Проблемы организации досуга молодых семей в условиях учреждения культуры
Немаловажную роль в деле организации семейного досуга играют культурно-досуговых учреждений - КДУ, большое значение придается семейному отдыху. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных конкурсах и программах, родители и дети учатся быть ближе друг к другу.
Актуальность проблемы досуга молодых семей связана с тем, что семья, по сути, была и остаётся начальной структурной единицей общества и одновременно традиционно ведущим социокультурным институтом. Нормативно-правовую основу работы учреждений культуры с молодыми семьями составляют Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О молодёжной политике», Федеральный закон «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» и др. Семья – это и есть наиболее важная часть общества. В первую очередь она выполняет различные социальные функции, то есть развивает общество, создает образовательную среду, условия для преемственности поколений, продолжается род и одновременно дети социализируются и воспитываются, создается среда для развития личности. [1, с. 381].
В основе организации досуга молодых семей в учреждениях культуры лежат следующие принципы: 1) отдых сочетается с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.); 2) люди могут сами выбирать кружки, клубы по интересам, посещать массовые семейные праздники, такие как Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера (в настоящее время становятся актуальными не только латиноамериканские и народные танцы, но и кружки, в которых проводится обучение историческим танцам, таким как вальс, полонез, кадриль и др.), так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.). Для повышения интеллектуального уровня чаще всего преобладает игровая форма. Также в структуре культурно-досуговой деятельности всё большее место занимают развлекательные программы, различные шоу-программы с пышным костюмированным сценическим действием, с участием «звёзд» (в небольших городах – местного значения), динамически яркие, насыщенные спецэффектами. Но существуют и другие – эксклюзивные – культурно досуговые программы. В настоящее время они начинают пользоваться большой популярностью и распространяются в сфере туризма и путешествий, развлечений, в сфере общения с природой. [2]
Досуг молодых семей может проводиться по- разному, на форму его проведения влияют такие факторы как образование, культура членов семьи, особенности менталитета, культуры, также на проведение досуга влияет возраст членов семьи, интересы членов семьи и склонности. Немаловажно то, сколько времени уделяется на проведение досуга. При проведении мероприятий для молодых семей необходимо уделять внимание созданию атмосферы теплоты, именно она и помогает улучшить психологический климат семьи. [4]
Одной из проблем является то, что по причине сложных экономических и психологических обстоятельств формирование культуры молодой семьи становится сложной задачей, в связи с этим очень важно разрабатывать грамотные культуротворческие и социальные технологии, которые позволяют сформировать нравственные и культурные основы молодой семьи. Это необходимо, потому что имеет место демографический кризис, огромное количество людей не видит ничего негативного в употреблении алкоголя, наркотиков, не желает заниматься спортом, созидать, бережно относиться к природе, искусству, своей родной культуре, читать. Если это не исправить, то все вышеперечисленные негативные тенденции будут актуальны и для детей. В связи с этим необходимо проводить беседы, различные психологические тренинги, организовывать совместный активный досуг детей и родителей. Именно по этой причине актуальны мероприятия для сохранения культуры, такие как проведение различных ярмарок, народных игр, мастер-классов по народному творчеству, как для детей, так и для взрослых, проведение различных мероприятий экологической направленности, также необходимо открывать кружки изобразительного искусства, создавать фольклорные ансамбли и оркестры народных инструментов. Это позволяет решить проблемы дефицита общения между детьми и родителями и укрепить нравственную основу семьи как ячейки общества. [3]
Существует проблема нехватки клубов для молодых семей. При грамотно организованной работе эти учреждения способны укреплять институт молодой семьи, организовывать её досуг, формировать установки для здорового образа жизни, развивать творческий потенциал каждого члена семьи. Всем известно, что родители показывают пример детям, следовательно, в условиях кризиса семьи вести воспитательную работу приходится не только с детьми, но и с родителями: обучать их основам народного рукоделия, проводить совместные с детьми спортивные занятия, проводить беседы о последствиях неправильного образа жизни. При этом можно создать условия для того чтобы молодые семьи рационально проводили свое свободное время, комфортные условия для проведения досуга семей, удовлетворения культурных запросов. Это может быть сочетание активного и пассивного отдыха, организация совместных путешествий. Для того чтобы решить эти проблемы и реализовать вышеуказанные мероприятия необходимо выявить наиболее приоритетные направления работы (связано это с ограниченным бюджетом). Исходя из этого необходимо разрабатывать различные проекты и программы и привлекать для этого материальные, финансовые, кадровые и информационные ресурсы. При этом большая часть мероприятий должна проводиться бесплатно, то есть финансироваться государством или иметь доступную стоимость. Это требование актуально не только для многодетных и проблемных семей, но и для тех, кого можно считать средним классом, так как в условиях экономического кризиса покупательская способность даже благополучной семьи существенно снизилась. По причине жесткой экономии ограниченного семейного бюджета (нужно помнить о том, что практически каждая семья покупает жилье на условиях ипотеки) культурно-досуговые мероприятия не финансируются по причине их высокой стоимости, в связи с этим семья не может реализовать свои культурные потребности и привить правильные привычки молодому поколению. Данную проблему должно решать государство.
- Аверкина А. Э. Образовательные технологии в преподавании социологии семьи // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход: [материалы XIII Всероссийской научнопракт. конференции (г. Пермь, 23 апреля 2013 г.)]. – Пермь: Изд-во Пермского национального исследоват. политехнического ун-та, 2013. – Том 1. – С. 380–384.
- Денисова, А.А.Семейный досуг как фактор формирования внутрисемейных отношений и развития личности / А.А. Денисова // Наука и просвещение. – Пенза, 2017. – С.134-136.
- Иванова, М.М.Ролькультурно - досуговых учреждений в организации семейного досуга и развитии семейно-досуговых технологий/М.М.Иванова // Материалы IV международной конференции. - Краснодар: Краснодарский государственный институт культуры, 2017. – С. 1-17.
- Харьковская, Е.В.Проблемы организации семейного досуга и пути их решения в учреждениях социально-культурной сферы / Е.В. Харьковская, Г.Н. Тутаева // Наука сегодня. – 2015.–С.66-68.