Наследование исключительных прав на средства индивидуализации
Проанализировано наследование исключительных прав на средства индивидуализации. Обращено внимание на основные проблемы наследования исключительных прав на средства индивидуализации. Предложены пути решения выявленных проблем.
Наследование исключительных прав на средства индивидуализации, а именно исключительного права на товарный знак (знак обслуживания), фирменного наименования, наименования места происхождения товара имеет большое значение, так как этот вопрос недостаточно разработан, и по нему до сих пор идут серьезные доктринальные споры. Данное положение вещей связано, в основном, с тем, что разделы 5 и 7 ГК РФ не содержат достаточного количества правовых норм, которые бы регулировали эти правоотношения исчерпывающим образом[1, с. 81].
В этой связи следует обратить внимание на положения ст. 1241 ГК РФ, которые допускают возможность перехода исключительного права в порядке универсального правопреемства, в том числе путем наследования. Российское законодательство не запрещает переход прав на товарный знак, знак обслуживания и другие средства индивидуализации в порядке наследования. Однако отсутствие четкой законодательной определенности осложняет наследование, так как вышеуказанные нормы не являются безусловными.
Согласно ст. 128 ГК РФ, товарный знак, являющийся средством индивидуализации, приравнен к иным охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и отнесен к объектам, имеющим возможность переходить от одного лица другому в порядке универсального правопреемства. Несмотря на недостаточную конкретизацию положений законодательства, в доктрине не вызывает споров возможность перехода исключительного права на товарный знак и знак обслуживания к наследнику – индивидуальному предпринимателю, однако может ставится под сомнение в судебной практике[2].
В законодательстве существуют также и положения, толкование которых приводит к выводу о возможности наследования права на средства индивидуализации физическим лицом, не имеющим статуса индивидуального предпринимателя. Речь идет о п. 2 ст. 132 ГК РФ, в которой говорится об имущественном комплексе предприятия. В его состав входят в том числе и права на обозначения, которые индивидуализируют само предприятие, а также его продукцию и работы (коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания).
На практике основные проблемы при наследовании исключительного права на товарный знак возникают в том случае, когда он наследуется физическим лицом и не входит в состав имущественного комплекса предприятия, которое является наследодателем–правообладателем.
Применительно к данным правоотношениям, большую роль играют разъяснения, которые были даны в Постановлении Пленума Верховного суда №9 от 29.05.2012. Данное постановление было всесторонне рассмотрено в доктрине, иногда подвергаясь даже критическому анализу. В нем раскрыт ответ на вопрос об оформлении правоотношений по поводу перехода исключительных прав в порядке наследования. Были выделены несколько основных условий, позволяющих наследовать исключительное право на товарный знак.
В качестве первого условия, которое позволяет праву на товарный знак быть объектом наследственных правоотношений, выступает обладание наследодателем статуса индивидуального предпринимателя. Оно опирается на положения ст. 1478 ГК РФ, которая предусматривает, что быть обладателем исключительного права на товарный знак может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Это означает, что наследодатель на момент ликвидации должен обладать данным правом, а также не должна быть прекращена охрана права на товарный знак.
Следующее условие относится к статусу наследника. Оно гласит, что наследником может быть только гражданин, который имеет статус индивидуального предпринимателя. Отдельно в п. 85 данного Постановления оговорено, что принадлежащее индивидуальному предпринимателю исключительное право на товарный знак или знак обслуживания, которое унаследовано гражданином, не имеющим регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, должно быть отчуждено им в течение года со дня открытия наследства. Это соответствует положениям ст. 238 ГК РФ, в которой указано, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
Из этого можно сделать вывод о том, что фактически Верховный Суд признает возможность перехода исключительного права на товарный знак к гражданину, не являющемуся индивидуальным предпринимателем. Однако ученые указывают отсутствие достаточной аргументации отчуждения права именно в течение года, не раскрыты и последствия, наступающие при невыполнении лицом данной обязанности.
В литературе существуют немало сторонников ограничения круга лиц, которые могут наследовать исключительное право на товарный знак. Они указывают на то, что товарный знак является ограниченно оборотоспособным, следовательно распоряжение им попадает под действие ст. 238 ГК и 1180 ГК. Данное мнение поддерживается некоторыми учеными, так как использование товарного знака ограничено исключительно предпринимательской деятельностью, а это определяет статус правообладателя.
Однако данное Постановление было критически воспринято многими учеными, указывающими на некоторые недоработки, оставляющие пробельность при регулировании наследственных правоотношений в этой сфере[3, с. 106].
В частности, в нем отсутствует указание на порядок действий при наличии нескольких наследников, среди которых юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и гражданин. В п.87 Постановления говорится о том, что права на средства индивидуализации, перешедшие сразу к нескольким наследникам, принадлежат им совместно. В научной литературе отмечается, что данный вывод хоть и соответствует общим нормам наследственного права, однако противоречит положениям законодательства, согласно которым исключительное право может принадлежать только лишь одному владельцу, являющемуся индивидуальным предпринимателем[4, с. 40]. Также остается неясным вопрос, касающийся срока, в течение которого наследник должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (должен ли обладать таким статусом на момент открытия наследства или же получить его после).
Согласно ст. 1477 ГК РФ, товарным знаком является обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. В ст. 1482 ГК РФ раскрывается характер этих обозначений. Основная ценность таких обозначений заключается в выделении товара или продукции среди прочей массы аналогичных. Для использования данных обозначений служит удостоверяемое соответствующим свидетельством исключительное право. Данное свидетельство необходимо для удостоверения приоритета товарного знака на товары, указанные в свидетельстве. В ст. 1478 ГК РФ отдельно оговорено, что обладателем исключительного права на товарный знак может быть только юридическое лицо, либо индивидуальный предприниматель. Исходя из этого, можно говорить о законодательном ограничении круга лиц, у которых есть возможность быть владельцами товарного знака. Помимо этого, в ст. 1232 ГК РФ предусмотрена государственная регистрация при переходе права на товарный знак.
Следующая особенность правового регулирования товарного знака связана с неограниченным сроком существования исключительного права на него. Ст. 1491 ГК РФ предусматривает возможность продления срока действия исключительного права неограниченное число раз. Отдельно стоит оговорить, что положения п. 1 ст. 1486 ГК РФ допускают досрочное прекращение охраны товарного знака в случае отсутствия его непрерывного использования в течение трех лет. Заявление в этом случае может быть подано заинтересованным лицом. В результате смерти гражданина–предпринимателя, его исключения из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, на основании решения уполномоченного органа прекращается и правовая охрана товарного знака. Однако из этого не следует невозможность наследования исключительного права на товарный знак.
В литературе распространено мнение, согласно которому наличие статуса индивидуального предпринимателя необходимо лишь для того, чтобы использовать исключительное право на товарный знак. Владение и распоряжение же не связаны напрямую с наличием такого статуса, так как в случае смерти наследодателя–индивидуального предпринимателя, его наследник – физическое лицо в силу принципа универсального правопреемства получает совокупность прав и обязанностей, в которую входит и исключительное право на товарный знак. Стоит отметить, что в действующей редакции ГК РФ отсутствуют правовые нормы, регламентирующие данные правоотношения.
Подобная пробельность зачастую приводит к коллизионным ситуациям, при которых среди наследников права на товарный знак могут одновременно оказаться как лица, имеющие статус индивидуального предпринимателя, так и не имеющие такового, либо только не имеющие статуса, включая несовершеннолетних.
Исходя из разъяснений, данных в Постановлении №9, а именно в п. 87, делаем вывод о том, что исключительное право на средство индивидуализации, перешедшее к нескольким наследникам, принадлежит им совместно. Данная конструкция соответствует общим нормам наследственного права, однако противоречит положению законодательства, согласно которому исключительное право на товарный знак может принадлежать только одному владельцу, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
Таким образом, основная проблема в данной ситуации заключается в том, что переход исключительного права без договора может быть правомерным только при условии его государственной регистрации. Однако такая регистрация осуществима лишь при переходе права к надлежащему лицу, отвечающему требованиям, предусмотренным ст. 1478 ГК РФ. При этом, вопрос о том, каким образом несоответствующие таким требованиям наследники могут распоряжаться данным правом, отчуждать его, остается открытым. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что хоть наследовать исключительное право на товарный знак может и любой гражданин, но использовать его без оформления статуса индивидуального предпринимателя и перерегистрации права на свое имя нельзя.
Еще одной неопределенностью в этом вопросе продолжает являться срок, в течение которого наследнику необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя для получения права на товарный знак, а именно – должен ли наследник уже обладать данным статусом на момент смерти наследодателя или может приобрести после его смерти? Большинство ученых поддерживают мнение о том, что наследнику необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в течение года со дня открытия наследства, а также направить соответствующее уведомление в Роспатент.
Данный срок определяется, исходя из положений ст. 238 ГК РФ, однако вопрос о перерегистрации права до конца не решен, несмотря на указание в ст. 1232 ГК РФ о том, что переход исключительного права на товарный знак без договора подлежит обязательной государственной регистрации, порядок и условия которой устанавливаются Правительством РФ. Однако в Постановлении Правительства Российской Федерации о 24 декабря 2015 года № 1416 вопрос о конкретном сроке так и не был решен.
Для решения данного вопроса на практике наследнику необходимо подать в Роспатент заявление о регистрации перехода исключительного права на товарный знак без договора. В случае наличия нескольких наследников вопрос не может быть разрешен существующими правовыми нормами в силу того, что ст. 1478 ГК РФ не допускает переход исключительного права к нескольким наследникам.
В судебной практике могут применяться несколько подходов для решения данной проблемы. Первый заключается в переходе права к юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю и регистрация данного права, если статус имелся на день открытия наследства. Во втором случае наследнику необходимо подтвердить факт регистрации в качестве предпринимателя к моменту подачи заявления о перерегистрации права на товарный знак.
- Городисская Е.Ю. Наследование прав на товарный знак // Закон. – 2014. – № 5. – С. 81.
- Решение Арбитражного суда Пермского края от 07.12.2010 № А50–22259/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
- Гилберт А.М., Кравцова А.Н. Проблемы практической реализации гражданами прав наследования объектов интеллектуальной собственности и их защита // Science Time. – 2014. – № 10. С. 106.
- Булаевский Б.А. К реформе правового регулирования наследования интеллектуальных прав // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. – 2017. – Т. 4. № 2 (12). С. 40.