А.П. Бобринский и его вклад в развитие железных дорог в Тульской губернии
В данной статье будет рассмотрен вклад А.П. Бобринского в железнодорожную составляющую тульской губернии
Алексей Павлович Бобринский – человек, оставивший заметный след в истории Тульского края. Почему же именно он наиболее известен из всей династии? Ведь каждый из Бобринских запомнился определенными достижениями. Но наша конкретная цель ответить на вопрос: каков же вклад графа в развитие железнодорожной сферы? В связи с 260 – летием рода графов Бобринских необходимо ответить на этот вопрос. Начнем с биографии.
Родился Алексей Павлович в городе Павловск близ Санкт – Петербурга. После окончания Александровского лицея Бобринский поступил на службу в Министерство иностранных дел. Уже после отставки поселился Алексей Павлович в своем имении в Богородицком уезде Тульской губернии. Участие в Крымской войне принесло ему звание генерал – майора, однако карьера на этом не закончилась. Участие в политической жизни плавно возносило представителя графского рода вверх по карьерной лестнице. Характер позволял преодолевал трудности жизни. Продвижение успешно шло в сфере железнодорожного транспорта. Май 1871 года ознаменовался определенными изменениями. Именно в это время граф стал заместителем министра путей сообщения, а вскоре и вовсе получил должность министра. На этой должности он использовал такие методы как выступление за определенную последовательность построения железных дорог, противостояние бессрочным гарантиям строительства. Благодаря его инициативам были пересмотрены генеральные планы железнодорожного строительства. По Елецкой ветви Тульской Губернии располагались станции от Узловой до Бабарыкино. Станция Богородицк была переименована в Жданку. Контроль за направлением строительства привел к нормализации грузопотока на подконтрольной Бобринскому территории. Кроме того, передача управления железнодорожным строительством в частные руки казалась для Бобринского невозможна. Большое количество частных инвесторов приводило, по его мнению, к несогласованности действий. Курировать строительство должен человек от государства. И Алексей Павлович самолично курировал важнейшие участки железных дорог. Он делал это не из личной выгоды, а исходя из государственных интересов, понимая, что железные дороги – как артерии человеческого организма, необходимы для нормального функционирования государственного экономического оборота. Принципиальность Бобринского не была наигранной, а верность данным в начале карьеры принципам была несгибаемой. Это и стало принципиальным моментом, по которому произошли определенные расхождения в позициях с императором Александром II, окружение которого было совсем не против серых схем. После одного из случаев несогласия Бобринский был отправлен сначала на гауптвахту, а позже подал в отставку. Противостояние с частными инвесторами в железнодорожное дело не привело к положительному исходу. Однако после его отставки многие из политических противников признавали, что железнодорожное дело больше проиграло, нежели приобрело. Нельзя отрицать и того факта, что именно благодаря Бобринскому Богородицк был включен в систему железнодорожного сообщения.
Введение Бобринским процедуры регистрации частных железнодорожных компаний также способствовало процессу постепенного закрепления роли государства в железнодорожном бизнесе. Регистрация позволяла избежать многих видов махинаций. Контроль государства с одной стороны, позволял поддерживать высокую дисциплинированность, а с другой, не позволял вмешиваться большому количеству иностранного капитала.
В 1870 году началась постройка Рижско - Вяземской железной дороги. Движение по ней началось в декабре 1874 года. На территорию Тульской губернии железная дорога заходила со станции Клекотки, а заканчивалась городом Алексин. Быстрое продвижение строительства и ввод в эксплуатацию стали реальны благодаря Бобринскому. Сызранско- Вяземская дорога также была достроена. Она проходила через Тулу с ветвью на Богородицк и Ефремов. За короткий промежуток времени Тула стала городом, активно вовлеченным в экономическую жизнь губернии.
Таким образом, можно констатировать, что без деятельного участия графа строительство велось бы не с таким энтузиазмом и четким пониманием стратегии работы.
Необходимо сказать, что к концу жизни из-за увлечения миссионерством Алексей Павлович был вынужден покинуть Россию. Сохранились сведения, что «…Бобринский проповедовал Евангелие живо и с большой свободой, производя впечатление не только на аристократов, но и на крестьян и ремесленников. Толпы крестьян просили, чтобы он проповедовал им Слово Божие. Благодаря блестящему образованию и духовному дару его прозвали “Спердженом России» [1]
В современном Богородицке заслуг Бобринского не забыли. Об этом свидетельствует установленный ему бюст рядом со станцией Жданка. Тульская губерния своей историей неразрывно связана с Бобринскими. Не одно поколение с благодарностью вспоминают заслуги своего земляка А.П. Бобринского. Несмотря на непростое назначение, граф делал все зависящее от себя, чтобы Тульская губерния была процветающей. А это во многом зависело от успешности развития железнодорожного транспорта. Даже Лев Николаевич Толстой отмечал успехи А.П. Бобринского в его «нелегком» деле.
Семья Бобринских часто использовала железнодорожный транспорт для путешествий по губернии. Этот вид транспорта был комфортабелен. Со станции Жданка члены семьи могли отправится в небольшое путешествие. Его цели могли быть связаны визитами к родственникам, посещением театра и другими целями.
Сегодня посетители, осматривая экспозицию Богородицкого дворца музея, в ходе экскурсий знакомятся с представителями рода Бобринских. О Бобринском высказывались и его приемники, в частности, С.Ю. Витте: «Граф Алексей Бобринский при Александре Втором был министром путей сообщения, и я служил под его начальством. Это был благороднейший и честнейший человек, но тоже не без странностей» [2, с.36] Однако здесь нужно понять, что человек не может быть идеален во всем. Однако его вклад в государственные дела, непосредственно, связанные с Тульской губернией, следует учитывать. Он состоял из курирования строительства участков и непосредственного включения Богородицка в железнодорожные маршруты. А именно память о великих свершениях прошлого делает будущее более ясным. Главное помнить, что без желания и воли большие результаты не придут. Главное отстаивать свою позицию и четко понимать, чего ты хочешь добиться. Именно так действовал Алексей Павлович Бобринский. За это его и хвалили, и критиковали. А это лишний раз показывает, что решения, принимаемые для блага государства, не бывают простыми. Инструменты, используемые для этого, могут быть различны.
Бобринские – одна из династий, которые оставила след в истории России. А некоторые ее представители не дают усомнится в подлинности ее заслуг.
- Алексей Павлович Бобринский История в лицах [Электронный ресурс]. – URL: http://hecrus.ru/Razdeli/Istorija_v_licah.html (дата обращения: 21.09.2022).
- Витте С.Ю. Воспоминания. Москва: Соцэкгиз, 1960. – Т.2 с. 36.