Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов по адаптированным образовательным программам как ключ к успешной социализации
Журнал Научные высказывания

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов по адаптированным образовательным программам как ключ к успешной социализации

В статье рассмотрены особенности организации обучения детей с ОВЗ и инвалидами по программе дополнительного образования «Абилимпикс».

дети с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалиды
«Абилимпикс»
программы дополнительного обрзования
чемпионат профессионального мастерства
Кванториум

Статистика Росстата свидетельствует о том, что в последние годы наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.

Вместе с тем социализация и профессиональная ориентация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов сопряжена с различными проблемами, затрудняющими процесс интеграции и трудоустройства этих детей.

Причинами является то, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) часто сложнее получить доступ к качественному основному и дополнительному образованию из-за отсутствия адаптированных программ и необходимых ресурсов, недостаточной подготовки педагогов, отсутствия условий для их обучения, удаленность от места проживания организаций, осуществляющих предпрофессиональную подготовку детей с особыми профессиональными потребностями. 

Решение этих проблем возможно при усилении внимания к потребностям данных детей в области образования и профессиональной подготовки, обеспечения доступа к адаптированным программам и методикам обучения, позволяющим осуществлять предпрофессиональную подготовку.

В 2014 году. Российская Федерация присоединилась к международному движению Абилимпикс.

Абилимпикс – это чемпионат профессионального мастерства среди инвалидов и лиц с ОВЗ, проходящий по трем возрастным категориям: школьники (от 14 лет), студенты и специалисты.

В настоящее время движение Абилимпикс в России направлено на:

-предпрофессиональную подготовку школьников и студентов, повышение уровня профессионального мастерства людей с инвалидностью и ОВЗ;

- развитие возможностей трудоустройства людей с особенными потребностями;

- освоение ими новых видов профессиональной деятельности;

- трудоустройство и организацию стажировок для участников чемпионатов «Абилимпикс» в рамках социального партнёрства с работодателями.

С 2018 года в МАОУ Политехническая гимназия реализуется адаптированная образовательная программа "Абилимпикс" для детей с особыми образовательными потребностями. Цель программы –  интеграция детей с ОВЗ и/или инвалидов в общество через развитие технических навыков в процессе конструирования и проектирования. Профориентационный характер программы способствует социализации детей и их поиску призвания.

Открытие школьного технопарка "Кванториум" на базе МАОУ Политехническая гимназия дало новый импульс для поддержки и развития навыков, талантов и компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, поспособствовало решению задачи по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся. В качестве стратегии в обучении была выбрана методология наставничества, позволяющая осуществлять комплексную поддержку учащихся.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве [2].

В настоящее время в технопарке реализуются две адаптированные образовательные программы (АДОП) для детей с нарушением слуха: "Абилимпикс (робототехника)" и "Абилимпикс (графический дизайн)".

Реализация АДОП направлена на подготовку детей к участию в чемпионате профессионального мастерства "Абилимпикс" по компетенции "Робототехника" (школьники) и «Графический дизайн» (школьники). Программа носит профориентационный характер, помогая детям с особыми образовательными потребностями социализироваться в обществе и найти своё призвание.

Подготовка к конкурсному заданию требует отработки компетенций на время и психологического настроя участников. Важно помнить о психологическом состоянии учащихся, чтобы обеспечить оптимальные условия для успешной подготовки к соревнованиям.

Говоря об особенностях подготовки данной категории детей к соревнованиям, стоит отметить особенности их психофизического развития. Дети с нозологией нарушения слуха имеют [1]:

  • замедленное и ограниченное восприятие;
  • недостатки речевого развития;
  • недостатки развития мыслительной деятельности;
  • пробелы в знаниях;
  • недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением);
  • некоторое отставание в формировании умения анализировать и синтезировать воспринимаемый материал, оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее;
  • хуже, чем у слышащих сверстников, развит анализ и синтез объектов. Это выражается в том, что глухие и слабослышащие меньше выделяют в объекте детали, часто опускают малозаметные, но существенные признаки.

В связи с этим подготовку к чемпионату проводят тренер-педагог при поддержке тьютора и школьного психолога.

Работа с детьми с нарушением слуха строится на индивидуализации обучения с последующим включением детей в групповую деятельность. Совместная работа в доброжелательной, поддерживающей обстановке способствует установлению доверительных отношений и социализации у детей с ОВЗ.

Тренировочный процесс осуществляется в квантах Кванториума, оснащенных необходимым оборудованием для подготовки будущих участников Чемпионата. В процессе обучения очень важно донести до ребёнка правила работы с оборудованием и в дальнейшем требовать от него соблюдения этих правил.

Значимую роль в успешной подготовке к чемпионату играет работа с родителями. Родители являются незаменимыми помощниками в оказании психологической поддержки, установке правильного настроя ребенка на соревнования.

Соревновательный цикл чемпионата "Абилимпикс" занимает примерно полгода, начиная с середины апреля и до конца октября, и включает в себя три соревновательных мероприятия: региональный этап чемпионата (апрель), отборочный этап национального финала чемпионата (сентябрь) и непосредственно национальный чемпионат "Абилимпикс" (октябрь).

Подготовка к этапам соревновательного цикла включает в себя следующие аспекты:

  • временной интервал;
  • отработка компетенций на время;
  • психологический настрой.

При подготовке к соревнованиям очень важно распределить время, отведенное на занятия и отдых так, чтобы это стало максимально эффективно с точки зрения подготовки участника. Как правило, в начале срока подготовки учащийся обладает большим энтузиазмом и положительным настроем. По мере приближения к соревнованиям у учащихся накапливается моральная и физическая усталость. Режим подготовки всегда индивидуален и зависит от индивидуальных качеств учащегося и его возраста. Срок подготовки основывается на количестве новых компетенций, которым необходимо научить учащегося для выполнения конкурсного задания.

Любое конкурсное задание разбивается на ряд компетенций, требующих владения участником соревнований.

Изучение новых компетенций для детей с нарушением слуха должно проходить поэтапно; выполнение заданий должно быть дозированным; обязательное регулярное повторение изученного материла и обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения. 

После того, как участником освоены основные компетенции конкурсного задания, начинается отработка их на время.

Отработка компетенций на время позволяет найти оптимальные пути выполнения задания.

Психологическое состояние ребенка является одним из самых главных моментов и отслеживается наставником-тренером на всем этапе подготовки к чемпионату.

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по АДОП укрепляет их уверенность в своих силах и способностях, формирует умение работать в команде, креативное мышление, цифровую грамотность, самоорганизацию, способствует социализации детей с ОВЗ.

Список литературы
  1. Специальная педагогика: учебное пособие/ Т. Г. Богданоа, М. И. Никитина Д. М. Маллаев‚ И. П.Андриад, Н.С.ГроэнуюН. Н. М. НАЗАРОВа [и др] -  Москва: Изд-во АСАDEMIА, 2000. - 519 с.
  2. Формы наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Электронный ресурс: [сайт]. - 2023.  – URL: https://rosolymp.ru/nastavnichestvo/images/material124.pdf (дата обращения: 03.09.2023)
международный научный журнал

Научные высказывания #63

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.
Прием материалов
с 18 сентября по 02 октября
Осталось 12 дней до окончания
Размещение электронной версии
16 октября