Школьный краеведческий музей: интерактивная экскурсия по музею
Журнал Научные высказывания

Школьный краеведческий музей: интерактивная экскурсия по музею

Пребывание в музее - это значит находиться среди живых экспонатов.  Каждый из них как бы говорит о наличии духовной сущности той или иной эпохи, того или иного человека. Все предметы в музее уникальны, с ними хочется взаимодействовать и раскрывать их секреты.

Наш музей "Память" посвящен событиям  Великой Отечественной войны. В этой статье мы расскажем о том, как и чем, воевали солдаты в годы войны, что использовали бойцы для личных нужд, а также расскажем о значимой экспозиции нашего музея.

интерактивная экскурсия
экспонат
музей

В современном обществе, находящемся на стадии  постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Для современной системы обучения становится понятно, что главная задача – это охватить как можно больше информации, при этом научить ребенка в ней самостоятельно ориентироваться, добывать и анализировать. В современных условиях главное не усваивать информацию, а быть исследователем и активной личностью. Как заинтересовать их постоянном поиске? Как сформировать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности? Заманчивый путь, при котором ребенку будет и приятно и интересно учиться. И в результате мы будем иметь активную личность, активно стремящуюся к самореализации.

Именно поэтому, необходимо в первую очередь так построить образовательный процесс, чтобы заинтересовать ребенка привлечь его к самостоятельной дальнейшей поисковой деятельности. Одним из таких элементов деятельности и является работа в школьном музее с последующим использованием материалов на уроках истории и краеведения.

Целью данной работы является содействие использованию на уроках истории и краеведения интерактивной экскурсии, содействовать воспитанию патриотизма и чувства национальной гордости за прошлое отчизны; развивать уважение к культуре и традициям наших предков; развивать эстетическое восприятие памятников архитектуры; способствовать воспитанию ответственности за сохранность культурного наследия.

 Музеи имеют огромное значение для каждой страны. Это тот институт культуры, который создает, хранит и распространяет художественные произведения, а также обучает население культурным ценностям.

Особую роль в поисковой и исследовательской деятельности является не просто изучение экспонатов а создание самостоятельной экскурсии причем той, которую можно использовать на уроках, классных часах и мероприятиях. Такой экскурсией может быть интерактивная экскурсия.

Что же собой представляет  виртуальная экскурсия? Это созданный видео-продукт который позволяет посмотреть на экспозиции в контексте изучаемой темы. От эпизода к эпизоду, от экспоната к экспонату можно окунуться в изучаемую эпоху и приблизить условия, в которых происходили исторические события.

Необходимо подчеркнуть преимущества, которыми обладают виртуальные музеи-онлайн на уроках истории.

Виртуальной экскурсии можно отвести целый урок, а можно использовать как элемент урока при изучении нового материала или закреплении изученного. Для учащихся привлекательной является уже само слово «виртуальная». Для учителей привлекательность заключается как раз в устранении тех недостатков, которые свойственны реальной экскурсии.

Юные экскурсоводы музея «Память» МБОУ «СОШ № 103» г. Воронежа создали виртуальную экскурсию по материалам находящихся в музее.

 Школьный музейный комплекс «Память» был основан в 2020 году благодаря совместным усилиям учителей, родителей конечно учащихся нашей школы при сотрудничестве Богучарского поискового отряда. При выборе направления работы юный поисковый отряд решил остановится на одном из сложных периодов истории Воронежской области — это Воронеж в годы Великой отечественной войны.

Наступательная операция гитлеровцев на воронежском направлении получила кодовое название "Блау" ("Синяя"). Для ее осуществления фашистское командование создало специально в составе группы армий "Б" армейскую группировку "Вейхс" под командованием генерал-полковника барона фон Вейхса. В группировку были отобраны лучшие немецкие части и 2-я венгерская королевская армия. Кроме того, в операции "Блау" принимали участие 6-я немецкая армия под командованием генерал-полковника Паулюса, 4-я воздушная армия и 8-й авиационный корпус, 10-я зенитная дивизия, входившая в состав 1-го зенитного корпуса. Крупное наступление фашистов на воронежском направлении оказалось неожиданным для советского командования. Наступление армейской группы "Вейхс" началось ночью 28 июня 1942 г. со стороны Курска через Касторное и Горшечное на Воронеж, 30 июня - со стороны Волчанска на Острогожск. /1 с.133/

Немецкая армия была хорошо подготовлена к наступательной операции. В музее можно увидеть как личные вещи немецкого солдата, так и элементы вооружения.

Гильза зенитного орудия Эрликон 20-ММ- метательный заряд. Состоял из зерненого пороха. Применялся в качестве патрона для противотанковых ружей. Немецкий штык-нож К 98- изначально применялся для вооружения полевой артиллерии и конницы. Позже использовался как дополнение к винтовке К 98. Лента пулеметная от единого пулемета MG 34- первый единый пулемет, обладающий высокой скорострельностью./3/ Стальной шлем 1935 года, пехотная каска, утвержденная в качестве стандартного общевойскового шлема сил Третьего рейха. В перечень личных вещей входили: зубная паста Блендекс, крем от обморожения, крем для обуви. Также у немецких солдат был смертный жетон, на котором указывался номер роты и группа крови./4/

Наступление должно было проходить стремительно, молниеносно. Советские войска на этом фронте - 40-я армия, левый фланг 13-й армии Брянского фронта и основная часть сил 21-й армии Юго-Западного фронта - подлежали окружению, пленению и разгрому. На Воронеж и прилегающие к нему районы наступали 5 танковых и 3 моторизованные дивизии. За ними шли непосредственно к Воронежу 57-я и 168-я пехотные. Десять дивизий из состава 2-й венгерской армии, включая одну танковую, и до пяти из 6-й немецкой армии в это же время пробивались к Дону на рубеж Гремячье - Коротояк - Лиски. С первого дня наступления и в течение более чем недели ежедневно осуществлялись массированные налеты вражеской авиации на Воронеж. Фашисты полагали, что с взятием Воронежа сумеют добиться решающего успеха в ходе летней кампании.

Однако, несмотря на значительно превосходящие силы гитлеровцев, советские войска Юго-Западного фронта под командованием С. К. Тимошенко и Брянского фронта под командованием Ф.И. Голикова оказали упорное сопротивление. /2 с.129/

Созданная в предвоенные годы система стрелкового вооружения Красной Армии и образцы оружия вполне соответствовали предъявляемым к ним тактическим требованиям, что показал опыт ведения боевых действий. В нашем музее есть образцы следующего вида вооружения и личных вещей солдат Советской армии.

Граната Ф-1, предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Граната обычно разрывалась на осколки. Противотанковое ружье Дегтярева - однозарядное ружье. Предназначалось для борьбы с легкими танками на расстояниях до 500 м. Штык-нож от винтовки Мосина-поступил на вооружения советской армии в 1891 году. Это оружие ближнего боя, которое наносило проникающие ранения из-за четырехгранного игольчатого клинка./3/ Медальон или смертный жетон-текстолитовый или эбонитовый пенал, внутрь которого вкладывался листок бумаги с данными бойца. Делался в 2-х экземплярах. Педаль от истребителя "Аэрокобра" – деталь, которая обеспечивала маневренность и скорость. Располагалась позади кабины пилота, такое расположение педали не давало кабине нагреется./5/

Ценой больших потерь в людях и технике гитлеровцам удалось углубиться в оборону советских частей и 2 июля захватить Горшечное и Старый Оскол. 6 июля они ворвались в западную часть Воронежа. Летом 1942 г. гитлеровцы захватили не только правобережную часть Воронежа, но и западные районы Воронежской области. К югу от Воронежа линия фронта прошла по Дону. В руках фашистов оказались города Острогожск, Россошь, Богучар. 10 июля 1942 г. барон фон Вейхс, обращаясь к солдатам, хвастливо заявил о победоносном окончании сражения за Воронеж. Но это сражение в жаркие июльские дни 1942г.  по сути дела, только начиналось. /2 с. 131/

7 июля 1942 г. был создан Воронежский фронт, командующим которого с 14 июля был назначен генерал-лейтенант Николай Федорович Ватутин.

212 дней и ночей бился с немецко-фашистскими захватчиками город Воронеж. Фашисты так и не смогли захватить Воронеж полностью. Линия фронта прошла через город. Левобережный район остался в руках советских войск. Как вспоминает Ф. И. Голиков, не смог враг взять и "важный северо-восточный сектор" Воронежа "с центром в районе СХИ". Упорные бои шли в парке культуры и отдыха, в районе Березовой рощи. В августе 1942 г. советские воины заняли важную стратегическую позицию на Чижовском плацдарме и удерживали ее до решающего наступления Красной Армии и полного освобождения Воронежа. Осенью 1942 г., когда началась битва на Волге, советские войска под Воронежем не раз переходили в наступление. Гитлеровское командование из-за этого не могло перебрасывать силы к Волге и вынуждено было даже направить некоторые части с волжского направления к Воронежу.

Зимой 1942/43 г. Воронежский фронт во взаимодействии с соседними фронтами провел наступательную операцию под кодовым названием "Малый Сатурн", ставшую составной частью Сталинградской битвы. Операция "Малый Сатурн" положила начало изгнанию вражеских войск с воронежской земли. В ходе этой операции противник был выбит более чем из 200 населенных пунктов области./1 с. 135/

Одновременно войска Воронежского фронта готовились к Острогожско-Россошанской наступательной операции. Для оказания помощи командованию Воронежского фронта к месту предстоящих боевых действий приезжали генералы Г. К. Жуков и А. М. Василевский. В ходе упорных 15-дневных боев войска Воронежского фронта разгромили острогожско-россошанскую группировку противника, прорвав оборону на 250-километровом фронте и освободив до трех тысяч населенных пунктов. В результате сложилась благоприятная обстановка для проведения другой наступательной операции на Верхнем Дону - Воронежско-Касторненской, которая также полностью выполнила свою задачу по освобождению Воронежа и Касторного. 26 января 1943 г. Совинформбюро сообщало, что 25 января войска Воронежского фронта полностью овладели Воронежем. /1 с.136/

Центральное место в музее занимает экспозиция "Никто не забыт, ничто не забыто". Этот раздел в память о великом подвиге, который совершил наш уроженец, Савченко Иван Павлович.

Савченко И.П. был майором. С 1933 года курсант, а на момент войны был казначеем. В 1945, в феврале, был тяжело ранен, к счастью, его вылечили и он продолжил свою службу как начальник финансового отделения.

Медаль за победу над Германией. Награждались все военнослужащие, непосредственно принимавшие участие в рядах Красной армии. На лицевой стороне погрудное изображение Сталина. Медаль за оборону Кавказа. Вручалась военным и гражданским лицам, которые обороняли город более 3-х месяцев. На лицевой стороне медали гора Эльбрус, нефтяные вышки и группа движущихся танковМедаль за Боевые заслуги. Награждались военнослужащие РККА. В нижней части медали изображение винтовки с примкнутым штыком, скрещенной с саблей./5/

В Воронежских музеях, посвященных Великой Отечественной войне, хранятся многочисленные экспонаты вооружения, личных вещей солдат, деталей военной техники. Это связанно с тем, что на территории нашего города велись самые тяжелые бои, на протяжении длительного периода город был оккупирован. Город был сильно разрушен. Сохранение памяти о тех событиях, увековечение истории, поможет не только сохранить наследие предков, но и напомнить всем нам о том, какое ценное достояние мы имеем.

Поэтому музей МБОУ «СОШ № 103» не исключение, в нем тоже хранятся экспонаты эпохи тяжелой войны, которая обрушилась на нашу русскую землю.

При создании виртуальной экскурсии главной задачей было не просто сделать экскурсию познавательной, но и заинтересовать ребят разных возрастов историей нашего края, показать, как были подготовлены к военной операции все стороны. Насколько тяжело далась победа нашим солдатам по освобождению города Воронежа.

Использование виртуальных экскурсий делает процесс обучения и преподавания более эффективным, интересным, качественным. Лучше один раз увидеть то или иное явление или технологический процесс, чем сто раз услышать о его существовании и протекании.

Список литературы
  1. В.И. Панова История Воронежского края, Воронеж, «Родная речь», 1995г.
  2. Загоровский В.П.  История Воронежского края: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.П. Загоровского- Центральное черноземное книжное издательство, 1982.- 311 с.
  3. Наставление по стрелковому делу. Режим доступа: https://coollib.com/b/248482/read Дата доступа: 22.12.2023
  4. Дорога Памяти. Экспонаты. Режим доступа: https://1418museum.ru/eksponaty/ Дата доступа: 20.12.2023
  5. Военная история. Оружие. Военные карты. Режим доступа: https://xn--80aaxgqbdi.xn--p1ai/publ/1/snarjazhenie_vermakhta/1-1-0-575 Дата доступа: 19.12.2023.