Личность несовершеннолетнего и её значение в юридической психологии и науки криминалистики
Журнал Научные высказывания

Личность несовершеннолетнего и её значение в юридической психологии и науки криминалистики

В уголовно-правовом направлении проблема преступности несовершеннолетних имеет серьезные последствия для национальной безопасности, экономического благосостояния и духовного развития России. Однако практика не всегда способствует эффективному регулированию уголовно-правовых отношений среди подростков.

Необходимо изучать специфические характеристики и механизмы формирования асоциального поведения несовершеннолетних для эффективного предотвращения преступлений и борьбы с преступностью[1].

Принцип особого положения несовершеннолетних закреплен в российском уголовном законодательстве. Важно исследовать вопросы, связанные с производством уголовных дел, в которых участвуют несовершеннолетние лица.

Согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет, а несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - это лицо, находящееся в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо совершающее правонарушение или антиобщественные действия[2].

Подросткам в различных правоотношениях присваивается особый статус, особенно в уголовно-правовых нормах, регулируемых международными актами, такими как «Конвенция о правах ребенка» и «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»[3].

Согласно Минимальным стандартным правилам ООН, несовершеннолетний считается ребенком, который может быть привлечен к ответственности за правонарушение в отличительной форме от ответственности взрослого[4].

Согласно статье 87 УК РФ, несовершеннолетним лицом признается человек, который на момент совершения преступления достиг возраста 14 лет, но не достиг 18 лет[5].

В этой связи, И.А. Макаренко отмечает, что изучение личности в контексте уголовной и уголовно-процессуальной наук, криминологии и криминалистики направлено на выявление качеств личности, которые могут способствовать совершению преступления[6].

Криминалистическое исследование личности осуществляется для получения информации о различных аспектах личности лица, которое может быть подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, свидетелем или иным участником уголовного дела.

По мнению О.В. Беляковой, в истории развития российского законодательства в области уголовной ответственности несовершеннолетних были установлены свои особенности, отличающиеся от ответственности взрослых лиц. При рассмотрении вопросов уголовной ответственности несовершеннолетних необходимо учитывать особый подход к их личности в соответствии с их социальным, интеллектуальным, психологическим и физиологическим развитием, а также с учетом возрастных особенностей[7].

В этом случае возраст является важным фактором при определении степени вины и меры наказания несовершеннолетнего. Ответственность несовершеннолетнего должна быть пропорциональной тяжести совершенного им преступления и учитывать воспитательные меры, направленные на предотвращение повторения преступлений в будущем.

В процессе становления личности несовершеннолетнего он начинает осознавать мир, который его окружает, и научиться действовать в конкретных жизненных ситуациях. Тем не менее, из-за отсутствия опыта и несформированных принципов и жизненных устоев, несовершеннолетний может не всегда правильно оценивать свои и чужие поступки. Он может подвергаться дурному влиянию сверстников и старших, что может привести к негативным последствиям в процессе социализации личности.

При этом несовершеннолетний имеет особый статус в законодательстве, так как его поведение требует специального подхода и оценки. Национальное законодательство устанавливает определенную ответственность для несовершеннолетних и учитывает социальные и психологические аспекты, а также индивидуальные особенности каждого случая.

Стоит отметить, что наличие негативных факторов, таких как недостатки в воспитании и дурное влияние, не может служить основанием для освобождения несовершеннолетнего от установленной законом ответственности. В целом, подростки в процессе становления должны научиться правильно, оценивать свои и чужие поступки, чтобы успешно социализироваться и не нарушать установленные законы и нормы.

Правовой институт уголовной ответственности несовершеннолетних является важным механизмом борьбы с преступным поведением и способствует формированию положительного правосознания. В связи с этим, при организации расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними, следователь (дознаватель) должен первоначально изучить личность подростка, которого подозревают в совершении преступления. Для криминалистической характеристики личности несовершеннолетнего, информация о его личности имеет важное значение, так как помогает определить эффективность всего планируемого расследования преступления. Кроме того, информация о личности подростка, который совершил преступление, является главным фактором криминалистической характеристики преступления[8].

Таким образом, криминалистическая характеристика преступления является необходимой составляющей методики расследования, которая включает изучение личности подростка, совершившего преступление.

Как показывает опыт, многие правоприменители считают, что ограничиваться формальным подходом при сборе информации о личности несовершеннолетнего является достаточным. Однако, данное мнение неверное и может привести к замедлению расследования преступлений, связанных, например, с корыстно-насильственными преступлениями.

Проведя анализ уголовных дел, мы заметили, что обстоятельства, указанные в статье 89 УК РФ, не всегда выясняются должным образом. Суды, изучая дела, связанные с несовершеннолетними, также отмечают формальный подход органов следствия и дознания.

В большинстве случаев при рассмотрении уголовных дел, касающихся несовершеннолетних, привлекаются различные документы: справки о состоянии на учете у нарколога и психиатра, акты обследования жилищных условий, учебные характеристики и характеристики с места жительства, сведения о состоянии на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и отделе по делам несовершеннолетних в полиции. Однако, зачастую эта работа проводится формально, и представленные документы не содержат всех необходимых данных о подростке.

Законодательство, устанавливая конкретные нормы, по которым производятся следственные действия с участием несовершеннолетних, учитывает слабо выраженное изменение правового сознания и незавершенность внутренних качеств у подростков. Это должно быть учтено при сборе информации о личности несовершеннолетнего, иначе это может привести к замедлению расследования и затруднить исправление подростка в дальнейшем.

В поведении подростков, когда они участвуют в следственных действиях, можно наблюдать не полностью сформированное усвоение социальных норм. Поэтому нельзя применять уголовно-правовые нормы к несовершеннолетним также, как к взрослым преступникам, как утверждает Е.Е. Бурунова[9].

Если же для несовершеннолетнего преступника применяются послабления, учитывая его психологические особенности, это не нарушает принцип соразмерности наказания за преступление.

В свете криминалистических исследований, личность преступника отражает его социально-психологические свойства, преступный опыт, специальные знания и особенности взаимоотношений с жертвой преступления. В результате, такой анализ позволяет выявить наиболее вероятные следственные сценарии и выбрать соответствующие тактические приемы[10].

Согласно УПК РФ, следствие должно устанавливать обстоятельства, связанные с личностью обвиняемого, а именно: обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, и обстоятельства, которые могут привести к освобождению от уголовной ответственности.

При рассмотрении уголовных дел, связанных с несовершеннолетними, важным фактором является учет их возрастных особенностей и социально-психологических характеристик. В соответствии с этим, статья 421 УПК РФ обязывает установить условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, а также определить его уровень психического развития и иные особенности личности[11]. Кроме того, при рассмотрении дел, связанных с несовершеннолетними, необходимо учитывать влияние на них старших по возрасту лиц. Это может помочь правоохранительным органам определить, какие факторы могут повлиять на поведение несовершеннолетнего и каким образом следует воздействовать на него в рамках уголовного дела. Таким образом, учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних при рассмотрении уголовных дел является важным элементом в обеспечении справедливости и соразмерности наказания за совершенные преступления.

По результатам анализа можно заключить, что изучение личности без использования системно-структурного подхода не является возможным. В процессе изучения личности следует обращать внимание на социально-демографические признаки, такие как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место проживания, состав семьи, образ жизни, а также наличие пагубных привычек у родителей и других членов семьи. Важным является установление взаимоотношений в семье и круга друзей несовершеннолетнего. Психические процессы, такие как восприятие, память, мышление, речь и уровень интеллектуального развития также являются важными признаками. Темперамент и психически-эмоциональное состояние также необходимо учитывать при расследовании, так как от этих факторов зависит возможность установления доверительных отношений между правоохранительным органом и подозреваемым. Мировоззрение, включающее взгляды на действительность, отношения с другими людьми и установленные жизненные принципы, может помочь в установлении нужной информации и понимании картины событий преступления.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что в ходе расследования следователь не должен пренебрегать моральными характеристиками несовершеннолетнего, поскольку правильный подход к получению и использованию такой информации способствует эффективному планированию, расследованию и раскрытию преступления.

Важно учитывать, что получение информации от лица, с которым установлен определенный психологический контакт, значительно проще, чем от лица, отрицающего свою причастность к событиям и настроенного враждебно к следствию и расследованию преступления.

Поэтому следует проявлять тактичность и деликатность в общении с несовершеннолетними и использовать психологические методы работы, с целью получения максимально достоверной информации и избегания возможных негативных последствий, в том числе на психологическом уровне несовершеннолетнего.

 

[1] См. например, Комарницкий А.В. Особенности назначения несовершеннолетнем правонарушителям в контексте ювенальной уголовной политики. // Ленинградский юридический журнал. 2012. №2. С. 102

[2] Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с посл. изм. и доп. от 21 ноября 2022 г. № 445-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL : http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.04.2023 ).

[3]  См. например, Аветисян С.В. «Институт ответственности несовершеннолетних в уголовном праве России» // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. №1 С.60.

[4] Минимальные стандартные правила  Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 10 декабря 1985 г. // Официальный интернет-портал Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml / (дата обращения: 23.04.2023 ).

[5] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.  № 63-ФЗ (с посл. изм и доп. от 14 апреля 2023 г. № 116-ФЗ ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL : http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.04.2023 ).

[6] Макаренко И.А. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего обвиняемого в процессе расследования уголовного дела //  Lex Russica. 2015. №8. С.14.

[7] См. например, Белякова О.В. Краткий анализ практики назначения наказаний несовершеннолетним осуждённым в России // Альманах современной науки и образования. 2011. №12. С.9.

[8] См. например, Филиппова Е.О. Несовершеннолетняя преступность, как объект криминологического исследования // Известия Оренбургского Аграрного университета. 2015. №2 (52). С.259.

[9] Бурунова Е.Е. Развитие института уголовного ответственности несовершеннолетних лиц, постановка проблемы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. №23. С. 158.

[10] См.: Таюрская Е.А. «Несовершеннолетний в уголовном праве России» // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. №3. С. 32.  

[11] Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от  18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (посл. изм. и доп. от 14 апреля 2023 г. № 116-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.04.2023 ).

Список литературы
  1. Комарницкий А.В. Особенности назначения несовершеннолетнем правонарушителям в контексте ювенальной уголовной политики. // Ленинградский юридический журнал. 2012. №2. С. 102
  2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с посл. изм. и доп. от 21 ноября 2022 г. № 445-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL : http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.04.2023 ).
  3. Аветисян С.В. «Институт ответственности несовершеннолетних в уголовном праве России» // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2015. №1 С.60.
  4. Минимальные стандартные правила  Организации Объединённых Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»). Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 10 декабря 1985 г. // Официальный интернет-портал Организации Объединённых Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/beijing_rules.shtml / (дата обращения: 23.04.2023 ).
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.  № 63-ФЗ (с посл. изм и доп. от 14 апреля 2023 г. № 116-ФЗ ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL : http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.04.2023 ).
  6. Макаренко И.А. Обеспечение прав и законных интересов несовершеннолетнего обвиняемого в процессе расследования уголовного дела //  Lex Russica. 2015. №8. С.14.
  7. Белякова О.В. Краткий анализ практики назначения наказаний несовершеннолетним осуждённым в России // Альманах современной науки и образования. 2011. №12. С.9.
  8. Филиппова Е.О. Несовершеннолетняя преступность, как объект криминологического исследования // Известия Оренбургского Аграрного университета. 2015. №2 (52). С.259.
  9. Бурунова Е.Е. Развитие института уголовного ответственности несовершеннолетних лиц, постановка проблемы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2013. №23. С. 158.
  10. Таюрская Е.А. «Несовершеннолетний в уголовном праве России» // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. №3. С. 32. 
  11. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от  18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (посл. изм. и доп. от 14 апреля 2023 г. № 116-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.04.2023 ).