ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЛОЩАДКА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
Журнал Научные высказывания

ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЛОЩАДКА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматриваются детские общественные организации, как площадка подготовки кадров для сферы молодежной политики. Особое внимание уделено возможностям детских общественных объединений в воспитании будущих специалистов по работе с молодежью; выявлена приоритетные направления государственной молодежной политики; рассмотрена деятельность Российского движения школьников Новосибирской области.

кадры
молодежная политика
детская общественная организация
специалист по работе с молодежью

Одним из основных направлений для государственной молодежной политики является организация подготовки специалистов по работе с молодежью[1]. Для реализации данного направления государством решает большое количество задач, которые в полной мере направлены на подготовку молодых кадров для сферы молодежной политики.

Государственная молодежная политика также развивается в рамках многих направлений, одним из которых является поддержка деятельности молодежных общественных объединений. Наряду с такими объединениями стоят и детские общественные организации, которые очень создаются с каждым годом все активнее.

На современном этапе важную роль играют детские общественные объединения, деятельность которых ведется и организуется при помощи специальных знаний и подготовленных для этого педагогов. Именно это показывает состояние и перспективы развития детских общественных организаций в нашей стране.

Говоря о детских общественных организациях, мы придерживаемся понятия, которое дается в педагогическом  энциклопедическом словаре: «Детская общественная организация – добровольное самодеятельное и самоуправляемое объединение детей и взрослых, созданное для совместной деятельности на основе общих целей и интересов. К Детским общественным организациям относятся ассоциации, федерации, союзы, лиги, фонды и прочие организации. Создаются международные, национальные, региональные и другие Детские общественные организации»[2].

История создания и развития детских общественных организаций изучается многими исследователями педагогических, философских, психологических и социологических наук. В.Н. Гуляихин, А.П. Галкин, Е.Н. Васильева[3, с.128] рассматривают молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации. Так, в России с 1991 года педагоги стали активно работать в направлении создания детско-юношеских сообществ, потому что был введен институт социальных педагогов. Множество исследований было проведено, где были отражены основные подходы подготовки социальных педагогов в данном направлении. Такими исследователями были А. В. Мудрик, Л. Г. Диханова, , Е. Н. Сорочинская[5].

Основными специальностями, которые занимаются подготовкой специалистов по работе с молодежью, молодежными и детскими общественными организациями являются «Организация работы с молодежью», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление». Но специальность «Организация работы с молодежью появилась совсем недавно, ранее она называлась «Работник сферы государственной молодежной политики», обучение которой началось только в 2001 году, намного позже, чем появились детские общественные организации.

Во многих регионах реализуются программы повышения квалификации и переподготовки кадров, работающих в детских молодежных объединениях, на базе институтов повышения квалификации педагогических работников, педагогических вузов, методических служб муниципальных образований, учреждений дополнительного образования детей. Также сейчас в России насчитывается более 100 образовательных учреждений участвующих в обучении кадров для работы с молодежью. Объектом их деятельности являются, в том числе, руководители и активисты общественных объединений.

Само понятие специалист по работе с молодежью в Федеральном законе  "О молодежной политике в Российской Федерации" трактуется следующим образом: «гражданин Российской Федерации, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, осуществляющий трудовую деятельность в инфраструктуре молодежной политики»[1].

Специалист сферы молодежной политики должен обладать организационными навыками, быть ответственным, решительным, надежным, предприимчивым, дисциплинированным и энергичным. Всеми эти качества можно воспитать, в том числе и в рамках деятельности детских общественных организаций, на что и направлена работа таких объединений.

Данная проблема актуальна и до сих пор, ведь деятельность детских общественных организаций выполняет такие функции, как:

  • в процессе реализации деятельности происходит формирование и развитие личности;
  • деятельность общественных организаций можно считать решением кризисных ситуаций, возникших в образовании, школах, которые отодвинули процесс воспитания на периферию общественной жизни;
  • деятельность организаторов детского движения стала фактором, подтверждающим жизнестойкость идей гуманистического воспитания, в процессе которого взрослый «опредмечивает» идею творческого взаимодействия-сотрудничества, субъект-субъектных отношений при передаче социального опыта подрастающему поколению;
  • мотивы этой деятельности лежат в духовной сфере и связаны с формированием жизненных установок молодежи, которая должна двигаться по пути общественного прогресса[5].

Анализ современного состояния деятельности детских общественных организаций показывает, что в процессе участия в таких объединениях дети воспитываются, становятся полноценными личностями, готовые на большие свершения, в том числе и в сфере государственной молодежной политики. Поэтому можно предположить, что детские общественные организации направлены на подготовку специалистов сферы молодежной политики, в том числе специалистов по работе с молодежью, педагогов-организаторов и других кадров.

Целью исследовательской статьи можно считать – анализ деятельности детских общественных организаций города Новосибирска по подготовке кадров для сферы молодежной политики.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть понятие «детские общественны организации», «специалист по работе с молодежью»;
  2. Определить характеристику кадров сферы молодежной политики;
  3. Выявить возможности подготовки кадров для сферы молодежной политики в условиях детских общественных организациях.

Современная ситуация в стране показывает, что происходит рост количества детских и молодежных организаций. С каждым годом деятельность таких объединений становится всё ярче и активнее. Создаются различные организации, которые объединяют сотни детей в стране, которые готовы творить и заниматься общественной деятельностью.

На территории России на данный момент существует огромное количество детских общественных организаций, крупнейшими из которых являются:

1. CПО-ФДО - Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федера­ция детских организаций», объединяет юридические лица: детские общественные организации, союзы, ассоциации и другие общественные объединения, созданные с участием детей или в их интересах.

2. Ассоциация общественных объединений «Национальный совет молодежных и детских объединений России».

3. Российское движение школьников (РДШ) — Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников. 

Последняя детско-юношеская организация РДШ очень популярна сейчас среди школьников, педагогов и родителей. Ведь именно они являются целевой группой данного движения. Создается большое количество проектов, где дети могут проявить свою возможности, попробовать себя в совершенно разных ролях, познакомиться с новыми людьми и организовать свои проекты и мероприятия. Именно это и важно для будущих кадров сферы молодежной политики. Это движение воспитывает и готовит будущих специалистов, организаторов с теми качествами, которые были нами указаны ранее.

Благодаря Российскому Движению Школьников проявился такой проект, как «Классные встречи РДШ». Особенностью проекта является то, что школьники сами являются организаторами этих мероприятий, что формирует у них организаторские способности, характерные для работы в сфере молодежной политики.

Проект реализуется в рамках поручений Президента Российской Федерации Владимира Путина. С 2019 года проект «Классные встречи РДШ» входит в федеральный проект «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование», а реализуется проект с 2018 года[4].

Так, в Новосибирской области за 2021 год школьниками было организовано 736 Классных встреч; более 800 Классных часов Классных встреч; более 1200 гостей проекта; более 6000 школьников, родителей и педагогов стали участниками проекта[4]. Статистика проекта очень внушительная и она, конечно, наталкивает на мысль, что в деятельности РДШ участвуют очень ответственные, инициативные и активные дети, которые по всем параметрам подходят для участия в деятельности феры молодежной политики.

Каждый проект имеет свою цель и направлен на решение какой-либо проблемы, как всем известно. Говоря о проекте «Классные встречи РДШ» можно отметить, что целью проекта является формирование ценностных ориентиров у школьников через организацию классных часов, проведение встреч с учеными, деятелями культуры и искусства, и спортсменами.

Благодаря таким встречам, школьники знакомятся с новыми людьми, узнают о новых сферах деятельности, расширяют свой кругозор. Классные встречи формируют у школьника творческие, деловые и организационные качества, которые он будет применять в профессиональной сфере, в том числе и в сфере молодежной политики.

Проанализировав деятельность местных и первичных отделений Новосибирской области в рамках проекта «Классные встречи РДШ» следует сделать вывод, что проект является эффективным по формированию у школьников таких профессиональных и личных качеств, как организованность, творчество, креативность, ответственность, умение анализировать и планировать. Отсюда следует вывод, что в условиях детских общественных организаций реализуется большая работа по подготовке кадров для сферы молодежной политики. Данное направление является приоритетным для общества и государства, а значит, оно всегда будет поддерживаться и развиваться дальше.

Список литературы
  1. Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400056192/ (Дата обращения: 09.04.2022).
  2. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002. С. 64-65
  3. Гуляихин В.Н., Галкин А.П., Васильева Е.Н. Молодежные и детские объединения как субъекты вторичной социализации: опыт регионального исследования // Социол. исслед. 2012. № 6. C. 127-132.
  4. Новосибирское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/rms_nso (Дата обращения: 10.04.2022).
  5. Руденко И.В. Подготовка организаторов детских объединений как фактор развития детского движения - субъекта современного воспитательного пространства // Сибирский педагогический журнал. 2008. №5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-organizatorov-detskih-obedineniy-kak-faktor-razvitiya-detskogo-dvizheniya-subekta-sovremennogo-vospitatelnogo (дата обращения: 09.04.2022).