История пионерской дружины школы №1 города Коврова
Журнал Научные высказывания

История пионерской дружины школы №1 города Коврова

Изучена история пионерского движения в России, история пионерской организации в городе Коврове. Собрана информация о пионерской дружине школы №1 города Коврова.  Проведён сравнительный анализ анкетирования обучающихся школы, интервью бывших выпускников школы и бывших старших пионервожатых школы.

пионер
пионерская организация
символы и атрибуты пионерского движения
форпост
пионерские вожатые

 Большую роль на формирование личности человека оказывает школа, общественные организации. В декабре 2022 года в России появилось общественно-государственное движение детей и молодежи « Движение первых». Возможно, через создание РДДМ, сегодня хотят воссоздать современную «пионерию»? Пионер значит «первооткрыватель». Участники организации «Движение первых» считают себя ПИОНЕРАМИ своего Отечества! Они стремятся изменить мир  к лучшему, они хотят быть  первыми в науке и технологиях,  в труде и спорте, в сохранении природы.

Гипотезой исследования является предположение: Учащиеся  не знают, что в городе и школе №1 существовала пионерская организация, благодаря которой у подростков воспитывались нравственные качества, любовь к Родине. Через изучение истории пионерского движения, мы пополним свои знания и об истории родного края и своей школы. Следовательно, станем духовно и нравственно богаче.

Результаты опроса учащихся 3-4 классов в количестве 65 человек гимназии №1 г. Коврова с целью выявления знаний о пионерском движении показали, что необходимо познакомить учащихся гимназии с историей Пионерии.

                      Вопросы

                    Ответы

1. Знаете ли вы кто такие пионеры?

Да – 21 чел; нет – 44 чел.

2. Какие знаете символы и атрибуты пионерской организации?

Красный галстук – 15 чел.

Не знают – 50 чел.

3. Что вы знаете о пионерской дружине нашей школы?

Затрудняюсь с ответом – 60 чел. Предположили, что совместная деятельность пионеров - учащихся школы, помогали другим людям – 5 чел.

3. Каким должен быть пионер?

Добрым, бескорыстным, терпеливым, честным, трудолюбивым, отзывчивым, надежным, отважным, патриотом.

4. 19 мая… Что за дата для пионеров?

День пионера-15 чел.

5. Кто такие вожатые?

Затрудняюсь с ответом -39 чел.

Помощники детей, командиры -16 чел.

 Следят за детьми в летних лагерях -10 чел.

6. Чем занимались школьники в пионерских лагерях?

Помогали младшим школьникам, неуспевающим – 13 чел.

Помощники пожилых людей – 11 чел.

Волонтеры, делали добрые дела – 12 чел.

Играли -7 чел .

Затрудняюсь с ответом -22 чел.

Пионерская организация в нашей стране была создана 19 мая 1922 года и объединяла детей рабочих, крестьян. В марте 1926 года пионерская организация стала именоваться – Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина [10]. Символы и атрибуты пионерской организации: пионерское знамя, отрядный флаг, пионерский галстук, пионерский значок, горн, барабан. Пионерская организация имела свои печатные издания. Самые известные из них это газета «Пионерская правда», журналы «Пионер», «Костёр». В пионерскую организацию принимали школьников в возрасте от 9 до 14 лет. Вступивший в пионерскую организацию на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза. 

Первые пионерские отряды в городе Коврове были созданы в июле 1923 года при заводах и фабриках.

С 1924 года детское коммунистическое движение начинает охватывать школы Коврова, где создаются форпосты, объединяющие пионеров из разных отрядов. Проведен уездный съезд пионеров. Работа пионеров распределена на несколько этапов: клубная работа, интернациональное воспитание, работа в деревне, школе, детских  домах, работа среди беспризорных, связь с Красной Армией, общественная работа, антирелигиозное воспитание, пропаганда детского движения [4].  

С 1931 года пионерские отряды начали создаваться при  школах города. При пионерских дружинах создавались октябрятские группы, объединявшие младших школьников. Пионеры являлись вожатыми октябрятских звездочек. Вожатыми пионерских отрядов были комсомольцы. Выстроилась система политического и патриотического воспитания детей и молодежи [10]. Открывается городской дом юных пионеров. Дети участвовали в военно-спортивных играх, отдыхали в пионерских лагерях. В годы войны помогали семьям погибших бойцов, давали концерты в госпиталях, помогали престарелым, работали на уборке урожая, собирали металлолом, лекарственные травы. После войны помогали восстанавливать народное хозяйство. Много было полезных и важных дел на счету пионеров.

В истории пионерской организации школы №1 г. Коврова найдется немало ярких и интересных страниц. Первый пионерский отряд школы № 1 создала старшая вожатая Игошина Клавдия Павловна. В 1936 году работала над сплочением пионеров.

В 1938 году старшей пионервожатой школы стала Игнатьева Евдокия Васильевна. Всю свою жизнь она отдала работе с пионерами. В годы войны в школе был размещен эвакогоспиталь, учащиеся покинули школу. Многие учителя и выпускники ушли на фронт.

В 1946 году школьники вернулись в классы. Но то была уже новая школа – мужская. И таковой оставалась до 1954 года. Евдокия Васильевна продолжила важную и ответственную работу с пионерами школы № 1. С 1951г. по 1971 г. она работала в  городском Доме пионеров. Первые семь лет – директором, затем методистом.

С 1964 г. по 1968 г. старшей пионерской вожатой школы работала Казаченко Екатерина Васильевна. Юные пионеры собирали металлолом, сажали деревья, приводили в порядок улицы, дворы, участвовали в соревнованиях на лучший пионерский отряд, в демонстрациях, туристических слетах. Ребята посещали кружки в городском Дом пионеров.

С 1968 г. по 1978 г. пионерской дружиной школы  руководила старшая пионерская вожатая Пивоварова Анна Гавриловна.

Из беседы с Анной Гавриловной мы узнали как много времени она уделяла работе в пионерской дружине школы. Будучи инициативной, ответственной, талантливой пионервожатой, ей удалось сплотить учащихся школы в организации интересных и нужных дел и всевозможных  мероприятий. Это было золотое время пионерской дружины школы №1, которая неоднократно признавалась «Правофланговой» (лучшей) в рамках городского смотра дружин. В пионеры принимали на торжественной линейке. В школе были знаменная группа, группы горнистов и барабанщиков, которые тренировались регулярно для сопровождения различных мероприятий, которые очень часто проводились в школе. Работой отрядов руководил совет дружины, в который выбирали самых активных ребят из каждого отряда. Весело и интересно жили пионеры школы.

В июле 1976 г. проходил первый Всесоюзный слет пионерских вожатых в Москве. От отряда Ковровских вожатых делегатом слета стала старшая пионервожатая нашей школы Анна  Гавриловна Пивоварова.

С 1985 г. – 1990 г. старшей пионервожатой школы работала Русинова Марина Евгеньевна.

Это были годы перемен в общественной жизни страны, годы плодотворной и интересной работы с пионерами дружины имени Олега Кошевого. Проводилось много различных праздников, торжественных мероприятий в школе, на базе городского Дома пионеров. Старшие пионеры помогали в работе с октябрятами и младшими пионерами школы, помогали им в учебе, проводили различные конкурсы, викторины, праздники.

Пионеры каждого отряда вели дневник, отмечая важные события школьной жизни. Ребята помогали пожилым людям, ездили в колхозы на сбор урожая, собирали металлолом и макулатуру. На сборах отрядов класса читали важную информацию из газеты «Пионерская правда», переписывались с друзьями из Чехословакии, Болгарии и Югославии. Всем отрядом ходили в походы, ездили в пионерские лагеря, посещали кружки в Дом пионеров,  обязательно сдавали нормы ГТО, участвовали в военно-спортивной игре «Зарница».

Работа над этой темой оказалась интересной и очень познавательной. В процессе поиска материалов мы встречалась с ветеранами педагогического труда, бывшими пионерами школы. Из бесед с бывшими активистами пионерского движения мы увидели, как увлеченно они рассказывают о своем пионерском детстве, вспоминая игры, песни, романтику пионерских костров, общественно-полезные дела для себя, людей. 

Собрав информацию, мы провели классный час «История пионерского движения в нашей стране», пригласили на встречу с классом и активистами РДДМ школы бывшую старшую пионервожатую нашей школы Пивоварову Анну Гавриловну, которая рассказала об основных направлениях работы с пионерами дружины школы,  оформили фотоальбом и брошюру о пионерской дружине школы № 1. Выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Считаем, что необходимо воспитывать  в подростках патриотизм и толерантность. Детские и молодежные организации создают условия для воспитания и всестороннего развития личности, помогают прививать любовь к Родине, к своему прошлому, к культуре своего народа.

Выражаем благодарность за помощь в написании работы и предоставленные материалы и  фотографии методисту по организации краеведческой работы МБОУ ДО ДДТ г. Коврова Г.В. Жуковой, бывшим ст. пионервожатым школы №1 Е.В. Казаченко, А.Г. Пивоваровой, М.Е. Гусевой (Русиновой), директору школы И.А. Красновой, педагогам школы  И.Н. Поднебесновой, О.А. Катраевой, Л.В. Пай, Н.Л. Савельевой, выпускникам школы П.Б. Артюшину, Е.М. Щербаковой, И.В. Борозняк.

Список литературы
  1. Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина, Молодая гвардия, 1974г.
  2. Гусев, А. И. Год за годом : из летописи детского коммунистического движения СССР, 1917–1981 гг. / А. И. Гусев. – Москва : Молодая гвардия, 1981 г.
  3. Замостьянов А.А. Пионерская организация. История феномена, «Издательство Эксмо», 2022г
  4. Зудина И.Н. Народное образование в Коврове, Ковров «Знамя труда», 2005г.
  5. Кабуш, В. Т. Пионерские символы, ритуалы, традиции / В. Т. Кабуш. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск : Народная асвета, 1985г.
  6. Соколова Э. С. Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина. Москва. 1963.
  7. Архивные материалы из ДДТ г.Коврова.
  8. https://project.orenlib.ru/pionery/
  9. http://kovrov-istoria.ru/images/komsomol/46_ksm_glava_4_3_2_181003.pdf
  10. https://ru.wikipedia.org/wiki
международный научный журнал

Научные высказывания #65

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 21 октября по 05 ноября
Сегодня - последний день приёма статей
Размещение электронной версии
18 ноября