Деятельность органов транспортной прокуратуры по обеспечению транспортной безопасности и профилактики терроризма
В статье рассматриваются основные задачи транспортной прокуратуры по предупреждению правонарушений, направленных на подрыв транспортной безопасности. Также раскрываются основные меры прокурорского реагирования. С разрешения органа прокуратуры, использованы материалы прокурорских проверок.
Распространение в мире организаций, целью которых выступает дестабилизация государства и подрыв мирного существования общества создает угрозу безопасности многих государств, включая Российскую Федерацию. Это придает особую значимость проблеме обеспечения национальной безопасности. При этом зачастую именно объекты транспортного комплекса выступают главной целью террористической атаки. В числе основных задач деятельности правоохранительных органов на современном этапе стоит борьба с распространением террористических организаций [3, с. 344-347]. Эффективность исключения фактов их увеличения и пропаганды зависит от объединения усилий всех субъектов противодействия данному явлению.
Органы транспортной прокуратуры осуществляя надзор за исполнением законодательства о безопасности на транспорте активно предупреждают преступления и иные правонарушения террористической направленности на ранних стадиях. Как правило это происходит посредством воздействия на причины появления таких преступлений, а также на то, что создает условия для зарождения терроризма: социальное расслоение межнациональные конфликты и т.д. [6, с. 67]. Данную позицию подкрепляют слова Звирбуля В.К.: «Задача прокуратуры состоит в принятии мер к устранению, нейтрализации условий, способствующих проявлению причин преступности» [5, с. 61]. В связи с чем можно сказать, что значение прокурорского надзора за исполнением законодательства, обеспечивающего безопасность и антитеррористическую защищенность объектов транспорта довольно высоко.
Для предотвращения террористических актов и поддерживания существующего уровня безопасности на объектах транспортного комплекса транспортными прокурорами осуществляется надзор за исполнением законов: о противодействии терроризму компетентными органами; о безопасности полетов и авиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта [1].
Для осуществления надзорных полномочий необходимо исходить из содержания понятия «транспортная безопасность». В широком смысле транспортная безопасность понимается как:
1) составляющая национальной безопасности;
2) состояние защищенности государства от всех внутренних и внешних угроз;
3) состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры от террористических актов и экстремистской деятельности.
Соответственно, «транспортная безопасность» собирающее понятие, исходя из которого строится понимание о приоритетности антитеррористической защищенности транспортного комплекса, как стратегически важного элемента государства.
Следует отметить, что повседневная практика указывает на тенденцию совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере обеспечение транспортной безопасности. Так Уголовный кодекс РФ был дополнен ст. 2631, Кодекс об административных правонарушениях РФ – ст. 11.151 и 11.152 соответственно.
Однако все принимаемые законодателем меры не помогают в полной мере предотвращать подготовку и совершение террористических актов, направленных на дестабилизацию безопасного существования транспортного комплекса. За последнее десятилетие в России зафиксированы следующие террористические акты:
- взрыв на борту авиалайнера компании «Когалымавиа» рейса Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург, в результате которого погибло 244 человека (октябрь 2015 г.);
- взрывы шариков из подшипника в метрополитене Санкт-Петербурга, 62 пассажира пострадало и 14 погибло (апрель 2017 г.);
- подрыв железнодорожных путей по маршруту поезда «Сапсан» Москва-Санкт-Петербург, пострадало 60 пассажиров (июль 2017 г.);
- террористическая атака Крымского моста (октябрь 2022 г.), погибло 4 человека, была подорвана транспортная безопасность в Крымском и Южном федеральных округах. В результате взрыва было обрушено три пролета (250 м) шоссейного полотна и на железнодорожном мосту в следовавшем по нему составе загорелись семь топливных вагонов-цистерн.
Вышеперечисленные трагедии подчеркивают тот факт, что развитая отечественная транспортная инфраструктура нуждается в более серьезной защите, а обеспечение правопорядка в области транспортной безопасности, противодействие проявлениям террористических угроз и атак требует от прокуроров проведения систематических проверок исполнения требований законодательства, в том числе принятия профилактических мер.
В ходе проведения прокурорских проверок в большинстве случаев выявляются нарушения действующего законодательства. С одной стороны, это позволяет вовремя принять меры, направленных на устранения причин и (или) условий проявления таких криминальных явлений. С другой стороны, это указывает на факт несерьезного отношения к антитеррористической безопасности. К наиболее распространенным нарушениям относятся: непроведение категорирования и оценки уязвимости объектов транспорта и транспортной инфраструктуры, отсутствие в штате работников, прошедших обязательное обучение и аттестацию по вопросам транспортной безопасности, неисполнение требований законодательства при обеспечении транспортной безопасности в отношении строящихся объектов и т.д.
Значимость надзорной функции прокуратуры за исполнением законов о транспортной безопасности определяется важностью транспорта в жизни государства, тяжестью последствий нарушения предписанных законом правил (человеческие потери, утрата разного рода транспорта, разрушение транспортной инфраструктуры, нанесение вреда природе и окружающей среде), а также распространенностью преступлений и правонарушений, недостатками контроля со стороны иных правоохранительных органов [4, с. 64].
Выявленные нарушения законодательства о безопасности на транспорте понуждают применять соответствующие меры прокурорского реагирования. Самая распространенная мера - внесение представления об устранении нарушений законов (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»). Как правило, такое представление строится на необходимости привлечения виновных лиц к ответственности, устранении выявленных нарушений федерального законодательства. Транспортные прокуроры также наделены правом принесения протеста на незаконные нормативные правовые акты (ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ») и внесения предостережения о недопустимости нарушения закона. Его целью являются недопущения совершения противоправных действий и предупреждения наступления негативных последствий (ст. 251 ФЗ «О прокуратуре РФ»). В случае бездействия контролирующих и надзорных органов прокурор возбуждает дела об административных правонарушениях [2] с учётом характера выявленного нарушения закона и имеющихся доказательств (ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Несмотря на имеющиеся проблемы, современное состояние антитеррористической защищённости объектов (территорий) можно охарактеризовать как удовлетворительное. Благодаря слаженной работе правоохранительных органов и иных органов государственной власти, органов местного самоуправления при активном участии хозяйствующих субъектов разных форм собственности крупных терактов в последнее время не допущено.
Статистика по надзору за исполнением законов о безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте показывает, что основная доля прокурорского реагирования связана с вопросами обеспечения антитеррористической защищенности. В частности, за 2022 год Дальневосточной транспортной прокуратурой внесено 467 представлений, вынесено 95 протестов, предостережено 131 должностное лицо, к административной ответственности привлечено 155 лиц [7].
Вместе с тем в современной системе обеспечения антитеррористической защищенности транспортного комплекса Российской Федерации остается поднятым вопрос защиты от кибертеррористических атак организаций, предприятий и учреждений. Целью такого рода атак являются базы данных и системы безопасности, а также несанкционированного вмешательства террористов в работу автоматизированных систем управления транспортных и топливно-энергетических систем, с целью нарушения порядка их функционирования и создания аварийных ситуаций.
Таким образом, в реализации государственной политики в сфере предупреждения и профилактики терроризма с учетом стоящих перед страной вызовов и угроз прокуратуре отводится особая роль в системе органов государственной власти с предоставлением соответствующих полномочий. Транспортная прокуратура как организующий субъект отводит важную роль обеспечению законности в сфере транспортной безопасности. С помощью вынесения актов прокурорского реагирования и проведения проверок происходит своевременное выявление и устранение нарушений законов, установление обстоятельств, способствовавших его нарушению, принятие мер по привлечению к ответственности виновных лиц. Чем активнее и компетентнее осуществляется прокурорский надзор, чем выше его эффективность, тем выше уровень безопасного состояния транспорта и результативнее предупреждение преступлений террористической направленности.
- Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере: Приказ Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 (ред. от 27.04.2022) // Законность. № 11. 2011.
- Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях: Приказ Генерального прокурора РФ от 19.02.2015 № 78 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Раздел «Проекты правовых актов».
- Борьба с терроризмом: новые вызовы и угрозы: монография / под общ. ред. В.В. Меркурьева. - М.: Проспект, 2019. – 680 с.
- Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности на транспорте: монография / Л.И. Александрова [и др.]; под ред. Т.А. Дикановой. - М.: Акад. Ген. Прокуратуры Рос. Федерации, 2019. – 372 с.
- Звирбуль, В.К. Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности / В. К. Звирбуль. - М.: Юрид. лит., 1971. – 164 с.
- Левицкая, М.И., Тимофеев, С.В., Абашина, Л.А. система мер предупредительного воздействия на преступность террористической направленности // Рос. Следователь. 2019. № 8. С. 66-69.
- Итоги работы Дальневосточной транспортной прокуратуры за 2022 год // Номенклатурное дело старшего помощника Дальневосточного транспортного прокурора по организационным вопросам и контролю исполнения № 20-27-2023/539-23-20009401. Архив Дальневосточной транспортной прокуратуры.