной со стороны участника ВЭД для получения какой либо услуги в рамках полномочий ФТС, таможенные структуры могут привлекать к сотрудничеству третьих лиц, с помощью которых проверяется достоверность всей изложенной в заявлениях и иных регламентных документах информации, и только в случае полного соответствия всех исходных данных принимается решение об оказании услуги или напротив в отказе её предоставления.
В тех случаях, когда происходит выявление ошибочных данных или недостоверных сведений, наличие которых служит препятствием к предоставлению запрошенной услуги, ФТС посредством использования доступного административного ресурса вносит корректировку в действующие нормативы, что служит профилактическими мерами воздействия на вероятность возникновения аналогичных ситуаций в будущем.
Описанный выше механизм обратной связи позволяет своевременно выявлять все факторы влияния оказывающие негативное воздействие на существующую систему взаимодействия между предпринимателями и ФТС, что даёт возможность не только повышать сложившийся на данный момент уровень сотрудничества, но и проводить целенаправленную оптимизацию всех работающих механизмов и используемых инструментов.
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза: текст с изменениями и дополнениями на 2023 год. – Москва: Эксмо, 2023, – 138 с.
- Приказ ФТС России от 16.04.2020 № 375 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению таможенными органами государственной услуги по принятию предварительных решений о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза". (Актуален на 2023 год).
- Официальный сайт ФТС России, URL: https://customs.gov.ru/spisok_gosuslug
- Пилипчук Г.Д. Таможенное право: учебное пособие. М.: Проспект, 2022. С. 165.
- Эриашвили Н. Д.; Таможенное право: учебник под ред. М.М. Рассолова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 463 с.
- Галузо В.Н. Таможенное право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 030501 «Юриспруденция», 080115 «Таможенное дело»; по науч. специальности 12.00.14 «Административное право; административный процесс». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2021. – 367 с.
- Таможенный портал Альта Софт, URL: www.alta.ru.
- Официальный интернет-портал правовой информации, URL: http://www.pravo.gov.ru.